Бенгт Даниельссон - Счастливый остров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Счастливый остров"
Описание и краткое содержание "Счастливый остров" читать бесплатно онлайн.
Книга «Счастливый остров» написана шведским этнографом Бенгтом Даниельссоном, участником знаменитого плавания через Тихий океан на плоту «Кон-Тики», которое закончилось на коралловом атолле Рароиа в архипелаге Туамоту.
Автор впоследствии еще дважды побывал на этом островке и хорошо изучил жизнь его обитателей.
В книге «Счастливый остров» дается живое, увлекательное описание быта небольшой этнической группы, которую меньше, чем в других колониях, затронуло тлетворное влияние капиталистической системы и так называемой «западной цивилизации».
Автор в популярной и занимательной форме знакомит читателя с исконной культурой раройцев, со всем ценным и самобытным, что островитянам удалось сберечь из наследия прошлого.
Вместе с тем, Бенгт Даниельссон рисует мрачную картину физического вымирания жителей атолла, при полном отсутствии медицинской помощи. Он показывает нежелание колониальных властей обеспечить островитянам возможность приобщения к подлинным благам и достижениям современной культуры.
В книге дается яркая сатира на колониальных администраторов, на проповедников-миссионеров, показано как тянутся к островам отбросы буржуазного общества, которых привлекает сюда промысел жемчужниц и копра.
Книга написана простым и образным языком, проникнута присущим автору мягким юмором. Она представляет большой интерес как для широкого круга читателей, так и для специалистов; перед нами редкое описание жизни на малодоступном островке, затерянном в необъятных просторах океана.
Но немногочисленные остатки древних укладов очень трудно изучать. Некоторые сохранившие еще свои обычаи племена Южной Америки — ауки, гуаяки, ширишуана и другие — всячески уклоняются от соприкосновения с «белыми» людьми. Во внутренние области Новой Гвинеи, где тоже остались племена, почти не затронутые европейским влиянием, очень нелегко проникнуть. В некоторые области сами колониальные власти запрещают по тем или иным соображениям въезд посторонних лиц. К таким «закрытым» областям принадлежит архипелаг Туамоту, в том числе островок Рароиа.
Б. Даниельссону необычно повезло, когда он, и по счастливому стечению обстоятельств и благодаря собственной настойчивости, сумел поселиться как раз на этом островке, — да еще поселиться в качестве желанного гостя и друга островитян. Если он хотел серьезно изучить народ, почти нетронутый гнилым духом капиталистической наживы, обладающий собственной, по-своему развитой культурой, он не мог бы отыскать лучшего места для такого изучения.
Конечно, влияние капиталистической системы и европейской культуры сказалось, и заметно сказалось, на экономике и быте островитян Рароиа. Они втянуты в товарные отношения, продают скупщикам копру и жемчужные раковины, покупают разные привозные товары и высоко ценят их. Они подчинились порядкам, установленным французскими властями. Они крещены, посещают католическую церковь, читают библию. Все это верно. Но все это, как хорошо увидел Даниельссон, остается лишь поверхностным налетом, еще не разрушившим ни экономического уклада, ни народных традиций, ни психического склада жителей острова Рароиа. Они продают продукты своего труда на деньги, но цены Деньгам не знают и покупают на них ненужные вещи. Подчинение начальству — лишь формальное, потому что для самих колониальных властей этот крошечный островок особой ценности не представляет и они поэтому передали управление местным вождям. Католическая религия воспринята островитянами с чисто внешней стороны: им нравится праздничное богослужение, колокольный звон, занятные рассказы в библии… По существу же традиции общинно-родовой эпохи сохранились на острове доныне.
Автор рассказывает обо всем этом в живой, занимательной форме, хотя и весьма несистематично.
Прочные навыки коллективизма в производстве и распределении; полнейшая нерасчетливость в потреблении; архаические формы брака и семьи — «парная» семья по терминологии Моргана и непризнание моногамного брака, который старались привить миссионеры, независимое положение женщин в семье и в обществе; коллективное воспитание детей и общераспространенный обычай приймачества — усыновления; необычайное радушие и гостеприимство; жизнерадостность и беззаботность; полное отсутствие преступлений — все эти характерные черты говорят о наличии остатков общинно-родового быта. Здесь еще сохранились простые, естественные отношения между людьми, исчезнувшие всюду, где господствует буржуазия, которая «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, стр. 426). На этом фоне особенно ярко выступают пороки капиталистического строя, доведенные до крайности в современную эпоху империализма.
Имущественное расслоение на острове Рароиа, конечно, весьма заметно, и оно порой сочетается с примитивными формами эксплуатации (см. стр. 166, 168 и др.), но это еще не классовый общественный строй. И вот этот-то своеобразный переходный общественный порядок обрисован автором книги ярко и наглядно, со всеми его хорошими и дурными сторонами.
Читатель встретит, пожалуй, с недоверием то, казалось бы, слишком идеализированное изображение быта и нравов островитян Рароиа, какое дает наш автор. Но в основе их лежат порядки, унаследованные от общинно-родового строя. Вспомним глубоко сочувственную оценку, какую давал этим порядкам Энгельс, — имевший в виду, правда, в первую очередь не полинезийцев, а индейцев Северной Америки. Энгельс писал по этому поводу:
«И какая чудесная организация этот родовой строй при всей ее наивной простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворянства, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без процессов — все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются, — родом или племенем, или отдельными родами между собой… Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время, — ведь домашнее хозяйство ведется у ряда семейств сообща и коммунистически, земля является собственностью всего племени, только мелкие огороды предоставлены во временное пользование для домашнего хозяйства, — тем не менее нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления… Бедных и нуждающихся не может быть — коммунистическое хозяйство и род знают свои обязанности по отношению к престарелым, больным и изувеченным на войне. Все равны и свободны, в том числе и женщины…»[4]
Конечно, на большинстве архипелагов Полинезии уже в XVIII в. складывались иные, более суровые условия жизни, частыми становились войны, аристократическая верхушка племени захватывала землю и держала власть в своих руках. Но на таких уединенных, мелких и сравнительно бедных островках, как острова Туамоту, архаические патриархальные порядки удерживались гораздо прочнее, в какой-то части они сохранились и поныне. Это своеобразие условий на острове Рароиа подчеркивает Даниельссон (стр. 59–62).
В наши дни мощного подъема освободительного движения в колониях, пробудившего национальное сознание всех угнетенных народов, представляется, однако, более чем сомнительным, что островитяне Рароиа не только остались полностью в стороне от событий, волнующих весь мир, но даже ничего о них не слышали. Очевидно, здесь сказалось присущее автору стремление уйти от политики, замолчать наиболее острые вопросы, несколько упрощенно представив своих «счастливых островитян».
Читателю захочется, конечно, узнать о жителях атолла Рароиа больше, чем рассказано в этой книге. Вот некоторые сведения об острове и его населении, приводимые тем же Даниельссоном в других работах или извлеченные из иных источников.
Остров Рароиа расположен в центральной части архипелага Туамоту, насчитывающего всего около 80 островов (без мелких и необитаемых). Это коралловый атолл размером 44 X 14 км, с окружностью около 90 км и площадью 400 кв. км (вместе с лагуной; без нее, то есть поверхность одной земли составляет всего 21 кв. км). При крошечных размерах атолл незначительно возвышается над уровнем моря (как все коралловые островки) — всего на 6 метров.
Открыт остров Рароиа русской экспедицией Беллинсгаузена («Восток») в 1820 г. Природные ресурсы архипелага Туамоту бедны, и он долго не привлекал к себе внимания торговцев и колонизаторов. Около 1830 г. там появились скупщики жемчужных раковин; в 1845–1879 гг. вырос жемчужный промысел, вскоре приведший к истощению запасов жемчужниц. С 1880-х годов промысел пришел в упадок. Вывоз кокосового масла начался в 1840 г. — особенно с западной части архипелага Туамоту; с 70-х годов здесь стали применять введенный немцами новый способ — сушку копры и вывоз ее в сухом виде, в результате экспорт стал быстро расти. В тех же 1840-х годах возникла и третья статья вывоза — трепанг. Появление на островах скупщиков-колонизаторов, закабаление жителей торговыми сделками — все это привело к тому, что в 1880 г. архипелаг Туамоту оказался под французской властью; он вошел в состав «Etablissements français en Océanie» — французских владений в Океании. Архипелаг был разделен на административные округа, были введены французские законы и порядки. Правда, как уже говорилось, из всех французских владений острова Туамоту, с сильно сократившимся населением и бедные естественными ресурсами, с отсталой экономикой, меньше других были затронуты европейским капиталистическим влиянием, и власть французской администрации оставалась в значительной мере номинальной. Как бы то ни было, с конца XIX в. все более заметной становилась ломка старого патриархального уклада: коллективное землевладение сменилось частным, натуральное хозяйство — товарным.
Первая мировая война мало отразилась на жизни островитян Рароиа, как и всего архипелага, но последовавший за ней мировой экономический кризис лишил их рынков сбыта копры. Население вынуждено было временно вернуться к натуральному хозяйству.
Во время второй мировой войны архипелаг оказался изолированным от Франции, но возникли связи с Австралией, Новой Зеландией, Америкой.
Форма земельной собственности на острове Рароиа, как и на всех других островах, в настоящее время преимущественно мелкокрестьянская. Но буржуазное представление о коммерческой стоимости земли отсутствует, как отсутствует и понятие о купле и продаже земли. На Рароиа всего насчитывается 921 га культурной площади, и она разделена почти на 1000 мелких владений; у каждой семьи по нескольку таких мелких наделов, в том числе есть участки по 2 га и более, но таких сравнительно крупных участков всего 20–30; подавляющее большинство — крошечные клочки земли. Границы участков, впрочем, установить трудно, и размеры владений определяются по количеству производимой копры. Отдельные семьи производят копры от одной до 13 т в год. Так как копра — главный предмет вывоза, то и большая часть земли засажена кокосовыми пальмами (587 га).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Счастливый остров"
Книги похожие на "Счастливый остров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Даниельссон - Счастливый остров"
Отзывы читателей о книге "Счастливый остров", комментарии и мнения людей о произведении.