» » » » Григорий Григорьянц - Гром над Араратом


Авторские права

Григорий Григорьянц - Гром над Араратом

Здесь можно купить и скачать "Григорий Григорьянц - Гром над Араратом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческое фэнтези, издательство ЛитагентРИПОЛ15e304c3-8310-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Григорий Григорьянц - Гром над Араратом
Рейтинг:
Название:
Гром над Араратом
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-519-49827-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гром над Араратом"

Описание и краткое содержание "Гром над Араратом" читать бесплатно онлайн.



71 г. до н. э. Армения. Кризисный эпизод в истории страны. Царь Тигран II Великий, захватив в кровавых сражениях огромные территории Малой Азии и Месопотамии, вдруг останавливает войны и решается на грандиозный эксперимент – превратить патриархальную Армению в цивилизованную державу, взяв за образец эллинов. Он понимает, что борьба предстоит нешуточная, на его стороне боги, герои и магия, а против него – Рим со своей военной машиной, злодеи и завистники. В круговорот необычных событий вовлечены великие исторические личности того времени: Митридат VI Евпатор, полководцы Лукулл и Помпей, знаменитые римляне Цицерон, Цезарь, Красс, правители Иудеи, Сирии, Парфии, Каппадокии. Загадочные явления, дворцовые интриги, борьба за власть, любовь, ненависть, хитрость и магия – все в этой книге, достоверно передающей историческую ситуацию, сплелось в невероятный клубок событий, страстей и фантазий. Загадки древности, будоражащие воображение, будут разгаданы.






Метродор продолжал:

– У армян всегда было что предложить купцам: пшеницу и ячмень, стручковые плоды и изюм, прекрасные вина и пиво, кунжутное, миндальное и фисташковое масло. Родина абрикоса – Армения, и армянские абрикосы самые сладкие в мире! Медь много тысяч лет плавят у селений Техут, Мецамор и Сюник.

– А железо? – встрепенулся Артавазд. – Как попало к нам оружие из железа?

– Железные копи и железоделательное производство в Армении всегда были свои. Жившие на Армянском нагорье хатты две тысячи лет назад первыми в мире освоили метод выплавки железа. Секрет высокого металлургического искусства перешел к хайасам, то есть армянам. С тех пор основным поставщиком железа в Малой Азии является Армения. В древние времена железо ценилось выше золота.

Царь Армении добавил:

– Медь и железо дают мне большой доход, а основной рынок сбыта – богатеющий Рим.

– Добавлю, что армяне самые искусные мастера в обработке камня. Достаточно взглянуть на резные рельефы твоего дворца, Тигран. А еще в Армении зародилось ковроткачество. Уже давно развивается это ремесло, да так, что на старинных коврах окраска не блекнет ни от времени, ни от воды. И этот дворец, и все дома в городе устланы армянскими коврами. Слово «карпет», будучи армянским словом, вошло во многие языки в качестве обозначения ковра вообще.

Все невольно посмотрели на ковер, который служил завесой дверного проема в библиотеке.

– Что касается истории, – начал пояснять философ, – то твои земли ассирийцы называли страной Наири. Потом здесь появилось Ванское царство (его еще называли царством Урарту), и было оно настолько мощным, что его страшилась жестокая Ассирия. Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа, который построил много оросительных каналов, и один из них, идущий через туннель в скале, существует и сегодня. Поливное ирригационное земледелие с его высокими и устойчивыми урожаями стало основой экономического могущества страны.

Тигран добавил:

– Сложные ирригационные сооружения продолжаем строить и мы.

– Ассирийские тексты характеризуют сына Менуа царя Аргишти I в следующих выражениях… – Метродор, взяв табличку, зачитал: – «Аргишти, урарт, чье название страшно, как тяжелая буря, чьи силы обширны…». Потом посмотрел на всех и произнес: – Но итог печален. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой ассирийской царя Саргона II.

– Почему? – спросил Артавазд.

– Назревала решительная военная схватка за гегемонию в Малой Азии, и Ассирия сумела создать мощную армию, а Урарту нет.

– Это нам урок. Армия – основа могущества Великой Армении! – сказал Тигран.

– Что еще нового рассказали тебе манускрипты? – заинтересовано спросил Тигран-младший.

Метродор, погладив бороду, ответил:

– Армянское царство образовали народы арменов, хайасов и урартов. Геродот в «Истории» пишет, что армены – фракийское племя, которое переселилось из Фракии в Малую Азию. Возможно, фракийцы и фригийцы армянам родственны.

– Расскажи сыновьям о македонском царе, – сказал царь.

Метродор, на мгновение задумавшись, продолжил:

– Армянские вожди сопротивлялись греку Александру Македонскому. Ни он, ни его войска так и не смогли проникнуть на эти земли. Но Александр полностью преобразовал мир, и это помогло появлению самостоятельных армянских царств. Возникли Великая Армения (греки говорят Большая Армения), а также Малая Армения и Софена.

– Малая Армения сейчас в руках у римлян. Царь Понта проиграл войну! – произнес, нахмурившись, Тигран.

А философ, чтобы не утерять высокий пафос беседы, продолжал:

– Ты установил торговые отношения с Индией, а товары из Китая везут караванами через Армению. Ты строишь много городов, прививаешь армянам культуру эллинов, чеканишь собственную монету с греческими надписями, и она ходит по всей Азии и в римских провинциях. Знатные люди столицы вслед за тобой интересуется греческой культурой. Ты действительно великий царь!

– Мое царство станет центром эллинизма на Востоке! – с воодушевлением воскликнул Тигран.

А Метродор продолжал:

– Ты покровитель наук и искусств. В твоей столице много ученых: есть риторы, медики, математики, астрономы, архитекторы и скульпторы, а в театре ставят трагедии на греческом и армянском языках. Ты даже пригласил сюда греческую труппу, и мы ждем ее представления. Твой народ любит трагедии и комедии, жаждет читать и писать, и в царстве налажено производство пергамента в большом количестве.

– Что открыли астрономы? – спросил Тигран-младший.

– Армянские астрономы регулярно наблюдают за ночным небом и, развивая познания хеттов, составили точную карту неба, отметив на ней двенадцать зодиакальных созвездий в виде символов животных. Они также создали солнечный календарь, начало которого обозначено со времени правления Айка, патриарха армян, то есть две с половиной тысячи лет назад.

– Год по календарю начинается с Навасарда, когда мы приступаем к сбору урожая винограда и когда созвездие Ориона-Айка появляется в ночном небе, – уточнил царь.

– Твое царство, богоподобный, быстро развивается. Земельная реформа привела к тому, что землю обрабатывают не рабы, слабо заинтересованные в обильном урожае, а крестьянские общины. Торговля процветает, а торговые пути ты сделал безопасными и удобными. Много вассалов, племен и народов вошли в состав Великой Армении. И мы все возносим молитвы богам, в том числе почитаемому тобой, владыка, богу Арамазду, о процветании страны.

Царь встал, и все поднялись. Тигран возвел руки к небу в молитве и торжественно произнес:

– Воздадим похвалы верховному богу Арамазду, приносящему добро.

Все последовали примеру царя. Завершив молитву, Тигран снова хотел обратиться к Метродору с предложением продолжить, как вдруг Тигран-младший произнес:

– Государь, я могу тебя спросить?

– Спрашивай.

– Скажи – почему в армянских храмах стоят статуи сирийских и греческих богов и богинь? Не потому ли, что ты привез эти великолепные мраморные изваяния из своих походов, так как тебе нравится греческая культура.

– Дело тут не в культуре, – миролюбиво сказал Тигран. – Народ в лице своих богов поклоняется на самом деле нашей природе: камням, земле, воде, а статуя – это то, что связывает человека с небесным покровителем, она является неким проводником молитвы. А молится наш человек свободе, силе и мечте.

– Есть учения, которые не признают бога Арамазда, таинства и догматы этой веры, – не унимался Тигран-младший. – Твоя религия говорит о свободной воле и ответственности каждого человека, а твой бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Но если твой бог велик, почему он не может предопределять волю человека?

Философ сказал:

– Форма полемического диалога, конечно, возможна, но с царями обычно не спорят.

Тигран смотрел на сына с недовольством:

– Я не могу сказать, что ты отличаешься невежеством или незнанием, наоборот, ты высокообразован, но не понимаешь сути учения.

С помощью священной стихии огня Арамазд открывает путь к просвещению и науке, к озарению человека огнем истины.

– Я изучал маздаизм. Это учение говорит о последней, окончательной битве со злом, в которой зло будет полностью истреблено, его духи – дэвы – будут побеждены и уничтожены, а праведники воскреснут, и все благие творения Арамазда обретут вечную жизнь. Я пришел к выводу, что через это учение ты хочешь стать верховным правителем мира. Не выйдет! Мир таков, что только сила диктует правила всем странам.

– Ты смотришь на маздаизм предвзято и слишком упрощенно, – сказал, расстроившись, Тигран.

– Бесспорные истины не для меня. – Тигран-младший не отступал.

– Царь должен поддерживать вечный порядок вещей! – напомнил Тигран. – Есть истины, не требующие доказательств!

– И потом, в своем царстве, кроме армянских богов, ты разрешил поклонение и греческим, и персидским, и иудейским богам. Не лучше ли всех подданных обратить в единую веру?

– Конечно, множество вероисповеданий в одном государстве не может содействовать его дальнейшему развитию, но нам не нужна гражданская война. Процесс перехода к единой вере должен быть постепенным, – ответил Тигран.

– Ты, как легендарный царь Гордий, завязываешь слишком сложный узел, – съязвил младший сын.

Артавазд, до этого молчавший, вдруг отозвался:

– Гордий говорил, что только истинный властелин Азии сможет развязать этот узел!

– Вот именно! Почему так трудно ты постигаешь истину? – разочарованно сказал царь Тигран, обращаясь к младшему сыну.

– С неизбежностью ты поймешь, что не прав, – не отступал Тигран-младший.

Царь внимательно взглянул на сыновей и сказал:

– Когда я стал у власти, я понял: мое царство нуждается в жестком центральном управлении. Я издал законы, которым беспрекословно следуют и знатные люди, и простолюдины. Источник моей силы – это народ, именно он сформировал мои принципы, духовные побуждения и веру.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гром над Араратом"

Книги похожие на "Гром над Араратом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Григорий Григорьянц

Григорий Григорьянц - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Григорий Григорьянц - Гром над Араратом"

Отзывы читателей о книге "Гром над Араратом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.