Леонид Жолудев - Стальная эскадрилья
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стальная эскадрилья"
Описание и краткое содержание "Стальная эскадрилья" читать бесплатно онлайн.
24 августа нам приказали готовиться к перебазированию на аэродром Субоч Литовской ССР. В один из этих дней мне предложили ввести в строй молодого летчика младшего лейтенанта В. Едаменко. В эскадрилье как раз недоставало одного командира экипажа, и я согласился, несмотря на то что в соседнем полку Едаменко не допустили к самостоятельным полетам на Пе-2.
25 августа команды на перебазирование все еще не поступило, и я попросил разрешения у командира полка начать провозные полеты со своим новым подчиненным. Следует отметить, что крайне ограниченный по размерам аэродром Козяны был еще и неудобным для полетов: взлетно-посадочная полоса имела уклон к реке, а с другой стороны упиралась в овраг. Справа и слева от ВПП кучно стояли самолеты двух полков.
Итак, готовимся к полету в зону. Едаменко с вполне объяснимым волнением докладывает о готовности. Я внимательно смотрю на молодого паренька и думаю: чем же он виноват, если его не научили как следует летать на этой весьма сложной боевой машине? Что будет, если и я сделаю вывод о нецелесообразности его дальнейшего летного обучения? И заранее решаю сделать все для того, чтобы подготовить его к боевым действиям.
На взлете Едаменко слишком робко управлял самолетом. Но его дальнейшие действия мне понравились. Выполняя команды, летчик очень решительно и достаточно чисто выписывал глубокие виражи. Даже переворот через крыло он пусть не совсем уверенно, но сделал.
Закончив пилотаж, мы пошли на посадку. И тут случилось неожиданное отказали тормоза. Теперь уже не только малоопытный летчик, но и инструктор ничего не смог сделать. Мне оставалось только выключить двигатели и наблюдать. Докатившись до границы ВПП, самолет плавно спустился в неглубокий овраг и встал на нос.
Выйдя из машины, я увидел погнутые воздушные винты и подавленного горем Едаменко. Скоро вокруг самолета собрался технический состав, пришел инженер эскадрильи капитан Наталии. Быстро установили причину случившегося отсоединение воздушного шланга тормозной системы. Но важно было решить и другой, более серьезный вопрос: как восстановить учебно-боевой самолет, если на складе нет запасных воздушных винтов?
Каталин предложил выровнять изогнутые винты на пнях деревянными молотками. Выкатили самолет из оврага, сняли изуродованные винты, и работа закипела. А через пару часов мы уже опробовали двигатели. Самолет стал снова пригодным к полетам. Кажется, все получилось легко и просто. Но ведь это чудо: на глазок, без специальных приборов и оборудования выправить трехлопастные металлические винты, требующие в любом случае ювелирной балансировки. Вот вам и пресловутый "русско-балтийский способ", о котором иронически поговаривали некоторые, видя, как техники орудуют "кувалдочкой и зубильцем". А они-то на поверку оказались настоящими кудесниками.
В этот день мы выполнили еще пару полетов, а на следующий я с удовлетворением выпустил младшего лейтенанта Едаменко самостоятельно. Оба мы были рады успеху, но я, кажется, больше, чем мой ученик. Как ни говорите, а приятно сознавать, что не ошибся в человеке, помог ему найти себя. В дальнейшем Владимир Едаменко стал настоящим мастером бомбовых ударов.
26 августа во второй половине дня полк перебазировался на аэродром Субоч и включился в боевую работу. Мы обеспечивали наступление наших наземных войск на рижском и мемельском направлениях, а также на границе с Восточной Пруссией. Действия 1-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса надежно прикрывали летчики 11-го истребительного авиакорпуса, которым командовал генерал-майор авиации Г. А. Иванов.
На аэродроме Субоч была проведена совместная конференция бомбардировщиков и истребителей. На ней обобщили боевой опыт и отработали вопросы взаимодействия. Руководил этим симпозиумом командующий 3-й воздушной армией генерал-полковник авиации Н. Ф. Папивин. На груди у каждого из участников блестели по три-четыре боевых ордена. Среди выступавших было несколько Героев Советского Союза.
Большинство собравшихся на конференцию командиров эскадрилий, полков и дивизий составляла молодежь. Она закалилась в непрерывных ожесточенных боях с врагом, прошла большую школу мужества и мастерства.
В заключительную фазу Великой Отечественной воины вчерашние юноши вступали но всеоружии знаний и навыков, умудренные боевым опытом, несокрушимо крепкие духом и телом. Им выпала трудная, но и счастливая доля выполнить полю партии и народа - завершить разгром ненавистного врага. К этому они были готовы.
ПОД КРЫЛОМ - БАЛТИКА
В конце первой половины сентября ожесточенные бои развернулись на рижском направлении. Несмотря
на крайне неблагоприятную погоду в Прибалтике, командование ставило нашему полку одну боевую задачу за другой. Особое внимание уделялось уничтожению подходящих резервов врага и огневых позиций его артиллерии. Так, 14 сентября две эскадрильи, ведомые командиром полка гвардии майором Свенским, дважды вылетали в район Бауска. К счастью, метеоусловия там оказались сносными, хотя над аэродромом несколько дней подряд висела густая дымка. Понятно, что, взлетая при видимости 500-600 метров, нужно быть готовым к посадке на запасном аэродроме, если над своим к моменту возвращения погода не улучшится. Однако пока все шло благополучно. Мы быстро собирались в воздухе, наносили девятками бомбовые удары, возвращались на базу и "ощупью" выполняли посадку.
Сейчас кажется почти невероятным, что тогда считалось в порядке вещей летать в таких условиях.
Ведь даже с помощью радиолокационного и другого современного оборудования аэродромов, сложнейших бортовых систем посадка при видимости около 500 метров представляет достаточную сложность, и далеко не каждый пилот допущен к полету в такую погоду. А в то время никаких особых эмоций по этому поводу никто не выражал. Разве что испытывали известную гордость за свое умение воевать в любой обстановке, летать чуть ли не в любых условиях. Даже в критические моменты летный состав демонстрировал высокое мастерство, проявлял мужество и волю.
Вот и в тот день во втором вылете, после сбора девятки, на самолете Петра Карпова отказал левый мотор. Одномоторный полет и на облегченном Пе-2 требовал отточенной техники пилотирования и был под силу лишь исключительно опытному летчику. Но старший лейтенант Карпов оказался, прямо скажем, в невероятно сложных условиях. По инструкции ему перед посадкой следовало сбросить бомбы, но в данном случае это исключалось, так как плохая видимость не позволяла штурману Трембовецкому подыскать площадку, удаленную от населенных пунктов. Кругом были хутора, в них жили советские люди. Нет, избавляться от бомбовой нагрузки наугад слишком рискованно!
И Петр Андреевич Карпов принимает решение садиться с бомбами, несмотря на крайне плохую видимость над аэродромом. Когда мы, выполнив боевое задание, вернулись на базу, то увидели на стоянке целый и невредимый самолет Карпова. А разбирая затем этот случай, пришли к единодушному выводу, что только исключительное мастерство летчика и слаженность в работе всего экипажа позволили Петру Карпову совершить чудо - посадить самолет за пределом его аэродинамических возможностей, да еще в такую погоду.
Война, по всему было видно, подходила к концу. Руководство ВВС принимало меры не только по разгрому врага, но и по повышению общей и военной подготовки авиационных кадров. В наш полк прибыли представители отдела кадров воздушной армии для отбора кандидатов на учебу в академию. Командир 2-й эскадрильи капитан Филипп Трофимович Демченков дал согласие и был зачислен на командный факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии. К этому времени он оставался единственным из шести однополчан, удостоенных в войну высокого звания Героя Советского Союза. Андрей Хвастуне я и Виктор Ушаков работали в инспекции ВВС, Григорий Фак был выдвинут на должность старшего штурмана дивизии, а Иван Семенович Полбин командовал 2-м гвардейским бомбардировочным авиационным корпусом 2-й воздушной армии - на 1-м Украинском фронте. Еще несколько однополчан были представлены к награждению Золотой Звездой, но Указа пока еще не было.
На место Демченкова командиром 2-й эскадрильи назначили капитана В. Мамонтовского - в прошлом летчика-испытателя.
Предложили ехать учиться и мне, но после некоторых колебаний я отказался. Хотелось довести до победы людей, которых вводил в строй, да и самому дойти до Берлина. А поучиться, обобщить опыт можно будет и после войны.
Между тем бои на рижском направлении принимали все более ожесточенный характер. В воздухе появились новые группы немецких истребителей, сформированные из инструкторов школ воздушного боя. Сравнительно небольшое пространство, занимаемое курляндской группировкой врага, позволяло авиационным командирам противника оперативно маневрировать своей истребительной авиацией, довольно часто создавать на отдельных направлениях крупные группировки истребителей и наносить нашей авиации ощутимые удары. Правда, теперь потери в самолетах мы восполняли буквально на ходу, не выводя полков на деформирование, так что боеспособность части практически не падала. Но совсем другое дело - терять боевых друзей, особенно на завершающем этапе войны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стальная эскадрилья"
Книги похожие на "Стальная эскадрилья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Жолудев - Стальная эскадрилья"
Отзывы читателей о книге "Стальная эскадрилья", комментарии и мнения людей о произведении.