» » » » Илья Захаров-Гезехус - По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии


Авторские права

Илья Захаров-Гезехус - По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Захаров-Гезехус - По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Институт компьютерных исследований, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Захаров-Гезехус - По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии
Рейтинг:
Название:
По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии
Издательство:
Институт компьютерных исследований
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4344-0128-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии"

Описание и краткое содержание "По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии" читать бесплатно онлайн.



В книге в популярной форме представлены результаты исследований, которые автор, биолог-генетик, проводил в Туве и на Алтае. Описаны поиски среди местного населения потомков «завоевателя вселенной» Чингиз-хана, для чего были использованы современные методы молекулярной генетики. Рассказано и о некоторых из аборигенных домашних животных Центральной Азии, которых встретил автор, в том числе о тувинских овчарках. Собаки этой древней породы сейчас успешно разводятся в Москве.

Книга вызовет интерес как у специалистов гуманитарных и естественных дисциплин, так и у широкого круга читателей, интересующихся историей и природой.






Задние конечности

При осмотре сзади — прямые, параллельные. Углы коленных и скакательных суставов умеренно выражены и очерчены. Бедра широкие, с хорошо развитой мускулатурой. Бедренные кости средней длины, поставлены с небольшим наклоном. Голени средней длины. Скакательные суставы сильные, широкие; пяточная кость длинная. Плюсны не длинные, массивные, почти отвесно поставленные.

Лапы

Крупные, круглые, сведенные в плотный комок, с длинной шерстью между пальцами. Часто встречаются прибылые пальцы.

Движения

Уверенные, легкие, свободные, пружинистые, хорошо скоординированные и сбалансированные. Наиболее характерным аллюром является рысь с сильным толчком задних конечностей и свободным выносом передних, которая при ускорении переходит в размашистую рысь или галоп. На рыси линия верха ровная и горизонтальная.

Кожа

Толстая, но эластичная, с выраженной подкожной клетчаткой, часто образующая складки на голове, подвес на шее и подгрудок.

Шерстный покров

Шерсть длинная, густая, упругая, но шелковистая, прямая или с легкой волной. Подшерсток хорошо развит, плотный и густой. Покровный волос образует на шее и холке «гриву», на ногах — «очесы», на хвосте — «перо» или «кисть», которые наиболее выражены у кобелей. Встречаются особи со сравнительно короткой шерстью (примерно 4-5 см) и плотно прилегающим остевым волосом без признаков украшающей шерсти.

Окрас

Основной — черный и черно-подпалый; реже встречаются коричневый, соболиный, желтый, палевый, серый, белый и белый с черными пятнами (черно-пегий). Допускаются белые пятна на шее (в виде горлового пятна, полного или неполного ошейника), на груди, лапах и кончике хвоста, а также на спинке носа (в виде проточины). Черно-подпалые собаки с большими белыми пятнами на лапах и груди описываются как трехдветные. На белом фоне пятен возможна крапчатость в тон основного окраса. Желательным признаком у собак с черно-подпалым окрасом является наличие пятен над глазами в тон подпала («четырехглазие»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  О тувинцах и тюрках

В собранных в этой книге очерках я рассказал о некоторых результатах моих поездок в Туву и на Алтай, о тех впечатлениях, которые я там получил. Описал, конечно, далеко не все. В Туве, на Алтае, в Хакасии я собрал большое число образцов, из которых мои коллеги М. Деренко и Б.Малярчук выделяли ДНК и проводили тонкие генетические анализы этих материалов.

Мирослава и Борис написали книгу «Молекулярная филогеография населения северной Евразии», книга в 2010 году была издана под моей редакцией. В ней описано то, чего здесь я совсем не касался — разнообразие центрально-азиатских народов по так называемой митохондриальной ДНК. Эта часть человеческого генома передается строго по материнской линии, и изучение ее разнообразия позволяет реконструировать строение и происхождение человеческих популяций и народов по женским линиям.

Я встречался со многими тувинцами, собрал библиотеку книг по истории и культуре Тувы. Мшу сказать, что у тувинцев древняя и богатая история и, я надеюсь, превосходное будущее.

В прошлом высказывались другие мнения о будущем тувинцев.

Английский путешественник Д.Каррутерс, посетивший Урянхайский край (Туву) в начале XX века, писал (циг. по Кенин-Лопсан, 2010, с. 311): «...Тот факт, что урянхайцы остаются маленьким народом, живя в пределах страны великих возможностей, не представляющей, в сущности, серьезных недостатков, указывает на то, что туземцы сами уже не обладают чудодейственной силой возрождения и находятся, несомненно, на верном пути постепенного угасания».

Такое же суждение высказал и поляк А. Ф. Оссендовский, при бегстве от красных пересекший Туву в 1920 году. Он написал об Урянхае (2005, с. 58): «Этот благодатный, богатый множеством полезных ископаемых край заселен вымирающим монголоидным племенем: оно насчитывает теперь не более шестидесяти тысяч человек».

Сейчас тувинцы отнюдь не «вымирающее племя»: по последней переписи 2010 года их насчитывается 263 434 человека. Сохранился язык, вернулась традиционная религия буддизм.

Читая лекции в университете Кызыла, я среди своих слушателей провел социо-демографический опрос. Я спрашивал, сколько братьев и сестер было у их родителей, сколько у них самих и сколько они сами хотели бы иметь детей. Результаты выразительные:

у родителей (это люди, родившиеся в 1950-е годы) в среднем 5,8 братьев и сестер;

у студентов — 3,1;

планируемое число детей в будущих семьях студентов — 2,4;

желаемое число детей (если бы были хорошие материальные условия) — 3,3.

Тува — один из немногих регионов России, где имеет место естественный прирост населения. Оскудение этому народу не грозит.

А как с «качеством генофонда»? Меня восхищают тувинские женщины: несколько из тех, с кем я познакомился, проявляют в науке или в литературе въедающиеся способности, отличаются завидной настойчивостью и целеустремленностью, позволившими им преодолевать всякие житейские трудности. Честь и хвала им!

Я познакомился и с тем, кого я считаю великим представителем тувинского народа. Это Монгуш Кении-Лопсан, в одиночку сохранивший для человечества целый пласт тувинской культуры. Выпускник Восточного факультета Ленинградского университета, писатель, поэт, он записал, обработал и издал шаманские гимны и предания Тувы, представив их в нескольких книгах. С предметом своих изысканий он знаком «изнутри», будучи практикующим шаманом.

-

Рис. 29. М. Кении-Лопсан

Мне удалось собрать несколько его книг (на некоторые я ссылаюсь в этих очерках); на двух книгах по моей просьбе автор оставил автографы, написав на одной: «Человеку романтического путешествия, профессору большой скромности от души желаю крепкого здоровья. Будьте веселы, дорогой Илья Захаров! Сердечно М. Кении-Лопсан, 24 сентября 2000 года. Кызыл. Музей. Избушка».

Избушка — маленький деревянный домик на Интернациональной улице, рядом со старым зданием Музея, где сидит, работает, принимает страждущих Монгун Борахович.

Тувинцы — прямые потомки древних тюрков южной Сибири и Центральной Азии; в этом меня убеждают, в частности, те результаты, которые были представлены во второй главе этой книги. А древние тюрки — это удивительный народ. Ни один народ, ни одно племя в доколумбову эпоху не расселил свои гены и свой язык на таких огромных пространствах. На тюркских языках говорят у Ледовитого океана якуты и у Эгейского моря турки. Тюркский язык обладает какой-то удивительной способностью к распространению: азербайджанцы, турки, да и волжские татары антропологически и по своему генофонду не имеют ничего общего с тюрками Центра Азии. Но им, как эстафета, был передан язык, который они заимствовали от народов совсем другого происхождения. Воистину, это великий и могучий язык.


Рис. 30. Встреча с древним тюрком (Бай-Тайгинский р-н, 1997 г.)

Скажу для тех, кто не знаком с историей древних тюрков.

Предки тувинцев были первым народом на территории нынешней России, у кого появилась письменность, при этом не заимствованная, а, по-видимому, оригинальная. Этим так называемым руническим письмом написаны (выбиты на камнях) надписи — эпитафии, — множество которых обнаружено в Хакасии, Туве, на Алтае и в Монголии, при этом больше всего этих памятников именно в Туве. Их относят к VII-XII векам, то есть руническая письменность появилась еще в VII, а может быть, и в VI веке.

Некоторые надписи очень поэтичны. В заключение своих очерков приведу одну (найдена в верховьях Енисея) («Поэзия...», 1993):

«Мне дали имя детское — Шубуш, а взрослое мое — Кюмюль-огя.

В пять лет своих оставшись без отца, я в девятнадцать потерял и мать.

Как воин, возмужав, я в тридцать лет по праву принял звание огя.

Я в сорок лет уже тутуком был.

Я воевал и побеждал врагов.

Но вот, на шестьдесят втором году, луну и солнце в небе голубом я ощущать и видеть перестал.

О,мой народ, — мой племенной союз, священная моя земля-вода, мои — о, горе! — жены в их дому, наложницы, сородичи мои, мои сыны, мой скот и табуны, вы, сто пятнадцать боевых коней, вы, тысяча табунных лошадей, не насладившись вами, я ушел!»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Указаны только те источники, на которые есть ссылки в тексте.

Абиль Е. А. Кереи. Проблемы этнической и политической истории. Кос- танай Центрум, 2012. 192 с.

Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан. Хакасский гос. ун-т, 2003. 260 с.

Еумилёв Л.Н. Древние тюрки. Поиски вымышленного царства. М: ЭКСМО, 2008. 1024 с.

Давыдова А. В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) — памятник хунну в Забайкалье. Л.: Изд-во ЛЕУ 1985. 111 с.

Деренко М.В., Малярчук Б. А. Филогеография населения северной Евразии по данным об изменчивости митохондриальной ДНК / Отв. ред. И. А. Захаров-Гезехус. Магадан. СВНЦ ДВО РАН, 2010. 376 с.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии"

Книги похожие на "По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Захаров-Гезехус

Илья Захаров-Гезехус - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Захаров-Гезехус - По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии"

Отзывы читателей о книге "По следам Чингиз-хана. Генетик в центре Азии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.