Шалва Амонашвили - Как живете, дети?

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Как живете, дети?"
Описание и краткое содержание "Как живете, дети?" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, педагог-ученый, рассказывает о своем опыте работы с детьми, обучающимися с шестилетнего возраста. Рассказ о содержании, методах и приемах работы с учащимися I, II классов (второй и третий год обучения) приобщает читателя к педагогическим идеям автора. Книга поможет учителю начальных классов, воспитателю группы продленного дня в их творческих поисках по организации учебно-воспитательного процесса в школе.
За 6 минут решаются задачи о вычислении периметров треугольника с равными сторонами и прямоугольников.
— Половина стороны треугольника равна d. Чему равен периметр треугольника?
Не успел я досказать задачу, как многие уже решили ее:
— 6d. Равен 6d!
— А если d равно 3 см?
— Тогда периметр составит 18 см!
— А если d равно 4 см?
— Периметр будет 24 см!
— А если d равно двум с половиной см?
— 15!
— Ну, хорошо! Вот вам другая задача. Дано 2 равных прямоугольника, стороны которых известны. Если приставить их друг к другу равными сторонами, получится...
— Новый прямоугольник!
— Верно. Даю 3 минуты, чтобы высчитать периметр этого нового прямоугольника.
Дети принялись за дело. Некоторые думают сами, некоторые объединились по два, по три с сидящими рядом, сзади и впереди детьми, они близко склонили головы друг к другу и шепчутся. Я подзываю к себе Лелу и тоже начинаю шептаться с ней.
— Давай решим задачу вместе, хорошо?
— Хорошо!
— Будем рассуждать так: если прямоугольники приставить большими сторонами, то получим такой прямоугольник, верно? (Я демонстрирую это с двумя маленькими прямоугольниками, вырезанными из картона.)
— Да!
— Высчитай поскорее, каков будет периметр этого прямоугольника!
Лела считает и допускает ту самую ошибку, которую, думаю, допустят и другие: она слагает длину всех сторон обоих прямоугольников и получает 36 см. Тогда я переворачиваю прямоугольники, с другой стороны указанной длины сторон нет.
— Покажи стороны этого прямоугольника и назови длину каждой!
Девочка сразу соображает.
— Я и те стороны посчитала, которые в середине!
— Но это же новый прямоугольник, значит, их в нем уже не существует!
— Периметр равен 26 см.
— Верно!
Эка (предупреждает). Осталось полминуты!
— А теперь, — говорю я Леле, — приставь эти прямоугольники маленькими сторонами и высчитай!
Эка (объявляет). Время истекло!
Подхожу к группе в среднем ряду — там объединились Тека, Илико, Вахтанг.
— У нас два ответа: если приставить прямоугольники большими сторонами, то периметр составит 26 см, а если маленькими сторонами, то периметр такого прямоугольника будет равен 28 см! Верно?
Все это говорят мне вместе и Тека, и Илико, и Вахтанг. Вот она, коллективная самостоятельность. Дети возбуждены.
— Верно! — говорю я и улыбаюсь всем троим.
Котэ допустил ту же самую ошибку, что и Лела: он в отдельности высчитал периметры обоих прямоугольников и сложил их, потому и утверждает, что периметр равен 36 см.
— Нет, — говорю мальчику. Рядом с ним сидит Ия. — А ты как думаешь? — спрашиваю девочку.
— Периметр равен 26 см.
— Объясни, пожалуйста, Котэ, как ты получил этот результат.
Мнения в классе расходятся: дети называют и 36 см, и 28 см, и 26 см.
Вызываю к доске группу во главе с Илико.
— Объясните и докажите!
Хотя они говорят наперебой, все же сумели объяснить и доказать и в классе не видно сомневающихся.
— У нас осталось еще одно задание: соединить числа по порядку — от сорока до пятидесяти и от пятидесяти до шестидесяти.
Отодвигаю занавеску на третьей доске.
— Давайте поручим это дело Тее и Елене, вы не против?
Пять-шесть ребятишек, в том числе Тея и Елена, нуждаются в развитии быстрой реакции и сообразительности.
— Задача должна быть решена за минуту! Следите, пожалуйста, насколько правильно они будут действовать! А ты, Марика, смотри на минутную стрелку!
Марика засекает время:
— Начали! — дает она команду.
Тея слева, Елена справа соединяют кривой цифры, обводят их кружочками, но одновременно нужно обнаружить их последовательность, а это вызывает задержку. И дети переживают. «Наверху! Внизу! В середине! Справа! Слева!» — кричат они. «Секрет» в этих упражнениях состоит в том, что в порядковой нумерации чисел исключено по два числа в каждом. 41, 42, а где же 43? Задержка. Нужно быстро пересмотреть все числа, чтобы убедиться — нет его, сделать пустой кружочек и идти дальше.
Дальше то же самое — опять задержка.
— Все! — кричит Марика. — Время истекло!
Девочки отходят от доски. Класс проверяет.
— Правильно! Они справились с задачей!
— Дети, посмотрите на часы: сколько минут еще осталось на нашем тысячном уроке?
— 2 минуты!
— Значит, через 2 минуты наш тысячный урок уйдет от нас насовсем! Давайте подытожим, что он кому оставляет!
Лери. Тысячный урок оставляет мне знание о периметрах...
Тамрико. Мне на всю жизнь запомнится тысячный урок. Он был очень красивым!
Вова. Мне понравился волшебный квадрат!
Майя. На этом уроке мои знания пополнились! Я знаю сегодня больше, чем знала вчера!
Сандро. Он развил во мне сообразительность! Я правильно решил Ваши задачи на сообразительность!
Котэ. На этом уроке я упражнялся в сложении и вычитании! Еще правильно решил задачи о периметрах прямоугольников!
Эка. Помните, как Вы сказали нам на уроке чтения: «Вы растете прямо на глазах!» На этом тысячном уроке я почувствовала, как я расту!
Вахтанг. Мы все выросли на этом уроке!
Гига. Я буду считать дальше все уроки!
Тея. Тысячный урок оставляет во мне добрые воспоминания. Я еще больше полюбила Вас!
Тенго. А я еще больше полюбил учиться!
Смотрю на часы — скоро зазвучит мелодия электрического звонка.
— Дети, этот урок и в меня вселил мудрость. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо вам за сотрудничество, за то, что у нас получился такой интересный тысячный урок!
— Вам спасибо!
Звенит звонок.
— Давайте проводим наш тысячный урок аплодисментами и споем ему песенку на прощанье!
Дети аплодируют, как будто погрустнели даже: уходит от них тысячный урок, который поднял каждого из них на новую ступеньку. А потом поют песенку:
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Вычислять и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!»
Глава III. Сделать обстоятельства человечными (10 мая)
Ты открываешь дверь моего кабинета. Каждый день в это время я жду тебя.
— Входи!.. Как дела?
— Хорошо! — отвечаешь.
Твой взгляд переходит на кинопроектор.
— Хочешь посмотреть фильм?
Это я готовлю специально для тебя. Скоро мы вместе будем смеяться над глупым волком, который никак не может поймать умного зайца.
До конца учебного года осталось пять дней. Мы расстанемся с тобой, мальчик, опять на три месяца. Но как мы с тобой прожили все прошедшие учебные дни — шагнули ли мы дальше: ты — в мир знаний и развития, я — в своем искусстве воспитания?
Вначале ты не хотел оставаться со мной. Боялся? Да, по-моему, ты боялся меня. А вдруг этот Шалва Александрович накричит на тебя или... Но ты вскоре убедился, что мне приятно с тобой быть, играть, заниматься. Я встречал тебя с улыбкой, радостно и прощался с уговором: «А как быть завтра? Ты придешь? Ну отлично, жду в это же время!» И ты приходил, нет, бежал ко мне без опоздания.
Ты начал навещать меня и дома. Приводила тебя мама, которую ты просил: «Пойдем к Шалве Александровичу!» «Но он же занят, наверное, или отдыхает... Неудобно!» — пыталась переубедить мама. «Ничего, я не буду ему мешать, просто посмотрю, что он делает!» Мама краснела, когда я открывал вам дверь: «Понимаете, не дает покоя!» Мы беседовали о разном, ты порой помогал мне в каких-то хозяйственных делах, скажем разместить книги на полках. А потом мы садились и играли с тобой в шахматы. Да, да, именно в шахматы! Ты выигрывал у меня, но и проигрывал тоже, однако все это происходило на таком мужском уровне, что ни ты, ни я не огорчались поражениям.
Все твои одноклассники любят меня, я это чувствую на каждом шагу — как они общаются со мной, как с полуслова меня понимают, как выполняют мои поручения, как защищают меня. Видишь ли, я нуждаюсь в вашей защите, может быть, порой даже больше, чем вы сами нуждаетесь в моем покровительстве. Помнишь, как однажды вошла в класс завуч школы, ей что-то не понравилось у нас, и она обратилась ко мне, выражая свое недовольство: «На что это похоже! Приведите в порядок немедленно!» И тут Эка, спокойная, уравновешенная девочка, скромная и застенчивая, встала и твердым, требовательным голосом произнесла: «Мзия Самуеловна, мы все очень просим Вас впредь таким тоном не обращаться к нашему учителю!» А она умный педагог: «Простите, ребята! Извините, Шалва Александрович! Я не хотела обидеть Вас и Ваших учеников!» Она пожала мне руку и вышла из класса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как живете, дети?"
Книги похожие на "Как живете, дети?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шалва Амонашвили - Как живете, дети?"
Отзывы читателей о книге "Как живете, дети?", комментарии и мнения людей о произведении.