Шалва Амонашвили - Как живете, дети?

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Как живете, дети?"
Описание и краткое содержание "Как живете, дети?" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, педагог-ученый, рассказывает о своем опыте работы с детьми, обучающимися с шестилетнего возраста. Рассказ о содержании, методах и приемах работы с учащимися I, II классов (второй и третий год обучения) приобщает читателя к педагогическим идеям автора. Книга поможет учителю начальных классов, воспитателю группы продленного дня в их творческих поисках по организации учебно-воспитательного процесса в школе.
— Быть наставником — это хорошо! — спешит Гига.
— Хорошо-то хорошо, но легко ли? Это не простое дело!
— А если он сам шалит, плохо себя ведет, каким он будет наставником? — опять Майя.
Дело серьезное, дети это понимают, но всем все же хочется быть наставниками маленьких.
— Ну как, ребята, возьмемся за это дело?
— Возьмемся, возьмемся! — говорят все.
— Мы можем пригласить их в школу, пусть посмотрят, как мы живем!
— Мы дадим им советы — как готовиться к школе.
И дети сразу наметили план, как им позаботиться о «маленьких».
Что значит для первоклассника, уже второй год посещающего школу, заботиться о дошкольниках, то есть о «маленьких», стать их признанным наставником, старшим другом? Это значит, что первоклассник делает шажок к своему взрослению. К нему обращаются с просьбой помогать в воспитании «маленьких», к нему — опытному, умному! — направлены взоры этих маленьких, они смотрят на него как на взрослого, умного, которого надо слушаться. Вот в чем дело.
— Мы научим их новым играм!
— Покажем спектакли нашего кукольного театра!
— Возьмем в зоопарк!
— Научим трудиться, делать игрушки!
— Научим читать и писать!
— Их 38? И нас столько же. Значит, каждый из нас станет наставником одного дошкольника!
— Почему одного? Мы со всеми должны работать!
— Давайте сделаем так, — предложил я детям, — пойдем на днях в детский сад, познакомимся с нашими подшефными и с заведующей поговорим. Надо ведь хорошо узнать, какая им нужна помощь. Но я забыл еще сказать — это русский детский сад, там малыши, наверное, говорят на русском языке
— Ну и что! Мы же изучаем русский язык! Умеем говорить.
— И еще научимся!
Мы назначили день посещения детсадовцев, написали письмо заведующей о нашем согласии и начали готовиться к первой встрече с «маленькими». Готовились и на уроках грузинского и русского языка — о чем говорить с будущими школьниками, что им рассказать о нашей жизни, что они могут спросить, что и как нам ответить. Готовились и на уроках музыки — надо было научиться русским песням. Готовились и на уроках труда и рисования — делали для каждого детсадовца подарки, это были забавные игрушки, уложенные в красочные коробочки. При всем этом постоянно обсуждали вопрос о том, как дошкольники примут нас и как нам держаться, общаясь с ними.
— Не надо держаться высокомерно!
— Надо быть общительным!
— Нужно больше улыбаться!
— Надо сразу подружиться с ними!
— Наше поведение должно послужить им примером!
А я добавил:
— Надо еще научиться ходить по улицам маршем, с песней! Мы должны удивлять прохожих на улице и детсадовцев тоже нашим красивым строем. Вы согласны?
После уроков дети каждый день занимались: ходили маршем, с барабанами, с флажком. Научились строиться сразу по особому, «секретному» сигналу. В этом их упражнял семиклассник Тенгиз — он был вожаком октябрят в нашем классе.
«Мы должны обязательно понравиться детсадовцам, они должны полюбить нас и школу, где дети становятся такими хорошими, умными, дисциплинированными, веселыми октябрятами!» С этим уговором мы и начали ходить к детсадовцам.
В сентябре первоклассники и дошкольники познакомились друг с другом, пели песни и играли вместе. Детсадовцы пригласили первоклассников пообедать с ними и устроили концерт. Состоялся разговор у заведующей, она попросила школьников показать «малышам» примеры поведения.
В октябре (у нас уже был составлен план заботы о наших детсадовцах) мы нарисовали во дворе детского сада схему улицы: тротуары, дорогу для транспорта, переходы, устроили светофоры из красного, желтого и зеленого флажков. Разделили детсадовцев на пешеходов, водителей транспорта, выделили милиционера и начали играть в «улицу», учили, как переходить через улицу, как ходить по тротуару, как управлять транспортом. Это была занимательная игра.
В ноябре мы устроили детсадовцам утренник, посвященный Великому Октябрю. Октябрята специально подготовили литературно-музыкальный монтаж на русском языке.
В декабре был проведен новогодний праздник — опять танцы, песни, декламирование, игры. Был показан спектакль нашего кукольного театра.
В январе детсадовцы были приглашены на уроки. Первоклассники (до чего же они были серьезны в этот день!) показали весь блеск своего ума, проявили гостеприимство, заботливость. Каждый рассказывал своему подопечному о школьной жизни, показывал свои работы. Затем детсадовцев пригласили вместе пообедать в школьной столовой. Первоклассники ухаживали за малышами, подавали обед, убирали посуду. В январе же октябрята пришли к детсадовцам и научили их играть в два флажка.
В феврале в детском саду октябрята провели соревнования малышей по прыжкам, бегу, метанию в цель; устроили утренник.
В марте первоклассники помогли детсадовцам приготовить подарки мамам, бабушкам, воспитательницам; мальчиков учили умению и желанию принести радость другу (в данном случае — радость девочкам своими поделками к 8 Марта).
В апреле первоклассники провели субботник в детском саду — привели в порядок двор, починили стулья, устроили конкурс в рисовании на асфальте. В этом же месяце в школу на торжества октябрят, посвященные дню рождения Владимира Ильича Ленина, были приглашены детсадовцы.
— А сейчас май, скоро конец учебного года, и мы идем к детсадовцам — поздравить их с окончанием детсадовской и началом школьной жизни.
К каждому посещению детского сада первоклассники готовились целенаправленно, усердно.
— Мы идем в детский сад! Почему?
— Чтобы порадовать маленьких!
— Чтобы дать им примеры хорошего поведения!
— Чтобы малыши гордились нами!
— Чтобы они полюбили школу!
Мы всегда шли с подарками — каждый нес своему подопечному самодельные игрушки, красочные пригласительные билеты на спектакли нашего кукольного театра. И сейчас мы несем подарки — у каждого в руках коробочка, перевязанная красной ленточкой, а в кармане конверт с письмом. В нем — последние наставления, пожелания.
— Бумбур-румбу, бумбур-румбу!
Девятый раз направляются мои дети в детский сад. Дорога нам хорошо знакома — два поворота на улице, два подземных перехода. На улице останавливаются прохожие.
— Какие они хорошие! — говорит какой-то дедушка и любуется ими.
На переходах транспорт задерживается дольше — уступает дорогу детям.
Вот там детский сад. Нам надо остановиться только на одну минуту. Так мы делали всегда: каждому дается возможность подумать, зачем он идет к «маленьким» и что ему предстоит делать там.
Лери опять дает команду двигаться.
— Бумбур-румбу, бумбур-румбу! — забили барабаны.
Их звук уже слышен в детском саду. Малыши оставляют свои игры и игрушки и бегут к забору:
— Идут, идут!
Мы еще успеем спеть песенку и так войти в открытые ворота детского сада.
«Нам всем весело шагать
только в хоре, только в хоре...»
Мы проходим через кордон малышей.
Лери. Отряд, сто-ой!
Да, очень многое значит красота строя и марша октябрят! Детсадовцы только и мечтают стать такими же большими, ходить вот так, когда впереди развевается красный флажок, барабаны бьют и такт марша, а ты шагаешь в ногу и поешь веселую песенку. Вся улица, заполненная прохожими, замирает, транспорт приостанавливается. Все смотрят на тебя, на такого хорошего, умного, ну конечно же, взрослого октябренка, восхищаются тобою. А ты шагаешь в ногу гордо, ни на кого не смотришь! Разве не счастье быть октябренком!
Лери. Детсадовцам, нашим маленьким друзьям, наш октябрятский...
Голос его звучит торжественно. А строй гремит:
— При-вет!
Каждый детсадовец уже подбежал к своему наставнику. Но наставник пока не шевелится, ждет команды.
Лери. Заняться делом!
Строй сразу расходится. Октябрята передают подопечным подарки. Звуки восторга, радости. А потом начинаются игры. Каждая звездочка октябрят собирает вокруг себя свою группу ребятишек к учит их новым играм. Жриамули не стихает целый час. Во дворе устраиваются танцы, веселые соревнования...
Уже время. Лери смотрит на часы. Он подает знак барабанщикам, и они барабанят уже по-другому. Это особый сигнал, октябрята знают, что сейчас надо делать: каждый наставник-октябренок возьмет за руку своего подопечного, отведет его в сторону и скажет ому на прощанье добрые слова.
Игры прекратились. — Пошли со мной! — говорит Викто Лидочке, своей подопечной.
Девочка послушно следует за ним.
— Садись сюда! — говорит ей Виктор.
Они садятся на скамеечке.
— Сколько тебе лет?
— Пять.
— И еще сколько месяцев?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как живете, дети?"
Книги похожие на "Как живете, дети?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шалва Амонашвили - Как живете, дети?"
Отзывы читателей о книге "Как живете, дети?", комментарии и мнения людей о произведении.