» » » » Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке


Авторские права

Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центр гуманитарных инициатив, год 2016. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке
Рейтинг:
Название:
Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке
Издательство:
Центр гуманитарных инициатив
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-98712-643-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"

Описание и краткое содержание "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлено современное понимание истории Реформации и религиозно-политической борьбы в Англии XVI — первые десятилетия XVII века. Данный период в британской истории был временем разрыва церковно-административных связей с римско-католической церковью, началом формирования национальной церкви и пуританизма, комплекс этих факторов оказал большое влияние на развитие духовной культуры во всем англоязычном мире. Под непосредственным воздействием Реформации приобрела свою идентичность британская политическая система, государственность во главе с монархом, сосредоточившим светские и церковные властные функции, а также активизировался Парламент как законодательное учреждение. В Англии сохранилось католическое сообщество, ограниченное в правах, но не потерявшее свою вероисповедную идентичность, что стало одной из основ толерантности и культурного разнообразия. Период XVI — первой половины XVII в. во многих отношениях ознаменовал начало становления политической системы и складывания социо-культурной самобытности современной Великобритании.

Книга будет интересна всем тем, кого занимают вопросы религиозно-политической истории Англии XVI — первой половины XVII в., а также становления британской конфессиональной и культурной идентичности в целом.






1.7. Либеральное направление в изучении религиозной Реформации в Англии в 1960–90-е гг.: проблематика и идейное содержание

Либеральное направление в изучении английской Реформации в современной британской историографии представлено именами целого ряда историков. Л.П. Репина характеризует это направление как неолиберальное. По её словам, становление неолиберального направления в современной британской историографии происходило в 1960 — середине 1970-х гг. Представители этого направления «модернизировали вигскую интерпретацию английской революции и подвели под неё фундамент «социально-научной истории»{169}.

Характерное для представителей либерального направления мнение, что хронологические рамки религиозной Реформации в Англии охватывают 1520–1559 гг., ведёт к тому, что значительная часть исследовательских усилий в изучении Реформации сосредоточена на углублении представлений о событийной стороне того, что происходило в Англии в реформационный период, обозначенный этим временным отрезком. На первом плане в содержании этих работ — вопросы религии и политики, рассматриваемые на общенациональном и региональном уровне. Свою задачу авторы такого рода исследований видят в том, чтобы выявить новые факты и обстоятельства, составлявшие процесс Реформации и влиявшие на её ход. Последователи А.Дж. Диккенса, подкрепляя либеральную концепцию английской Реформации более широким и разнообразным содержанием, стали также в большей мере обращаться к изучению истории Реформации в Англии после вступления на престол Елизаветы в 1558 г., признавая, что протестантизация Англии была процессом, разворачивавшимся в течение нескольких десятилетий.

Либеральное направление занимает очень значительное место в изучении истории английской Реформации. Современные либеральные историки опубликовали в 1960–90-е гг. большое количество обобщающих исследований и сборников статей, в которых представили свое видение религиозно-политической истории Англии в реформационный период{170}.

Либеральная концепция в понимании Реформации в Англии разрабатывалась также на материалах локальной истории{171}. Либеральные историки высказывали своё мнение и о методологических подходах социальной истории. А.Дж. Диккенс и его последователи в изучении истории Реформации заявляют, что они не противопоставляют теологию и социальные науки как две взаимоисключающие сферы, поскольку «религия существует в реальных человеческих обществах, а не в какой-то духовной стратосфере». Но, с другой стороны, но их мнению, историки, которые не включают теологию в сферу своих интересов, «сбились с верного пути», поскольку это, на их взгляд, искажает изучение истории ещё больше, чем исключение из области исторической причинности влияния индивидуальной человеческой мотивации в действиях{172}. У либеральных историков в изучении английской Реформации заметны опасения в том, что влияние социальных наук с их стремлением к обобщениям может быть не только полезным аналитическим средством, но также и препятствием в понимании событий и процессов в их исторической конкретности. По этой причине среди либеральных британских исследователей истории Реформации, хотя большинство из них испытали влияние методологических подходов социальной истории, размышляли об их познавательных возможностях, сохраняется предрасположенность к нарративизму, к традиционалистскому историописанию в организации повествования, пусть и не лишённому полностью той или иной концептуальной нагруженности.

Либеральные историки продолжают уделять внимание исследованию предреформационной церкви Англии. Заметный вклад в изучение положения в церкви накануне Реформации внесла М. Баукер, работавшая с материалами, относящимися к Линкольнской епархии. Она показала, что некоторые епископы в 1480–1530-х гг. не относились ко всем идеям лоллардов однозначно негативно, были в некотором роде сторонниками реформ и улучшения нравов в церкви, но отвергали лоллардизм как ересь. В обсуждении вопроса о темпах распространения Реформации М. Баукер отмечает, что духовенство и светские лица в Линкольнской епархии проявляли мало склонности к протестантизму до конца 1540-х гг., а эффективная протестантизация этого района Англии началась только в правление Елизаветы. К 1529 г. лоллардистская ересь на территории епархии была распространена в районе Чилтерна на площади не более 50 квадратных миль, а также среди небольшого числа молодых учёных в Оксфордском университете. При этом лолларды совершали пропагандистские вылазки из Чилтерна, ездили слушать проповеди гуманиста Джона Колета у собора Св. Павла в Лондоне{173}.

Появились также новые работы, посвященные более глубокому анализу идейных связей между лоллардами и ранними английскими религиозными реформаторами и взаимодействию между ними в начальный период английской Реформации{174}.

Важную, объёмную и содержательную работу о распространении реформационных идей в Лондоне до 1559 г. и деятельности первых религиозных реформаторов опубликовала С. Бригден, в своих выводах следующая за концепцией А.Дж. Диккенса{175}. Учитывая критику со стороны историков-ревизионистов в вопросах, касающихся происхождения английской Реформации, С. Бригден отмечает, что «поначалу Реформация застала англичан врасплох и не была результатом реализации их собственных намерений, но со временем Реформацию в стране совершил именно английский народ»{176}.

Дж. Блок, У. Клебш, Дж. Дейвис, Д. Пэллизер, Т. Паркер и Г. Ранп исследовали религиозно-политические события и процессы, происходившие в 1520–1550-е гг.{177} Идейными предшественниками Реформации эти историки считают лоллардов и деятельность тех кембриджских богословов, которые собирались в таверне «Белая лошадь». Среди них были эразмианцы и лютеране, и целый ряд из них впоследствии занял должности в церковной администрации в правление Эдуарда VI. Следовательно, ещё тогда, когда Генрих VIII имел репутацию и дарованное ему Римом звание «защитника католической веры», в Англии уже были протестанты. Эти историки писали о 1520–1535 гг. как о наиболее трудном времени для английских протестантов, когда согласие с идеями Лютера могло стать путём к мученичеству за веру. При этом лютеранские влияния признаются ими идейным стимулом для ранних английских религиозных реформаторов. Влияние континентального протестантизма, согласно такому подходу, усилило исконно присущие лоллардизму черты: антиклерикализм, отказ от поклонения святым, тяготение к чтению Евангелия, сомнения в таинствах католической церкви, подчеркивание значения Писания. Районами самого раннего распространения протестантизма исследователи признают Кент, Эссекс, Суффолк, Норфолк, Суссекс, Лондон. Влияние континентальных реформаторов на английскую Реформацию рассматривается также в сборнике статей «Реформа и Реформация: Англия и европейский континент в 1500–1750 гг.»{178}.

Либеральные историки в исследовании Реформации отмечают, что для ее понимания необходимо углубленное специальное внимание к богословскому содержанию происходивших процессов и дискуссий, к эволюции богослужения в реформационный период{179}. Значительную работу, посвященную этим вопросам, опубликовал X. Дейвис{180}.

Либеральные историки с 1960-х гг. испытали влияние социальной истории и рассматривали Реформацию в Англии также в контексте социально-экономических и политических процессов, происходивших в английском обществе в XVI–XVII вв. Этот подход проявился в работах П. Кларка, К. Кросс, М. Кертиса, М. Спаффорд, Ф. Хил{181}. Их подход к пониманию Реформации в целом сводится к утверждению, что Реформация была победой светских лиц над духовенством. Светские лица в средние века были недовольны привилегиями духовенства, хотели участвовать в религиозной жизни и читать Писание на родном языке, а в ходе Реформации как раз добились своих целей. П. Кларк показал, как Томас Кромвель, руководствуясь политическими причинами, умело используя патронаж, способствовал появлению в Кенте значительного количества протестантски настроенных священников, влиявших на прихожан{182}.

Либеральные историки всегда придавали большое значение жанру биографии, что характерно, впрочем, и для британской историографии в целом. Во второй половине XX в. в изучении истории Реформации отнюдь не были развенчаны традиционалистские подходы к историописанию, что способствовало созданию биографий монархов и многих из крупнейших религиозно-политических деятелей этой эпохи. Биографический жанр давал возможность для того, чтобы представить и проанализировать событийную сторону тех процессов, которые происходили в Англии эпохи Реформации, во всей её порой причудливой конкретике, изобиловавшей историческими случайностями. Наиболее крупные историки, обращавшиеся к написанию биографий — Б. Бекингсейл, Д. Лоудз, Ц. Мак-Каллок и особенно Дж. Ридли{183}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"

Книги похожие на "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Ерохин

Владимир Ерохин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"

Отзывы читателей о книге "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.