» » » » Эдуард Фавр - Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)


Авторские права

Эдуард Фавр - Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)

Здесь можно скачать бесплатно "Эдуард Фавр - Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЕВРАЗИЯ, год 2016. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдуард Фавр - Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)
Рейтинг:
Название:
Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)
Автор:
Издательство:
ЕВРАЗИЯ
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-91852-154-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)"

Описание и краткое содержание "Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)" читать бесплатно онлайн.



Король Эд (888-989) — заметная фигура французского Средневековья. Победитель норманнов, первый король из династии Капетингов — третьей королевской династии Франции, — Эд был главным действующим лицом эпохи, когда империя Карла Великого распадалась под бременем внутренних распрей и неурядиц и натиском скандинавских захватчиков-викингов. Последняя попытка восстановить каролингскую империю завершилась провалом: император Карл III Толстый так и не сумел эффективно управлять наследием Карла Великого и защитить своих подданных от норманнской угрозы. Это стало очевидно под стенами осажденного викингами Парижа, героически обороняемого будущим королем — графом Эдом. Последний каролингский император был низложен, и на смену единой империи окончательно пришли новые королевства — Франция и Германия. Эд Парижский стал королем Франции. Швейцарский медиевист Эдуард Фавр показал, как неумолимая логика событий заставила теперь уже и Эда бороться за трон с внутренними врагами и непокорными сеньорами, позабыв о набегах скандинавов. Новый монарх, выдвинувшийся из аристократии благодаря своим талантам военачальника, стал настоящим символом того неспокойного времени, когда уходила в прошлое каролингская цивилизация и на горизонте смутно начинали вырисовываться новые политические и социально-экономические структуры.






За несколько лет до того Людовик Прованский тоже сделался «homo» Карла III, который — и это следствие выглядит неизбежным — признал за ним королевские права[577]. Тот факт, что эти события произошли почти одновременно и описывались в сходных терминах, позволяет отождествить ситуации Эда и Людовика Прованского.

Позднейшие события дают еще одно доказательство верховенства Арнульфа над Западно-Франкским королевством: в 893 г. Фульк возвел на престол Карла Простоватого и написал Арнульфу, что, если бы тот позволил, он хотел бы сделать этого нового короля «верным» последнего, чтобы как король, так и его королевство были Арнульфу подчинены[578]. Этот план Фулька провалился, потому что Арнульф поддержал Эда против Карла Простоватого; позже все переменилось, Арнульф принял сторону последнего, признав за ним все права на Западно-Франкское королевство; взамен Карл дал ему обещание, которое могло быть только присягой на верность[579]. Таким образом, если уж Карл, легитимный Каролинг, признал сюзеренитет Арнульфа, то Эд, выскочка, и подавно должен был это сделать.

Нужно ли говорить, что Эд был вассалом Арнульфа? Нет, это грозило бы создать ложные представления. Королевский вассал был обязан нести службу, о которой в отношениях между государями не могло быть и речи[580]. Это грозило бы также создать впечатление, будто традиция, утверждающая на основе представлений о феодализме, что Эд получил свое королевство от Арнульфа во фьеф, имеет какое-то отношение к реальности; а ведь в IX в. феодализм существовал только в зародыше, о фьефах речи еще не было и вассалитет не обязательно предполагал держание бенефиция[581]. Кстати, во время встречи в Вормсе Эд уже вполне легитимно владел своим королевством, ведь Арнульф не мог сам назначить Западно-Франкскому королевству государя, лишь бы тот поклялся ему в верности[582]. Рассматривать отношения Эда и Арнульфа как отношения частных людей, пытаясь в конечном счете выявить детали, о которых не думали современники, значило бы зря потратить силы и прийти к полной неопределенности или к ошибочным выводам.

Короче говоря, Арнульф прибегнул в отношении Эда к принципу сюзеренитета, который был придуман церковью, чтобы спасти догму о единстве империи, и впервые применен императором Карлом III к Людовику Прованскому. Взаимные обязательства, какие предполагал такой сеньорат Арнульфа, «моральный сеньорат», как было сказано[583], были расплывчатыми и неопределенными[584], кроме одного — обязательства поддерживать мирные и дружеские отношения[585]. Оно одно и обратило на себя внимание анналиста из Сен-Вааста, потому что для франкского населения было важней всех остальных. Это была точка соприкосновения между системой единства и тем, что пожелали назвать режимом согласия, — первая привела к появлению второго, и пределы их уточнить трудно[586]. С воцарением Арнульфа принцип единства вышел на сцену еще раз, и Арнульф стал его последним воплощением.

Итак, встреча в Вормсе имела два главных результата: с одной стороны, оба государя определили свое взаимное положение в империи, Арнульф отстоял свой сюзеренитет и легитимировал королевскую власть Эда — последний больше не был узурпатором; с другой стороны, был обеспечен мир между обоими королевствами, Западно-Франкским и Восточно-Франкским «Успешно и к обоюдному удовлетворению уладив все дела», они расстались.

Эд вернулся к себе в королевство, став сильней: его королевская власть утвердилась окончательно, отныне все должны были признавать его легитимным государем, ведь он был королем с согласия Арнульфа[587]. Самое время было вернуться к защите своих подданных от норманнов[588]. Последние, опустошив земли до Бургундии, до Реймса, Туля и Вердена и потерпев поражение под Монфоконом, воспользовались отсутствием Эда в июле-августе 888 г., чтобы подойти ближе к Парижу. По пути, а шли они, вероятно, по Марне, они наткнулись на Mo и осадили его[589]. Город как таковой, окруженный рекой, не имел крепостной стены. Население вместе с епископом Сегемондом укрылось в цитадели и перешло к обороне под командованием отважного графа Теутберта, брата епископа Анскерика Парижского. Норманны построили осадные машины, насыпали дороги, чтобы приблизиться к подножью стен. Теутберт героически сопротивлялся днем и ночью; во главе своих воинов он провел многочисленные и смертоносные вылазки; увы, в одном из этих боев он погиб вместе с большинством соратников. Отныне тяжкая задача обороны выпала епископу, а он был не чета Гозлену! Охваченный страхом, он велел замуровать ворота; население, изнуренное, изголодавшееся, удрученное столькими потерями, видя, что никакая подмога не подходит, капитулировало; оно сдало город на условии сохранения ему жизни и выдало заложников. Открыли ворота, и горожане вышли под руководством нескольких вожатых; они пересекли Марну, но едва отошли от Реки, как норманны бросились в погоню и захватили в плен епископа и всех жителей[590]; потом они вернулись, сожгли город, разрушили укрепления на всем протяжении, каком сочли нужным, и остались там до конца октября[591].

Отсутствие Эда ощущалось жестоко[592]; теперь под угрозой оказался Париж. Поэтому, чтобы предотвратить новую осаду, по возвращении Эд в августе-сентябре 888 г. собрал армию и стал лагерем в окрестностях города[593]. Это была не бесполезная предосторожность, ведь в конце октября норманны вышли в Сену из Марны; найдя Париж хорошо защищенным, они вновь поднялись по реке, разделившись по своему обычаю на два отряда, то есть сухопутную армию и флот; потом они прошли вдоль реки Луан[594] и на ее берегах стали на зимние квартиры.

На время опасность от Парижа была отвращена. Вероятно, во время пребывания в этом городе Эд в память о чудесах, совершённых святым Германом в период осады, подарил церкви Сен-Жермен-ле-Вьё золотой сосуд, украшенный драгоценными камнями, для хранения руки святого, которую монахи Сен-Жермен-де-Пре оставили в этой церкви в свидетельство признательности за гостеприимство, какое они там нашли[595].

После того как норманны удалились, Эд направился в Реймс для встречи с посланниками Арнульфа. Тот, отправляя к нему посольство, хотел публично продемонстрировать, что Эд царствует с его согласия как сюзерена и что между ними установился мир; он хотел также добиться примирения между Эдом и частью его противников, главой которых был Фульк и центром действий — Реймс, и обеспечить благосклонность монарха тем, кто возвращался в милость, — условие, которое он, похоже, принимал близко к сердцу[596]. 13 ноября на торжественном собрании, которое было созвано в церкви, посвященной Богоматери, Эд принял этих посланников, привезших ему дары[597] и, возможно, корону[598], которую он надел на свою голову в окружении народа, провозгласившего его королем. Только так и надо расценивать это событие, значимость которого чрезвычайно преувеличили. В нем усматривали вторую коронацию Эда, которую якобы совершил Фульк посредством золотой короны, специально для этого присланной Арнульфом[599]. Но почему первая коронация Эда должна была оказаться недействительной? Зачем бы вторая коронация Эда понадобилась Арнульфу, который не требовал ее от других монархов, позже признавших его сюзеренитет? Правда, он как сюзерен отправил посланников на коронацию Людовика Прованского, но этот король к тому времени еще не короновался. И неужели Фульк, если бы он в самом деле короновал Эда, даже не намекнул бы на это в письме Арнульфу, где кратко изложил все факты, относившиеся к становлению королевской власти в тот период?

Случай с короной — была она послана или нет, находилась ли в числе подарков или нет — никакого значения не имеет: посольство достигло своей цели. Фульк волей-неволей признал Эда: он был вынужден, как он пишет, изъявить покорность[600]. Эд его простил, как и всех, кто до того дня не признавал его власть; он принял от них присягу на верность и призвал их отныне не нарушать ее. Он немедленно дал доказательство этого прощения, отпраздновав Рождество в Сен-Ваасте — одном из аббатств того самого Рудольфа, который вместе с Фульком и Балдуином прежде принадлежал к его самым заклятым врагам.


ГЛАВА IV.

СОБЫТИЯ В АКВИТАНИИ. ВОЙНА С НОРМАННАМИ (889–891)

889

Эд отпраздновал Рождество и начал новый год в аррасском монастыре Сен-Вааст. Только что завершившийся год он провел мудро: обеспечил себе дружбу могущественного соседа, одержал оглушительную победу над норманнами, наконец, помирился с опасными противниками. Его королевскую власть больше не оспаривали ни севернее Сены, во «Франкии», ни между Сеной и Луарой, в Нейстрии. Только Аквитания, то есть земля, простиравшаяся между Луарой и Пиренеями, еще не высказалась; во всяком случае, Эд ничего не сделал, чтобы утвердить там свою власть. Поэтому на нее отныне он обратит внимание, сделав ее точкой приложения сил.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)"

Книги похожие на "Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдуард Фавр

Эдуард Фавр - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдуард Фавр - Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)"

Отзывы читателей о книге "Эд, граф Парижский и король Франции (882-898)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.