Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "16-я воздушная"
Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.
Рассчитана на широкий круг читателей.
Шоссейный мост через реку Равка у Рава Мазовецка был разрушен девяткой Пе-2, которую вел командир эскадрильи 54-го бап майор Н. И. Куций. Перед разрушенной переправой на восточной окраине города скопилось много автотранспорта и войск противника, которые были подвергнуты бомбоштурмовым ударам нескольких групп 2-й гвардейской глад.
Так же эффективно бомбардировала станцию Лодзь-Восточная девятка пикировщиков, возглавляемая командиром 301-й бад полковником Ф. М. Федоренко со штурманом дивизии майором И. Е. Якубовичем. Ведущим второй девятки был командир эскадрильи 96-го гвардейского бап майор А. П. Смирнов со штурманом капитаном А. А. Царегородским. Удар по станции был нанесен в то время, когда там находилось до 10 эшелонов с паровозами под парами.
Вслед за ними по станции действовали с горизонтального полета три группы по 6–9 самолетов 54-го бап. Ведущими были командир полка подполковник А. С. Хлебников, майоры Г. С. Карабутов и Н. И. Куций со штурманами майором А. П. Логвиновым и старшими лейтенантами В. П. Житником и А. С. Шутовым. В итоге было разбито 9 путей, одна зенитная батарея, 2 орудия на железнодорожной платформе, 66 вагонов, 2 паровоза и выведено из строя много солдат и офицеров.
В это время станцию Лодзь-Западная с пикирования и горизонтального полета бомбардировали две девятки 128-го бап, возглавляемые капитаном А. В. Сарыгиным и старшим лейтенантом И. А. Маликовым, и две девятки 779-го бап, где ведущими были командир полка подполковник А. В. Храмченков со штурманом майором А. Г. Симоновым и капитан Б. М. Мамихин со штурманом капитаном Г. Т. Сидоровым. На станции было разрушено 3 железнодорожиых пути, взорван штабель боеприпасов и большое число вагонов и цистерн с горючим, а также уничтожено большое количество живой силы врага.
После бомбардировки железнодорожный узел Лодзь прекратил свою работу. С таким же успехом действовали бомбардировщики и по станции Побянице, где были разрушены пути и уничтожено несколько вагонов и платформ. На станции осталось 8 железнодорожных эшелонов с грузами и различной техникой, которые были захвачены войсками фронта.
221-я бад бомбардировала скопление автотранспорта на дороге Пиотркув Ласк, выполнив 74 самолето-вылета.
Воздушная разведка в этот день проследила за направлением движения колонн противника. Под руководством майора А. А. Яншина (6-й шак) воздушные разведчики установили, что остатки вражеской группировки, двигавшиеся на Сохачев, в связи с перехватом нашими танкистами основной магистрали Варшава Кутно в районе Блоне изменили направление на северо-запад и беспорядочно отходят на переправу по льду Вислы у Вышогруда.
Вскрыв намерения противника, командующий воздушной армией приказал 183-й бад разбить лед на участке Вулька Пшыбовска — Вышогруд и не допустить переправы войск противника на северный берег Вислы. На взламывание льда вылетели четыре группы Пе-2 (32 самолета) под прикрытием истребителей. Бомбардировщики сбросили на лед бомбы с высот 1400–1650 м с горизонтального полета. Группы бомбардировщиков возглавляли заместитель командира полка подполковник А. В. Фадеев и командиры эскадрилий капитан Г. И. Никитин, старший лейтенант Ф. В. Шелухин и лейтенант Слитков. Переправы были разрушены, лед стал непригоден для перехода даже мелких групп пехоты. В районе Вышогруда скопилось много войск и боевой техники врага. Вскоре наши бомбардировщики и штурмовики нанесли по ним несколько ударов.
По отходившим от Блоне фашистским войскам в это время действовали штурмовики 6-го шак. Так, девятка Ил-2 805-го шап под командованием старшего лейтенанта И. А. Сухорукова в сопровождении шести Як-3 нанесла удар по колонне противника из 200 автомашин и танков, отходившей по дороге Блоне — Папротня. Штурмовики произвели 13 заходов; «илы» снижались до бреющего полета и расстреливали в упор немецко-фашистских захватчиков. Вместе со штурмовиками действовали и истребители прикрытия. Автоколонна была разгромлена.
Генерал армии А. И. Радзиевский (в годы войны начальник штаба 2-й гвардейской танковой армии, ныне начальник Военной академии имени М. В. Фрунзе) в книге «9 мая 1945 г.» пишет:
«Хочется добрым словом вспомнить боевую работу летчиков 6-го шак. Они нанесли мощный удар по колоннам противника, растянувшимся вдоль автострады, и рассеяли их. Немецко-фашистские войска пытались, используя леса, уйти на север за реку Висла. Авиация разрушила мосты, и около переправ образовались большие скопления вражеских войск, которые были уничтожены штурмовиками и бомбардировщиками 16-й воздушной армии».
Так же успешно действовали 14 штурмовиков 175-го гвардейского шап, возглавляемые Героем Советского Союза майором Д. И. Смирновым. На шоссе Гельнюв — Опочпо он обнаружил колонну до 400 автомашин, двигавшихся в два ряда, и решил ее атаковать: своей подгруппой — голову колонны; второй подгруппой старшего лейтенанта И. Ф. Фатеева — центр и третьей лейтенанта П. С. Докучалова — хвост. После первого захода майор Смирнов перестроил группу в общий крут и дал команду летчикам самостоятельно выбирать цель. Штурмовики выполнили 7 заходов и в каждом из них — по 3–4 атаки. Истребители прикрытия 286-й иад, не встретив противника в воздухе, также штурмовали колонну пушечно-пулеметным огнем. Большая часть автомашин и живой силы врага была выведена из строя. Летчики-гвардейцы Фатеев и Докучалов в мае 1946 г. были удостоены звания Героя Советского Союза. К концу войны каждый из них выполнил по 115–120 успешных штурмовок войск противника.
Эффективно действовали в этот день группы командира 173-го гвардейского шап Героя Советского Союза подполковника Н. К. Лысенко и лейтенанта Б. Н. Сазыкина.
Хороших результатов добились также штурмовики 2-й гвардейской шад, где группы возглавляли Герои Советского Союза подполковники В. Д. Панфилов, М. Г. Скляров и майор В. Ф. Хохлачев, а также майоры Н. П. Васильченко и А. И. Завражнов, капитаны А. П. Гусев и А. Г. Ивайкин, старшие лейтенанты А. С. Богданов, С. И. Жуков, Г. И. Тваури и В. А. Тышевич, лейтенанты Б. Д. Никитенко, С. Т. Онискевич, В. А. Медведев (к концу войны он имел 100 боевых вылетов, уничтожил большое количество боевой техники врага и в мае 1946 г. был удостоен звания Героя Советского Союза).
Отлично выполнила задание и шестерка Ил-2 33-го гвардейского шап под командованием Героя Советского Союза капитана Н. И. Белавина. Обнаружив на шоссе.
Студзянка — Опочно колонну автомашин, штурмовики с высот от 1000 м до бреющего полета несколькими заходами атаковали ее и застопорили движение. Этим воспользовались подоспевшие части 9-го танкового корпуса. Они довершили разгром колонны. Гитлеровцы бросили на дороге до 2500 автомашин.
По данным штаба 9-го танкового корпуса, взаимодействующие с ним 300-я шад и 283-я иад за 16 и 17 января уничтожили на дорогах до 3 тыс. автомашин и танков противника.
Стремительное продвижение танковых соединений, которые двигались впереди общевойсковых армий фронта на 30–50 км и более, потребовало особой осмотрительности наших летчиков. Чтобы исключить возможность удара по своим войскам, командующий воздушной армией направил командирам авиасоединений следующую телеграмму: «Ни в коем случае не штурмовать наземные цели до тех пор, пока летный состав не убедится, что это противник. Тщательно следить за сигналами своих войск». Штурмовики стали выделять пару экипажей в группе, которые в сомнительных случаях снижались до бреющего полета и, установив принадлежность войск, начинали атаку цели, давая сигнал остальным экипажам. Такой прием надежно гарантировал штурмовиков от каких-либо ошибок.
17 января активно вели штурмовые действия и истребительные авиачасти. С бомбами вылетало 147 истребителей. Истребители 3-го и 6-го иак за день уничтожили и повредили около 300 автомашин и много другой боевой техники. Группы 176-го гвардейского иап, возглавляемые Героем Советского Союза капитаном О. С. Беликовым и старшим лейтенантом Н. С. Руденко, выполняя «свободную охоту», атаковали аэродром Лович и уничтожили 6 вражеских самолетов.
Авиация противника активности не проявляла, возможно, из-за потери ряда аэродромов.
16-я воздушная армия за 17 января выполнила 2784 самолето-вылета (в том числе 220 ночью), из них на бомбардировку и штурмовку войск противника — 1256. В 5 воздушных боях было сбито 4 фашистских самолета. Армия потеряла 11 самолетов, в основном от огня зенитной артиллерии.
Вечером в ознаменование освобождения Варшавы Москва салютовала соединениям 1-го Белорусского фронта и частям 1-й армии Войска Польского. В приказе Верховного Главнокомандующего указывалось, что в боях за овладение столицей союзной нам Польши вместе с войсками отличились летчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-лейтенантов авиации Брайко и Савицкого, генерал-майоров авиации Каравацкого, Токарева и Комарова, полковников Тимофеева, Белоусова, Сухорябова, Рассказова, Ситкина, Бузылева, Беркаля, Иванова и Ромейко, подполковников Наконечникова, Шерстюка и Гаврильченко.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "16-я воздушная"
Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"
Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.