Евгений Торчинов - Краткая история буддизма

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткая история буддизма"
Описание и краткое содержание "Краткая история буддизма" читать бесплатно онлайн.
В книге выдающегося российского ученого-религиоведа, буддолога Е. А. Торчинова рассматриваются проблемы формирования и развития буддизма, его школы и направления, распространение буддизма в Тибете и на Дальнем Востоке, дается очерк изучения буддизма в России и за рубежом.
185
Неустановившиеся (кит. бу дин) — существа, чье движение по Пути к состоянию Будды неравномерно и успехи чередуются с отступлениями назад, а также те, кто не получили заверения от того или иного Будды, что они достигнут пробуждения.
186
Десять благих дел (в дальневосточной традиции): не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лгать, не краснобайствовать, не клеветать, не двурушничать, не завидовать, не гневаться и не поддерживать ложные взгляды.
187
Бодхи (кит. пути) — пробуждение, просветление.
188
Семя Так Приходящего (кит. жулай чжун; санскр. татхагата биджа) — возможно, то же, что и татхагата готра, татхагата кула — «семья Татхагаты», то есть люди наивысших способностей, быстрее других могущие реализовать свою природу как природу Будды.
189
Учение небожителей (тянь жэнъ цзяо; другой возможный перевод — «учение богов и людей») — скорее всего, имеется в виду народная форма буддизма. Название связано с тем, что последователи этого «учения» стремятся не к нирване, а к обретению нового рождения в виде человека или божества.
190
Хинаяна (кит. сяо чэн).
191
Махаяна (кит. да чэн).
192
Дхармалакшана (кит. фасян). Китайский вариант Виджнянавады.
193
Посян цзяо — имеется в виду Шуньявада (Мадхьямака).
194
Единая Колесница (кит. и чэн; санскр. экаяна). Здесь — наивысшее буддийское учение, синтезирующее все остальные и включающее их в себя. Сам термин «Единая Колесница» возник в «Сутре лотоса благого Закона» («Саддхарма пундарика сутра»), в которой она выступает символом высшей буддийской доктрины. В Китае вопрос о характере «Единой Колесницы» вызывал бурную полемику, особенно в школе Тяньтай (по названию горы Тяньтайшань, на которой был расположен центр этой школы) с VI в.
195
Три мира — три мира буддийской космологии: мир желаний (кит. юй цзе; санскр. камадхату), мир форм (кит. сэ цзе; санскр. рупадхату), мир не-форм (кит. у сэ цзе; санскр. арупадхату). В буддийской философии они рассматривались не только как миры, но и как соответствующие им состояния сознания- Мир желаний населен всеми живыми существами шести классов, остальные два — высшими божествами. В них может возродиться также буддийский созерцатель — йогин, достигший ступеней медитативного самоуглубления, соответствующих данным мирам.
196
Десять злодеяний: убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь, клевета, грубость, суесловие, алчность, злонамеренность, ложные взгляды.
197
В буддизме выделялось несколько типов адов в зависимости от тяжести совершенных злодеяний. Но все они рассматривались как временные состояния, за которыми следует новое рождение в другой форме.
198
Голодные духи (кит. э гуй; санскр. прета). К этому рождению, по буддийским взглядам, ведут алчность, скупость и жадность.
199
Пять постоянств (кит. у чан) — основные добродетели конфуцианства. Здесь так называются пять важнейших буддийских заповедей, сравнивающихся ниже с нормами конфуцианства.
200
Туфани — тибетцы.
201
Не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголя.
202
Т. е. не совершать десяти злых дел, делать противоположное им.
203
Шесть небес мира желаний — та часть камадхату, на которой находятся низшие божества, пребывающие в мире желаний.
204
Дхьяна — медитация, созерцание (кит. чань, чаньна).
205
Сосредоточение — также вид медитативного углубления. Четыре дхьяны соответствуют четырем стадиям медитативного углубления мира желаний, а восемь сосредоточений — четырем ступеням мира форм и четырем ступеням мира не-форм.
206
Имеются в виду асуры, которые иногда не выделяются в отдельную категорию живых существ.
207
Обыватели (кит. фаньсу; санскр. притхагджана) — «обычные люди», не только небуддисты, но и не придерживающиеся каких-либо других учений.
208
Вероятно, имеются в виду прежде всего агамы, т. е. сутры хинаянской традиции.
209
Нейтральные (дословно: «не движущие», кит. бу дун), т. е. не приводящие ни к благому, ни к дурному результату.
210
Т. е. непосредственно за совершением действия.
211
Психика (санскр. читта). В оригинале стоит иероглиф «синь» (сердце), поскольку китайцы рассматривали сердце, точнее центр груди, как седалище разума. Иероглифом «синь» в буддийских текстах передаются различные санскритские термины: читта (психика), нама (имя, т. е. психическое в оппозиции к физическому, рупа) и в отдельных случаях — виджняна (сознание, обычно — ши).
212
Хинаяна (кит. сяо чэн).
213
Рупа (кит. сэ).
214
Нама, читта (кит. синь).
215
Три клеши, т. е. омраченности сознания — моха, рага, двеша (заблуждение, страсть, гнев).
216
Кальпа (кит. цзе) — мировой период, мировой цикл. Также определенная фаза каждого мирового цикла. Кальпа пустоты — период, предшествующий началу очередного развертывания мира из пустого бесконечного пространства (кит. кун; санскр. акаша).
217
Гимн (кит. сун) — точное название этого текста определить не удалось. Поскольку словом «сун» передается санскритское «карика» (строфа, афоризм), то возможно, что здесь имеются в виду карики «Абхидхармакоши» (Энциклопедии Абхидхар-мы; Абхидхарма — буддийская философская психология) индийского философа Васубандху (кит. Тяньцинь или Шицинь), V в.
218
Лакша — исключительно большая условная мера длины.
219
Яма — индийский бог смерти. Здесь имеются в виду нижние небеса мира желаний.
220
Кальпы возрастания и убывания — условная мера огромных промежутков времени. За основу берется период времени, за который человеческая жизнь сокращается от «неизмеримой» до десяти лет и затем снова увеличивается до «неизмеримой». Применительно к периодам, когда люди отсутствуют, данная мера используется как условная.
221
Т. е. до второго неба мира желаний, соответствующего второму уровню медитативного углубления.
222
Согласно буддийской космологии, первоначально земля была покрыта съедобным и очень вкусным «земляным пирогом». После того как люди его съели, они перешли к выращиванию злаков, и наступил новый этап огрубения человеческой природы.
223
Данное утверждение Цзун-ми свидетельствует об использовании категории Дао в буддизме Хуаянь как синонима Единого сознания (кит. и синь) Будды, Татхагатагарбхи (кит. жулай цзан). Здесь Цзун-ми противопоставляет хуаяньское понимание Дао даосской его интерпретации.
224
См. § 42 «Дао-дэ цзина».
225
Небо, Земля и Человек.
226
Три мифических совершенномудрых государя: Фу-си (создатель письменности), Нюй-ва (по некоторым мифам, создательница людей) и Шэнь-нун (создатель земледелия); или Фу-си, Шэнь-нун и Чжу-жун; или Фу-си, Шэнь-нун и Гун-гун; или Суй-жэнь (изобретатель добывания огня), Фу-си и Шэнь-нун.
227
Танская империя — государство, в котором жил Цзун-ми. Династия Тан правила в Китае с 618 по 907 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткая история буддизма"
Книги похожие на "Краткая история буддизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Торчинов - Краткая история буддизма"
Отзывы читателей о книге "Краткая история буддизма", комментарии и мнения людей о произведении.