Юрий Петухов - Дорогами тысячелетий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорогами тысячелетий"
Описание и краткое содержание "Дорогами тысячелетий" читать бесплатно онлайн.
В сборнике представлены исторические статьи и очерки, рассказывающие о далеком прошлом, находках археологов, загадках древнейшей истории человечества и прошлого нашей Родины.
3. Змей Горыныч имеет «хобота», которыми может задушить или ушибить. — Согласно словарю Даля, древнерусское «хобот» означало «хвост», а также «изгиб» и «дуга». Вполне возможно, что этим словом первоначально описывались шлейфы дыма, тянувшиеся за снарядами и ракетами. Такой дым мог и задушить или «ушибить», поскольку, как говорилось выше, некоторые типы снарядов на это и были рассчитаны.
4. Змей Горыныч в русских сказках всегда нападает сверху и никогда не появляется из леса или из воды, что характерно для драконов из фольклора других народов. — Описанные выше снаряды и ракеты действительно падали буквально с неба.
5. Полет Змея Горыныча всегда сопровождается страшным Свистом и грохотом. — Пороховые снаряды в полете и при взрыве, разумеется, издавали и свист, и грохот; кроме того, у китайцев были и специальные снаряды «шумового действия», рассчитанные на устрашение противника.
6. У Змея Горыныча «черная Кровь», которая подолгу не впитывается в землю, потому что ее «не хочет принимав земля русская». — Из неразорвавшихся снарядов и гранат с нефтью вытекала черная маслянистая жидкость, которая с трудом впитывалась в землю и могла восприниматься как кровь змея.
7. Добрыня Никитич после победы над змеем освобождает множество пленников — «с сорока земель, с сорока стран» — обоего пола, разных возрастов и званий, что существенно отличает Горыныча от большинства других сказочных драконов, предпочитавших захватывать лишь молодых людей и девушек и руководствовавшихся при этом преимущественно гастрономическими соображениями. — Известно, что татаро-монгольские завоеватели, как правило, уводили «в полон» оставшихся в живых жителей покоренных городов.
8. Змей Горыныч появляется всегда неожиданно, его появление в дыму и пламени контрастирует с подчеркнуто хорошей погодой. — Обстрел пороховым оружием в дождливую погоду был невозможен, поскольку вода гасила подожженные снаряды и ракеты.
9. В сказках ничего не говорится о туловище Змея Горыныча, хотя в описаниях китайских, египетских и западноевропейских драконов много внимания уделяется их чешуе, окраске и т. п. — Если прилетающие из-за крепостных стен снаряды со шлейфами дыма могли ассоциироваться с головами и «хоботами» гигантского огнедышащего змея, то тела его, естественно, никто видеть не мог.
10. Прозвище Змея — «Горыныч», Традиционно принято связывать это прозвище с понятием «гора»; он либо сын гороподобной тучи (Змей-гроза), либо сам огромен, как гора (Змей-мамонт). Но нужно иметь в виду, что легенды, былины и сказки о Змее Горыныче записаны в основном в великорусских областях, в то время как борьба Добрыни со Змеем, к которой они восходят, происходила в эпоху Киевской Руси южнее. Возможно, первоначальная форма прозвища Змея была связана со словом «гореть», й уже позднее и севернее оно подверглось переосмыслению. (Не здесь ли, кстати, кроются истоки связи между обжигающей и способной гореть украинской горилкой и образом «зеленого змия»?)
Все эти соображения позволяют высказать нашу гипотезу в следующем виде.
В древней мифологии широко использовалась тема змееборчества, борьбы героя с огнедышащим змеем-драконом. В такую форму могли облекаться, в частности, преломленные в народной фантазии представления о непонятных, пугающих природных явлениях, будь то гроза, комета или шаровая молния. В результате у многих народов возник традиционный образ дракона — охранителя вод и хозяина природных стихий.
В мифологии же славян, столкнувшихся в период татаро-монгольского нашествия с новым, загадочным и страшным огненным оружием, эта традиционная тема получила совершенно иной поворот. Змей Горыныч, утеряв привычные черты носителя стихийных сил, стал олицетворением такого оружия, превратился в метафорический образ артиллерийского обстрела. Так змееборческая символика древних мифов приобрела конкретный смысл, отражавший мужественную борьбу защитников славянских крепостей с чудовищным врагом.
Людмила Жукова
Писали «чертами и резами»…
Знание беспредельно. Оно совершенно противоположно вере.
Гёте
Со школьных лет мы знаем, что славянская письменность идет от христианских миссионеров, братьев Константина (в монашестве — Кирилла) и Мефодия, уроженцев болгарского города Солуники, и наша азбука потому и называется кириллицей. А еще существует вторая славянская азбука — глаголица — и уже автоматически считается, что и она изобретена Кириллом, — как же иначе, если именно за ним церковь числит создание славянской письменности вообще, и, следовательно, до него писать славяне не умели и азбуки своей иметь не могли. Правда, было у них свое летосчисление, и годы 863 ― 864, когда Кирилл изобрел для них азбуку, по славянскому календарю были старее на 5508 лет, то бишь было то в 6371–6372 годах «от сотворения мира».
Именно в 6371-е лето и прибыло к византийскому императору историческое посольство от Великоморавского княжества с просьбой прислать им, моравским славянам, епископа, чтобы «на языке нашем изложил правую христианскую веру»; славяне моравы, создав сильное государство, выдерживали тогда натиск германских рыцарей и их поводырей — духовных отцов, насаждавших христианскую веру на латинском языке.
Еще в прошлые века высказывались сомнения в том, что за столь короткий срок — несколько месяцев, которыми располагал Константин, едва ли можно поспеть изобрести два алфавита (да и зачем два?), причем оба — совершенных, идеально приспособленных к особому фонетическому складу речи славян, перевести многостраничные богословские книги и обучить десятки учеников этому в Паннонии (часть территории нынешних Венгрии, Австрии, Югославии) и Моравии (Чехословакии).
В учебнике семидесятых годов для вузов «Старославянский язык» уже ставились, но без надежды на ответ, эти вопросы: «Какая из двух азбук является более древней? Какая из них создана Константином-Кириллом? Как и когда появилась другая азбука?»
Но вот сегодня эти надежды появились, и на вопрос, какую азбуку изобрел Кирилл, вернее, какую не изобрел, мы можем ответить четко.
Среди более чем 600 берестяных грамот, найденных в не знающих тлена глинистых почвах Новгорода, оказалась берестка № 591 с вырезанной на ней азбукой. Время написания ее — не позже начала X века, даже есть большая вероятность принадлежности к IX веку — до Кирилла.
На взгляд непросвещенного, грамотка кажется написанной нерадивым учеником, пропустившим 11 букв из 43 классической кириллицы: Щ, Ю, Ь, Ы…
«Но, — комментирует блистательную находку В. Янин, известный советский ученый, руководитель Новгородской археологической экспедиции, член-корреспондент АН СССР, — в 69-м году мы находили берестяную грамоту № 460 — с азбукой, в ней тоже не было нескольких букв… Тех же самых! Это значит, что в обоих случаях мы встретились с отражением того раннего этапа, когда славянская азбука еще не сформировалась окончательно. Например, не было еще буквы Щ, вместо нее писали ШТ, буква Ы рождалась соединением Ъ и I».
Вспомним, что в русских говорах и братских славянских языках до сих пор по-разному произносится, например, слово ЧТО — и ЩТО, и ЧО и ЩО и даже ЦО. А ведь писали раньше так, как произносили!
«Написаны Новгородские грамоты, — продолжает Янин, — буквами кириллицы. Какую же азбуку изобрели тогда Кирилл и Мефодий?.. Еще в середине XIX века славист Л. Шафарик выдвинул тезис о том, что Кирилл изобрел не кириллицу, а глаголицу. В этой связи большой интерес представляет открытая украинским ученым С. А. Высоцким азбука XI века — граффити Софийского собора в Киеве. Эта азбука имеет также неполный состав букв, но резко отличается от обеих новгородских берестяных: в ней 27 букв. Они расположены в строгом порядке греческого алфавита с добавлением минимального количества букв, соответствующих знакам славянского языка. Киевская азбука демонстрирует существование на Руси иной системы очередности букв в азбуке, максимально приближенной к системе греческого алфавита и, следовательно, — наличие разных вариантов азбук в ранний период бытования кирилловского письма…»
Логически напрашивается вывод: и до Кирилла-Константина славяне имели свое письмо.
Здесь уместно вспомнить еще об одном мнении ученых: Кирилл не изобретал и глаголицу, а лишь усовершенствовал, «устроил». «неустроенную» славянскую азбуку, что впоследствии стала носить его имя. Доказательства этому тезису находим у современника Кирилла, черноризца Храбра, от которого дошли фрагменты труда «6 письменах», где о славянах сказано, что они «римскими и греческими письмены писали словенскую речь без устроения… и так было многие лета».
«Многие лета» до Кирилла?!» Но зная чужие алфавиты, славяне, как сообщает Храбр, писали и как-то по-своему: «Чертами и резами чтяху и гадааху».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорогами тысячелетий"
Книги похожие на "Дорогами тысячелетий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Петухов - Дорогами тысячелетий"
Отзывы читателей о книге "Дорогами тысячелетий", комментарии и мнения людей о произведении.