» » » » Арина Полякова - Британская монархия в конце XX — начале XXI века


Авторские права

Арина Полякова - Британская монархия в конце XX — начале XXI века

Здесь можно купить и скачать "Арина Полякова - Британская монархия в конце XX — начале XXI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентИП Астапов0d32ee27-a67d-11e6-a862-0cc47a545a1e, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Арина Полякова - Британская монархия в конце XX — начале XXI века
Рейтинг:
Название:
Британская монархия в конце XX — начале XXI века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-9907197-5-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Британская монархия в конце XX — начале XXI века"

Описание и краткое содержание "Британская монархия в конце XX — начале XXI века" читать бесплатно онлайн.



«В мире существует более двухсот государств, и лишь 28 из них имеют монархический строй. Из этих 28 монархических государств 13 находятся в Азии, 3 – в Африке, 1 – в Океании (Тонга) и 11 находятся в Европе. Хотя государств с монархическим строем не так много, они оказывают значительное влияние на международные отношения и мировые процессы. Нынешние монархии можно разделить на группы по степени влияния внутри страны и влияния на мировую политику. Существует ряд карликовых европейских монархических государств, таких как Лихтенштейн, Люксембург, Монако и Андорра, значение которых в мировом масштабе не столь велико, однако, их королевские дома имеют весомый авторитет внутри своих стран. С другой стороны – Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия и Нидерланды, которые играют серьёзную роль в мировой политике…»






На аудиенциях Елизавета может, как высказать свою точку зрения, так и последовать совету премьер-министра, как ей следует поступить в той или иной ситуации. Кроме того, королева также играет определённую роль в созыве всеобщих выборов. Премьер-министр имеет право в любое время попросить Елизавету прибегнуть к королевской привилегии распустить парламент[128]. Однако к этому обращаются не так часто, поскольку, как правило, в палате общин большинством мандатов обладает какая-то одна лидирующая партия, и если при таких условиях парламент будет распущен, королева может столкнуться с проблемой отсутствия какой-либо альтернативы и правительственным кризисом, решать который придётся именно ей. Во время правления Елизаветы II такая ситуация складывалась в стране несколько раз: в 1957, 1963,1974 и 2010 году[129].

После всеобщих выборов нового премьер-министра, который является лидером победившей на выборах партии, официально назначает именно действующий монарх – таков обычай. Но и эта довольно формальная процедура не обходится без специальных конституционных актов и протокола. Основное требование при выборе кандидата на пост премьера состоит в том, чтобы этот человек пользовался доверием в палате общин. После того как кандидат на пост премьер-министра определится, монарх вызывает его в Букингемский дворец, где предлагает сформировать новое правительство (кабинет)[130]. Разумеется, так процедура выглядит в спокойное время, когда нет острого политического соревнования или кризиса. Таким образом, премьер-министр становится «лицом» правительства монарха и координатором правительства (кабинета) и прочих правительственных департаментов. Кроме того, премьер выбирает кандидатов в назначениях на должности, которые затем официально утверждаются монархом. Разумеется, у британского монарха есть право отвергнуть предложенные варианты, но, по сложившейся традиции, он им не пользуется.

Интересен и тот факт, что по совету премьер-министра монарх может пожаловать пэрство и рыцарство. Премьер может предложить суверену какие-то определённые кандидатуры при выборе новых епископов и архиепископов Англиканской церкви, хотя в данном случае он существенно ограничен специальной Королевской комиссией по назначению. Однако, не стоит думать, что власть премьер-министра неограниченная – отнюдь, он ограничен палатой общин, доверие которой должен сохранить до конца своего премьерского срока. Если какое-либо предложение премьер-министра не будет одобрено на слушании в парламенте, оно может попросту не пройти. Таким образом, можно сделать вывод, что в британской политике существует некий «круговорот власти», кажущийся с первого взгляда несколько хаотичным и непонятным. Однако, если это и хаос, то очень структурированный, работу которого, наверное, до конца способны понять лишь сами англичане: королева ограничена в действии, выполняя лишь номинальные функции; главным исполнителем является премьер-министр, действующий от лица монарха, но который и сам, в свою очередь, ограничен парламентом; а парламент не может свободно функционировать без одобрения монарха, который ко всему прочему, может его ещё и распустить в любое время. По конституции, Елизавета II выполняет лишь номинальные функции, но если вся эта система будет как-то нарушена, а политические процессы будут остановлены, именно ей придётся стать главным «пусковым механизмом», взяв ответственность за решение политического кризиса на себя. Поэтому всё же её роль не стоит недооценивать или преуменьшать.

Ещё в далёком 1947 году, когда принцесса Елизавета была на отдыхе в Кении, она сообщила о своей готовности служить государству и великой Британской империи. И её отношения с двенадцатью премьер-министрами, восемь из которых были от консервативной партии и четыре от лейбористской, наглядно демонстрируют, насколько она справилась со своим обещанием.

Один из бывших премьер-министров Елизаветы, Джеймс (Джим) Каллагэн писал в своих мемуарах, что «каждый премьер-министр думает, что королева относится к нему лучше, чем к его предшественникам, но это не так. Королева ведёт себя со всеми одинаково»[131]. Пожалуй, единственный, к кому королева проявляла особую симпатию, был Черчилль.

Уинстон Черчилль (годы жизни 1874–1965), который был выдающимся политическим и государственным деятелем, пользовался большим уважением не только у молодой королевы, наградившей его 24 апреля 1953 года орденом Подвязки, но и у трёх её предшественников – у её отца короля Георга VI, её дяди короля Эдуарда VIII и её дедушки короля Георга V. Королева-мать Елизавета напишет в своём дневнике в 1954 году, что «это честь жить в одно время со столь великим человеком»[132]. Черчилль был как будто воплощением всей британской мощи и стойкости, которые страна сумела продемонстрировать во время Второй мировой войны. Как указывает официальный источник, на его первой аудиенции с Елизаветой, он дал ей обещание, что всегда будет её советчиком, если это когда-либо ей понадобится[133]. Со временем королева и сама научилась давать советы премьер-министрам, которые были гораздо старше неё. А теперь уже нет такого политического лидера, который мог бы превосходить Елизавету в возрасте и опыте – первым премьером, который был младше королевы, оказался Джон Мэйджор. А Тони Блэра (род. в 1953 году) и Дэвида Кэмерона (род. в 1966 году) и вовсе ещё не было на свете, когда королева заняла британский престол.

Общение с таким человеком, как Черчилль, который позже был признан в Британии человеком столетия, безусловно, обогатило Елизавету. Впрочем, она так добросовестно исполняла свои обязанности монарха, что и Черчилль извлекал уроки от общения с ней. Её серьёзность по отношению к государственным обязанностям отмечал Джон Колвилл – личный секретарь премьер-министра. Однажды, во время очередной встречи, Елизавета поинтересовалась его мнением по поводу свежей телеграммы из Белграда. Уинстон Черчилль телеграммы не читал, поэтому своего мнения высказать не смог. На Даунинг-стрит он вернулся раздосадованным. Поначалу к таким встречам он относился весьма формально, не задаваясь мыслью, что вообще можно обсуждать с молодой женщиной. Но потом понял, что королева в курсе всех происходящих событий, ведь она получает точно такую же корреспонденцию, что и он сам. У неё есть своё мнение, и она готова обсуждать его. После того случая, он тщательно готовился к аудиенциям и очень внимательно просматривал последние сообщения[134].

При вступлении Елизаветы на престол между нею и Черчиллем возникли разногласия по вопросу, связанному с прямой трансляцией её коронации в июне 1953 года. Премьер-министр был настроен категорически против демонстрации одного из величайших таинств и многовековой традиции, некогда носившей даже сакральный характер. Королева и сама поначалу сомневалась, однако, поняв, что преимуществ было больше, чем недостатков, она дала согласие на съёмку. Черчилль же своего мнения так и не поменял. Однажды Елизавета сказала: «Я нахожу его очень упрямым. Тем не менее, я очень многому научилась у этого старого воина»[135]. Во время похорон Уинстона Черчилля в 1965 году Елизавета допустила, чтобы семья Черчиллей, которой была выделена королевская карета, появилась после неё и покинула церемонию раньше, чего прежде никогда не было (разумеется, всё это было заранее спланировано) – таким образом, королева выразила своё глубочайшее уважение этому человеку и его семье. Больше Елизавета II так никого из премьер-министров не выделяла.

Именно с Черчиллем королева выработала определённый порядок проведения еженедельных аудиенций, на которых через некоторое время в 1955 году его сменил второй премьер-министр, Энтони Иден. Королева не раз отмечала, что этот человек очень внимательно прислушивался к её советам. Одной из тем их первых встреч был вопрос замужества сестры Елизаветы, принцессы Маргарет-Роуз с разведённым военным командиром, членом двора Питером Таунсендом. Когда же возник Суэцкий кризис в 1956 году, в обществе появилось сомнение в компетентности королевы во внешнеполитических вопросах. В этих обстоятельствах Иден счёл своей первостепенной задачей осведомлять королеву о многих деталях Суэцкой военной операции, предоставив доступ к самым секретным государственным документам. Елизавету, как главу Содружества, серьёзно беспокоили возможные последствия операции для отношений Великобритании со странами-членами организации, а также её влияние на общественное мнение в США. В дальнейшем королева будет опираться на этот опыт при общении с Маргарет Тэтчер во время Фолклендской войны.

Далее в 1957 и 1963 годах возникали такие ситуации, при которых Елизавета была вынуждена прибегнуть к двум другим своим прерогативам – роспуску парламента и назначению премьер-министра по собственному усмотрению (после проведения консультаций с влиятельными деятелями партии тори). Первым королева выбрала Гарольда Макмиллана, а затем в октябре 1963 года Александра (Алека) Дуглас-Хьюма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Британская монархия в конце XX — начале XXI века"

Книги похожие на "Британская монархия в конце XX — начале XXI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арина Полякова

Арина Полякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арина Полякова - Британская монархия в конце XX — начале XXI века"

Отзывы читателей о книге "Британская монархия в конце XX — начале XXI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.