Шалва Амонашвили - Как живете, дети?

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Как живете, дети?"
Описание и краткое содержание "Как живете, дети?" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, педагог-ученый, рассказывает о своем опыте работы с детьми, обучающимися с шестилетнего возраста. Рассказ о содержании, методах и приемах работы с учащимися I, II классов (второй и третий год обучения) приобщает читателя к педагогическим идеям автора. Книга поможет учителю начальных классов, воспитателю группы продленного дня в их творческих поисках по организации учебно-воспитательного процесса в школе.
И кроме того, разве можно назвать суммой знаний литературное творчество этих людей? Каждое стихотворение, каждый рассказ — это сгусток эмоций, переживаний, мыслей, призывов, предупреждений. В них надо окунуться, надо пропитаться ими, воспринять их сердцем. Теперь я твердо следую той мысли, что
духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву.
Духовный мир ребенка не может пустовать, пустого духовного мира не существует. Он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеи, идеалы, убеждения. Духовный мир ребенка подобен храму, забрасывать который равносильно педагогическому преступлению. «Заброшенным храмом черти завладеют», — гласит народная мудрость. Своим исключительным долгом я считаю помочь детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои.
Духовный мир ребенка может быть мужественным, героическим, волевым, полным оптимизма и, конечно же, романтики. Там, в своем духовном мире, ребенок впервые может осознать себя как героя, как труженика, как жнеца. Там он может родиться тысячу рам в облике ярких, светлых образов, стать и Прометеем, и Джордано Бруно, и Томом Сойером, и Гагариным, и Маленьким принцем, и Зоей Космодемьянской, и Питером Пенном... Общаясь с ними, преобразовываясь в них, разыгрывая с их помощью роли своей завтрашней жизни, ребенок будет взрослеть и обретать уникальные черты своей неповторимой личности.
В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим Человеком, проявить себя таким в обществе.
Жизнь ребенка в своем духовном мире я принимаю не как потусторонний мираж, не имеющий отношения к реальности и потому, может быть, не нуждающийся в педагогической заботе, а как самую важную действительность, где ребенок сам себя воспитывает, преобразовывает, где он рождается заново.
Ну что же, что духовная жизнь ребенка не поддается непосредственному наблюдению и мы не можем «контролировать», «проверять», что он там думает, делает, с кем он там общается. Это величайший дар природы, что духовный мир каждого человека непроницаем для чужого вторжения, грубого вмешательства. Но нельзя ведь действовать по принципу: чего не вижу, того не признаю. Кто скажет, что живительные качества ключевой воды не имеют никакой связи с недрами, из которых она выбивается! А если злая рука разрушит структуру этих недр, какой же тогда станет ключевая вода, которая там родится? То же самое и с духовным миром ребенка. Именно потому, что он скрыт от нас, мы должны тревожиться за него и заботиться о нем.
И я забочусь...
Вот, к примеру, я преобразил уроки чтения. Как?
На этих уроках мы ведем непринужденный разговор о стихотворениях, рассказах, книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Я не навязываю детям своих оценок, не требую, чтобы им обязательно нравилось все, чему я учу их и что внесено в учебники по чтению. Просто «наравне» со всеми размышляю вслух, что мне нравится и не нравится, почему. Размышляю так, чтобы дать возможность детям поспорить со мной и тоже размышлять вслух. «По моему мнению... Мне представляется... Извините, но я думаю иначе... Может быть, я не прав, но мне так кажется... Простите, пожалуйста, что перебиваю...» И мы спорим, обмениваемся мнениями...
Урок-утренник художественного чтения... Каждый учит какое-нибудь понравившееся ему стихотворение, переписывает его на листке бумаги, разрисовывает. Приходит в класс и записывается у Нато (она у нас руководит этими чтениями). «Будешь читать выразительно? А стихотворение небольшое? Нужен аккомпанемент? Кто будет аккомпанировать — Котэ? Лела? Вы уже договорились, репетировали?» — осведомляется Нато. Затем фамилии желающих прочесть стихотворения она напишет на доске, и нам не понадобится конферансье. Дети выходят по порядку, каждый объясняет, чье стихотворение будет читать, почему это стихотворение нравится ему, и читает...
Урок свободного чтения... Дети приносят в класс книги, которые читают. На этом уроке каждый раскрывает свою книгу и погружается в чтение. Полная тишина — вот что нужно в это время. Я тоже сижу у своего стола и читаю томик то Важа Пшавела, то Галактиона Табидзе, то Николоза Бараташвили, то Ильи Чавчавадзе... На перемене детям захочется узнать, кто что читает, некоторые обмениваются книгами. Они и ко мне подойдут: «А Вы что читаете?» И я расскажу им, как меня вдохновляет поэзия Николоза Бараташвили, как хочется читать и перечитывать его стихи...
Урок-семинар... Все читают одну и ту же книгу, пишут о своих впечатлениях, выписывают отдельные места, заучивают наизусть, пишут сочинения, рассказы, оформляют их в виде книжек. Трое или четверо готовят доклады. Выбирается председатель. Он ведет семинар, предоставляет слово докладчикам, желающим высказаться, следит за регламентом...
Урок-встреча... Об этом расскажу подробнее.
Решили пригласить в гости ветерана Великой Отечественной войны, писателя Владимира Тордуа. Детям понравился сборник его рассказов о войне. Я научил детей, как найти его, как пригласить. Ну, конечно, заранее они подготовились основательно. Тем временем я пошел к уважаемому писателю и посвятил его в свои педагогические планы. Я по пунктам перечислял:
— Поговорите, пожалуйста, с Дато о прочитанных им книгах...
— Обратите внимание на Эку, она сидит за последней партой в среднем ряду, похвалите ее...
— Посмотрите внимательно в глаза Русико, а потом шепните ей на ухо, что самая хорошая черта человека — это быть правдивым, любить говорить и защищать правду...
— Попросите Нию, чтобы она подарила Вам свой рисунок...
— Подсядьте к Майе, расскажите ей, как Вы помогали в детстве одноклассникам...
— Обязательно подойдите к Марике, похвалите ее за что-нибудь...
— Во время перемен поинтересуйтесь коллекцией марок Гоги и Виктора, внимательно посмотрите книжки, которые «выпустили» дети, познакомьтесь с авторами...
— Попросите Бондо, чтобы он написал Вам письмо о своих успехах...
— Расскажите детям о своем детстве...
— Будьте внимательны ко всем, обязательно всем пожмите руку, спросите каждого, как его зовут...
— Будьте непосредственны в общении с детьми, пусть они увидят в Вас своего человека...
— На фоне всего этого расскажите им об эпизодах Великой Отечественной войны...
— Дайте детям Ваш адрес и, если можно, номер телефона и попросите, чтобы они писали Вам письма о своих делах, советовались с Вами...
Кроме того, я объяснил ему, как ходить между рядами в классе, кто где сидит, как задавать вопросы...
— Вы будете у нас в гостях на всех четырех уроках, — сказал я уважаемому писателю. — Вам будет посвящен урок математики, на уроке письма Вы дадите детям тему для сочинения и попросите, чтобы свои работы они подарили Вам... Третий урок будет посвящен беседе с Вами. Вы будете отвечать на вопросы детей о Вашем творчестве. Надо говорить с ними эмоционально, доступно и как со взрослыми. На четвертом уроке Вы посмотрите инсценирование Ваших рассказов. Во время перемен Вы все время должны общаться с детьми, интересоваться всем, что у нас делается в классе... Не будет сцены и заранее приготовленных речей...
...После ухода писателя дети долго не успокаивались.
— А почему он заплакал?
— Ему трудно было вспоминать войну?
— Нет, он плакал от радости!
— Знаете, что он шепнул мне?.. Не скажу, мой секрет...
— А мне он говорит: «Смотри не обижай девочек!» Я обещал, что не буду. Откуда он узнал?!
— Он очень проницательный...
— Мы обещали, что напишем письмо о том, как дружим...
— Сколько у него было орденов? Двенадцать.
— Он мне дал пощупать свое плечо, там была ямка. Это, говорит, от осколка...
— Я его полюбил... Я с ним подружился...
Почему я пригласил писателя на уроки? Почему организовали именно такую встречу?
Потому, что моя цель — воспитать детей, а не самого писателя. И мне трудно понять, почему порой иные учителя больше заботятся о том, с какими впечатлениями уйдет гость, чем о том, с какими впечатлениями от встречи останутся дети...
Что я еще изменил на уроках чтения?
Дети полюбили игру в героя. При подготовке первого семинара они играли в Тома Сойера, потом — в Пеппи, а на этот раз — в Маленького принца.
— Кому завтра быть Маленьким принцем? — спрашивал я всех.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как живете, дети?"
Книги похожие на "Как живете, дети?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шалва Амонашвили - Как живете, дети?"
Отзывы читателей о книге "Как живете, дети?", комментарии и мнения людей о произведении.