» » » Андрей Гусаров - От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое


Авторские права

Андрей Гусаров - От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое

Здесь можно купить и скачать "Андрей Гусаров - От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Гусаров - От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое
Рейтинг:
Название:
От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-227-06316-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое"

Описание и краткое содержание "От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое" читать бесплатно онлайн.



История, изложенная в данной книге, сложилась благодаря трем факторам, соединившимся по воле неумолимого прогресса на рубеже XIX и XX вв. Мы совершим увлекательное путешествие в прошлое Финляндской железной дороги, в котором объединились стальной путь, образование Великого княжества Финляндского и дачный отдых жителей столицы Российской империи. О том, как дорога строилась, как вдохнула новую жизнь во многие деревни и дачные поселки Карельского перешейка, и пойдет речь в книге.






В официальном справочнике «Пути сообщения Карельского перешейка» за 1907 г. сообщалось: «Ст. Хитола расположена на поляне в лесу. По близости раскинуты дворы нескольких деревень. Ночлежный пункт 3 разр., Хитола, в 72 км от станции. На станции имеется сарай на 1 паровоз с поворотным кругом».

Станции Финляндской железной дороги

Финляндский вокзал


Путешествие по Финляндской железной дороге начиналось на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге, сооруженном на Выборгской стороне, в некотором отдалении от невского берега.

Участок для размещения станции «Санкт-Петербург-Пассажирский-Финляндский» (современное название) запланировали при проектировании самой дороги в начале 1860-х гг. Работу над проектом Финляндского вокзала поручили гражданскому инженеру Петру Станиславовичу Купинскому.

После окончания Строительного училища (ныне – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) П.С. Купинский некоторое время работает в провинции, но в 1864 г. возвращается в столицу Российской империи и поступает на службу в Министерство путей сообщения. Место работы объясняет и характер построек Купинского, среди которых большое число зданий, прямо или косвенно связанных с железной дорогой. Кроме Финляндского вокзала, этот инженер построил вокзалы в Гатчине и Красном Селе, которые не сохранились до нашего времени, здание станции «Мариенбург» (сохранилось) и несколько жилых домов и производственных сооружении. Собственно, и здание Финляндского вокзала утрачено к настоящему времени, хотя и сохранен для потомков один из боковых его фасадов. Но обо всем по порядку.


Финляндский вокзал и привокзальная площадь


Большая территория, предназначенная для размещения вокзала Финляндскои железнои дороги, ограничивалась Симбирской и Нижегородской улицами, к последней от нового вокзала проложили новый же переулок, получивший в 1871 г. название Финского. Станция уже действовала как товарная, а возведение вокзала делало ее еще и пассажирской. Нужно отметить, что товарная станция (Нижний двор) находилась у самого берега Невы, – железнодорожные пути подходили к берегу для удобства перегрузки товаров с барж в вагоны или наоборот. Здесь же находились служебные постройки железной дороги: здание конторы Финляндской железной дороги, склады и таможня.


Перрон Финляндского вокзала


Проект Купинского предполагал строительство довольно скромного вокзала с главным фасадом, обращенным в сторону здания Военно-медицинской академии. Здание с элементами готики выделяли три ризалита – центральный, с главным входом в виде одноэтажной постройки, и два боковых двухэтажных павильона, соединенных одноэтажными галереями. Со стороны Симбирской улицы находился еще один вход на вокзал, в кассовый павильон. В наши дни в этом месте располагается вход в метро.

Над платформой и путями соорудили высокий навес от дождя и снега, так что прибывающие и отъезжающие пассажиры находились в довольно комфортных условиях. За навесом, то есть рядом с вокзальным комплексом, шли железнодорожные пути товарной станции.

Стоит отметить, что при всей простоте здания, в том числе и в отделке, осуществленной по проекту финских архитекторов П. Дегенера и В. Вестлинга, Финляндский вокзал считался одним из самых удобных для пассажиров среди вокзалов столицы. Ко всему прочему вокзал считался международным, как, например, и Варшавский. Мебель для нового вокзала архитекторы заказали в Германии.


Вокзал после пожара


Кроме самого вокзала, к 1870 г. построено и несколько специализированных зданий дороги. Для размещения пассажиров местного, то есть пригородного сообщения (до 50 км) построили павильон местного сообщения. Обычно в таких павильонах, кроме продажи билетов и хранения багажа, могли работать буфет и парикмахерская, но предназначался он все же для кратковременного пребывания пассажиров: быстро купил билет и уехал. Для обслуживания локомотивов построили веерное депо и мастерские с поворотным кругом. Одновременно здесь могли ремонтировать 12 паровозов. Для хранения вагонов соорудили вагонное депо с отделением для хранения Императорского поезда. Багажный пакгауз предназначался для хранения багажа и находился в конце платформы. Кроме этого, построили три каменных дровяных сарая, водокачку с паровой насосной станцией (располагалась у Невы) и газовый завод с электростанцией.

До настоящего времени от первоначального вокзального комплекса осталось всего несколько второстепенных построек – это служебное здание (Боткинская ул., 1, корп. 1), занимаемое ныне Линейным отделом полиции станции «Санкт-Петербург-Финляндский», и паровозное депо, перестроенное под административное здание управления дороги.

К 1950-м гг. вопрос о реконструкции старого Финляндского вокзала стал актуальным – вырос объем пригородных поездов, при этом финское направление стало международным. С другой стороны, к скорой реконструкции подталкивали история и идеология. Речь шла о событиях, связанных с приездом на Финляндский вокзал лидера большевиков В.И. Ленина в апреле 1917 г., и увековечивании памяти об этом. Столь важное для социалистического государства историческое место не могло быть заброшено и иметь неприглядный внешний вид. Ко всему прочему, Финляндский вокзал оставался единственным, принимавшим поезда во время блокады, и сильно пострадал от налетов вражеской авиации.

Первая реконструкция территории дороги прошла здесь еще в 1910 г. – тогда отсыпали насыпи под железнодорожное полотно и строили двухуровневые пересечения с улицами Петербурга. Все это можно видеть, чуть отъехав от Финляндского вокзала и не доезжая до станций «Кушелевка» и «Ланская». Само здание вокзала оставалось нетронутым до послевоенного времени.

Послевоенная реконструкция самого вокзала происходила в два этапа, не считая работ по устройству обширной площади перед новым зданием, получившей название «площадь Ленина». Проектные работы выполнили архитекторы Н.В. Баранов, П.А. Ашастин и Я.Н. Лукин при участии инженера И.А. Рыбина. Работу над проектом Н.В. Баранов начал еще в 1945 г., но воплотить все свои идеи он, к сожалению, не смог.


Памятник В.И. Ленину рядом с вокзалом


Первым построили центральное здание нового вокзального комплекса с четырехгранной башней с часами и высоким 30-метровым шпилем в петербургском стиле. На месте бывшей товарной станции архитекторы устроили площадь, композиционным центром которой выступил памятник В.И. Ленину. Новая постройка в стиле функционализма решена в виде вытянутого параллелепипеда и обращена в сторону Невы. Высокие прямоугольные оконные проемы в верхней части украшены семнадцатью барельефами работы студентов Художественно-промышленного училища (ныне – Академия имени А.Л. Штиглица), окна разделены мощными пилонами. Рельефы Финляндского вокзала повествуют о событиях 1917 г. На центральном изображена аллегорическая фигура Революции, у ног которой лежат поверженный двуглавый орел – символ императорской власти и разорванные оковы.


Центральный вход


Финляндский вокзал в наши дни


Сразу за башней расположен кассовый зал с высоким потолком перекрытия – первой на то время железобетонной конструкцией подобного типа в нашем городе.

Официальное открытие нового здания Финляндского вокзала прошло 4 июня 1960 г. Но двумя годами ранее в левой части здания начала работу станция метрополитена «Площадь Ленина», по проекту носившая иное название – «Финляндский вокзал».

Наземный вестибюль станции встроили в вокзальное здание и украсили (кассовый зал) смальтовым мозаичным панно работы художников А.А. Мыльникова и А.Л. Королева. Второй выход и, соответственно, второй наземный круглый по форме павильон открыли в 1962 г., в сквере на Боткинской улице (арх. Ю.Н. Козлов, инж. Е.А. Эрганов).

Проект подземного зала станции «Площадь Ленина» выполнил архитектор А.К. Андреев, решивший оформление в красно-белых тонах с использованием гранита нескольких цветов, мрамора, черного и серого камня.

Некоторое время старое здание Финляндского вокзала соседствовало с новым зданием, но в 1970-е гг. его разобрали, оставив «на память» фасад левого павильона, включив его в коробку новой безликой постройки.


Новое и старое здания Финляндского вокзала


Площадь в 1947 году


До 1924 г. площадь между вокзалом и рекой Невой (Арсенальной набережной) называлась площадью Финляндского вокзала. Площадью (товарища) Ленина назвали привокзальную территорию в районе Финского переулка – туда выходил, как мы помним, главный фасад старого Финляндского вокзала. Это произошло 25 апреля 1924 г., а через два года перед угловым входом на вокзал (ныне – вход в метро) в годовщину Октябрьского переворота торжественно открыли памятник вождю мирового пролетариата, созданный скульптором С.А. Евсеевым при участии архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гольфрейха. В 1920-е гг. от Арсенальной набережной к памятнику высадили деревья и официально назвали посадку аллеей Ленина. Только после того, как памятник Ленину передвинули ближе к Неве, образовавшуюся площадь перед новым Финляндским вокзалом назвали именем Ленина. С памятником связана любопытная история.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое"

Книги похожие на "От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Гусаров

Андрей Гусаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Гусаров - От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое"

Отзывы читателей о книге "От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.