Евгений Мин - Ценный подарок (сборник)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ценный подарок (сборник)"
Описание и краткое содержание "Ценный подарок (сборник)" читать бесплатно онлайн.
Ленинградского прозаика Евгения Мина (1912–1984) интересовали главным образом морально-этические проблемы. Короткие рассказы о современных бытовых ситуациях, о взаимоотношениях людей соединяют лирику и юмор. События нередко развиваются в некой условной стране, что не мешает автору насытить их современным содержанием.
— Не беспокойся, — ответил Муж. — Я здоров. Сейчас я поеду в город и вернусь завтра.
Назавтра Художник вернулся из города и привез столько необходимых ему принадлежностей, что просто удивительно, как один человек мог дотащить это.
С этого дня он перестал ходить с Женой и Дочкой в лес, кататься на лодке, гулять по песчаному берегу реки. Он писал картину.
К осени все семейство вернулось в город. Оставшись наедине с картиной, художник пристально вглядывался в нее. На полотне был высокий песчаный берег. Под обрывом текла густосиняя река. На той стороне ее лежал изумруднозеленый луг, по лугу бродили ярко-рыжие коровы, по небу, такому же густо-синему, как река, плыли облака, похожие на чисто выстиранное белье. На берегу стоял старенький домик, на заборе сушились рыбачьи сети. Рядом с домиком росла липа, еще зеленая, но уже начавшая жухнуть от палящего солнца.
Пейзаж был закончен, но Художник чувствовал: чего-то не хватает.
— Чего-то нет, чего-то нет, — бормотал он и вдруг, схватив палитру, выдавил из тюбика белую краску, нанес ее на листву дерева, обращенную к реке, затем смешал на полотне эту краску с бледно-желтой. Так он сделал три-четыре мазка и сказал:
— Теперь, кажется, все.
В мастерскую вбежала Дочка..
— Ой! — захлопала она в ладоши. — Это ты нарисовал, папа?
— Похоже? — спросил Художник, привлекая к себе Дочку.
— Очень даже! И речка такая же, и коровки. А почему они такие красные?
— Просто так мне захотелось.
— Нельзя, — очень серьезно сказала девочка. — Мама говорит: нельзя делать то, что хочешь, нужно делать то, что нужно. И взрослым тоже?
— И взрослым, — вздохнул Художник.
— А я думала, вы можете делать все, что хотите.
— Нет, дочурка, нет.
— Зачем же тогда вырастать? — спросила девочка и, взглянув на картину, воскликнула: — А это что, белая кошка с желтыми глазами?
— Где? — удивился Художник.
— Вон там, на дереве в листьях.
Конечно, никакой кошки там не было. Это была причудливая игра света в зелени, образовавшаяся из последних мазков Художника, но он знал, что ему не объяснить это фантазерке-девочке. Потрепав ее по щеке, он сказал:
— Кошка, конечно, белая кошка с желтыми глазами. Иди к маме!
Спустя неделю Художник понес свое полотно на суд Знатоков.
Они пошли втроем: Художник, Жена и Дочурка, которую не с кем было оставить.
— Веди себя хорошо, — сказала ей мама, — и не вздумай болтать глупости.
— Я буду вести себя, как принцесса на балу, — пообещала девочка.
На этот раз Знатоков было трое: пожилой мужчина, похожий на апостола, с розовым свежим лицом и венчиком снежно-белых волос вокруг апельсиновой лысины, женщина с кукольным личиком, которое почти совсем закрывали огромные круглые очки, и густоволосый молодой человек.
— Садитесь, пожалуйста, — любезно предложил Жене Художника Апостол. Она, поблагодарив его, села, держа рядом с собой Дочку. Женщина с кукольным личиком посмотрела на Жену Художника так, словно не видела ее, а Густоволосый молодой человек бросил на Жену живописца взгляд, стараясь вспомнить, где видел ее, и она смущенно отвернулась.
Художник установил свою картину на подрамник. Высокий суд начался.
— Прошу вас, — вежливо, но официально обратился Апостол к Женщине с кукольным личиком.
— Нет, пожалуйста, вы сначала, — робко сказала она.
— Может быть, вы начнете? — любезно, но сухо спросил Апостол Густоволосого.
Тот ничего не ответил, мучительно вспоминая, где он видел эту красивую женщину.
Знатоки немного помолчали, затем Апостол весомо произнес:
— Пейзаж.
— Пейзаж, — строго сказала Женщина в больших очках.
— Пейзаж, — вырвался из задумчивости Густоволосый.
— Прошу дальше, — сказал Апостол.
Тут Женщину в больших, очках прорвало. Она начала говорить такими длинными фразами, что казалось, у них не будет конца. Она вдруг стала хвалить «Обнаженную», которую сама жестоко критиковала, объясняла, что для данного художника путь от абстрактного натюрморта к конкретному пейзажу является прогрессом, но только частичным, неполным, и Художник проявил в этой картине неуместный традиционализм. Апостол, слушая ее, держался намеренно прямо, чтобы не уснуть.
Густоволосый молодой человек не слушал Женщину в больших очках. Присматриваясь к Жене Художника, он вдруг вспомнил, что это та самая «Обнаженная», которая привлекала к себе внимание посетителей несколько лет тому назад. Конечно, она немного пополнела и повзрослела, но все еще хороша собой. Тут же он вспомнил свою некрасивую, глупую, вечно пересаливавшую суп жену. Чувство зависти к Художнику охватило его.
Женщина в огромных очках кончила говорить, Апостол, стряхнув одолевающий его сон, вежливо, но черство сказал Густоволосому:
— Прошу вас!
Густоволосый был человек добрый, к тому же воспитанный самой высоконравственной эпохой. Он подавил мелкобуржуазные чувства зависти и ревности к Художнику. Ему стало жаль красивую женщину, наверное, бедствующую с этим неудачником. Он стал горячо говорить о достоинствах картины, как вдруг опомнился, подумав, что старшие товарищи могут счесть его рутинером, и тоже ополчился на «Песчаный берег», полный пережитков традиционализма. В этом не было ничего личного. Просто в тот период времени Знатоки, хотевшие идти в ногу со временем, больше всего боялись прослыть традиционалистами и стремились к умеренному новаторству.
Последним говорил Апостол. Он сказал коротко, но жестко, что его огорчает в творчестве талантливого Художника повторение путей, уже пройденных другими.
Жена Художника не понимала половины из того, что говорили Знатоки, но чувствовала, что картина им не понравилась и вместе с другими будет стоять в мастерской, повернутая лицом к стене.
Она ничем не выдала себя, так же как Художник, который безразлично слушал ученые речи Знатоков. Но все-таки Женщина волновалась и невольно выпустила из своей руки ручку Дочери. Девочка, воспользовавшись этим, подбежала к Женщине с кукольным лицом и, вцепившись в ее платье, закричала:
— Тетенька, тетенька, посмотрите, какая там красивая белая кошка с желтыми глазами!
— Какая кошка? — рассердилась Женщина, высвобождая свое платье из рук ребенка. — Иди к маме!
Жена Художника, потрясенная всем этим, не могла встать со стула.
— Погодите, — вежливо, но неприятно сказал Апостол. — Иди ко мне, девочка.
Она смело подошла к этому дяденьке. Он погладил ее по голове, думая о своей внучке, с которой он сейчас с удовольствием провел бы время.
— Так, что ты говоришь, малышка? — спросил он так, будто не был главным Знатоком, а обыкновенным добрым дедушкой.
— Белая кошка с желтыми глазами, — повторила девочка. — Она там.
— Какая чушь! — возмутилась Женщина с кукольным лицом.
— Нет, не чушь! — строго сказал Апостол. — Интересно, что она видит там. Глаза ребенка очень важны для современной живописи. Об этом я сейчас пишу книгу. Идем, малышка.
Он взял девочку за руку и повел ее к картине. Женщина в больших очках и Густоволосый пошли за ними.
— Ну, показывай, где ты видишь белую кошку? — спросил Апостол.
— Вон там, — показала девочка.
Женщина с кукольным лицом сняла очки, и оказалось, что у нее красивый небольшой нос, приятный маленький рот и вообще вся она какая-то милая. Пристально глядя на то место картины, на которое указывала девочка, она видела, что это причудливое сочетание солнечного света и листьев, но странно, оно чем-то походило на ее любимую кошку Пусю, и как хорошо было бы сейчас лежать с Пусей на диване.
— Кошки, конечно, здесь нет, — сказал Апостол. — Это фантазия ребенка, но посмотрите, как современно прописаны листья, какой легкий мазок.
— Мазок легкий, — сказала Женщина, все еще не надев очки. — Думается, что автор стоит на пороге новаций и реалий, которые…
— Оставьте, пожалуйста, ваши реалии, — досадливо махнул рукой Апостол. — Ну, а вы что скажете? — обратился он к Густоволосому.
— Есть еще некоторый, незначительный традиционализм, который…
— Нет, нет, — раздраженно оборвал его Апостол, — никакого традиционализма.
Картина «На песчаном берегу» получила высокую оценку Знатоков. Художнику уплатили за нее столько, сколько он не получал ни за одно свое полотно.
Жена сказала ему:
— Я знаю, ты очень талантлив, но ведь и я чуть-чуть помогла тебе с этой картиной. Это я с трудом увезла тебя туда.
— Ты молодец, — обнял ее Художник, как обнимают своих жен бухгалтеры, инженеры, учителя, не думающие в это время о своих делах.
Отпустив Жену, он сказал:
— Конечно, ты помогла мне, но наша Дочка — еще больше.
— Теперь мы гульнем, — радовалась Жена. — Мы устроим пир, позовем твоих товарищей и моих подруг.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ценный подарок (сборник)"
Книги похожие на "Ценный подарок (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Мин - Ценный подарок (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Ценный подарок (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.