Мэтью Деннисон - Двенадцать цезарей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Двенадцать цезарей"
Описание и краткое содержание "Двенадцать цезарей" читать бесплатно онлайн.
Дерзкий и необычный историко-литературный проект от современного ученого, решившего создать собственную версию бессмертной «Жизни двенадцати цезарей» Светония Транквилла — с учетом всего того всеобъемлющего объема материалов и знаний, которыми владеют историки XXI века!
Безумец Калигула и мудрые Веспасиан и Тит. Слабохарактерный Клавдий и распутные, жестокие сибариты Тиберий и Нерон. Циничный реалист Домициан — и идеалист Отон. И конечно, те двое, о ком бесконечно спорили при жизни и продолжают столь же ожесточенно спорить даже сейчас, — Цезарь и Август, без которых просто не было бы великой Римской империи.
Они буквально оживают перед нами в книге Мэтью Деннисона, а вместе с ними и их мир — роскошный, жестокий, непобедимый, развратный, гениальный, всемогущий Pax Romana…
Смерть императора, как обычно в «Жизни цезарей», предвещают знамения. Статуя Юпитера в Олимпии работы Фидия, которую по специальному приказанию Гая должны были разобрать и перевезти в Рим, вдруг разразилась хохотом. В комнату дворцового привратника ударила молния — атмосферный феномен, который связывают с недовольством богов и которого боялся сам император, прячась под стол с началом грозы. Тем временем Гай неумело принес жертвоприношение в одном из храмов. Убивая фламинго, он забрызгал кровью свою одежду — священническая ошибка, традиционно извещающая о неприятности. Для Светония такое потустороннее предзнаменование является окончательным доказательством непригодности Гая к правлению. Кроме того, это знамение необычно в контексте его произведения, представляя собой дополнение к историческому повествованию. Гай Калигула, не жалея усилий, продолжал совершать преступления против Рима. В результате к январю 41 года здесь царила атмосфера страха и отвращения, в которой отчаявшиеся люди готовы были прибегнуть к крайним мерам. Как говорит Иосиф Флавий устами Гнея Сентия Сатурнина на экстренном собрании сената сразу после цареубийства, «…однако сегодня погибший Гай превзошел в своих преступлениях всех их [императоров], обращая свой необузданный гнев не только против сограждан, но и против своих родственников и приближенных; он одинаково насиловал и безвинно наказывал всех и одинаково свирепствовал против людей и против богов».[105]
Из этих исторических источников (с их сенаторскими симпатиями) вырисовывается город, измученный убийственными прихотями сумасшедшего правителя, от которого отвернулись боги и против которого бунтует сама природа. Он напоминает закипающий котел, готовый взорваться сам по себе, без вмешательства небесных сил.
Но двадцатисемилетний Гай тоже устал. Он спал всего три часа в сутки. И даже такой отдых был прерывистым и тревожным. Спокойствие разрушали вызывающие дурные предчувствия сны. Его донимали ночные кошмары. Неспособный (или не желающий?) долго лежать в постели, он слонялся по дворцу, иногда совершенно неподвижно стоял или сидел с гудящей головой, на грани обморока. Среди мраморных колоннад с видом на Форум и спящий город он смотрел на небо и далекий горизонт, где должно взойти Солнце, совсем как фигуры Юлия Цезаря и Кальпурнии на картине «Мартовские иды» 1883 года Эдварда Пойнтера. Иногда он нетерпеливо вскрикивал, дожидаясь рассвета, как бы молясь, чтобы ночь поскорее закончилась. Неудивительно, что в описаниях он предстает перед нами с отталкивающим лицом, запавшими глазами и висками.
Это император, который никогда не отдыхал, который не мог спать. В то время, когда границы империи протяженностью почти десять тысяч километров патрулировали легионы, а ее провинции управлялись имперской бюрократией, эволюционировавшей со временем в высокоэффективный придаток правительства, никто не делил с Гаем груз пурпура. Он и не хотел этого. Тем не менее это был нереально тяжелый груз на плечах человека, слабого не только умственно, но и физически, чей недостойный энтузиазм по отношению к трагикам и цирковым исполнителям перевешивал интерес к повседневному управлению империей.
«Империя была отдана не ему, а его отцу Германику», — язвительно заметил Сенека, говоря о Гае.[106] В марте 37 года эта истина стала общепризнанной. Сам Гай даже не потрудился скрыть или отрицать наследственную природу своего возвышения. Напротив, его осознание собственной значимости, основанной на происхождении (чему невозможно возразить), объясняет убеждение в отсутствии обязательств перед кем-либо, которое характеризует большую часть его истолкования принципата. Он даже стремился «улучшить» свою родословную, предпочтя стереть память об Агриппе, муже его бабки, Юлии Старшей, и представить свою мать Агриппину как дочь Августа и Юлии, родившуюся в результате кровосмесительной связи.
Гай Юлий Цезарь Германик, появившийся на свет 31 августа 12 г. н. э., был младшим и единственным выжившим сыном Германика Цезаря и Агриппины Старшей. Таким образом, он по отцовской линии Марка Антония приходился праправнуком Ливии и ее первому мужу Тиберию Клавдию Нерону, а по материнской — самому Августу. Такое весомое наследие окажется крайне взрывоопасной генетической смесью. Оно даровало Гаю родство с родом Юлиев-Клавдиев и близость к богам. Включавшее как победителя, так и побежденного в битве при Акции, оно способствовало бессистемной лояльности молодого человека, решительно настроенного отбирать только те аспекты Римской революции Августа, которые его устраивали.
Однако наследием Гая Калигулы была не только причудливая родословная, но и генеалогическое древо, изображенное на стенах семейного атриума. Оно включало такие наследственные черты, как героизм и злодейство, признание на просторах всей империи, преданность римской армии и глубокие народные настроения, которыми манипулировала его мать в пользу своих детей. По мнению римлян, такая комбинация аристократических родов определяла у Гая предрасположенность к некоторым наследственным чертам: юлианское щегольство и даже гений, жестокость и высокомерие Клавдиев, безответственная расточительность Марка Антония, благожелательность Германика. Эта богатая генетическая смесь должна была вызвать раздумья. Сенека, как мы видели, подчеркивал родство с Германиком. На судьбе Гая сказалось также отсутствие альтернативных кандидатов из императорской семьи.
Нам известна история Германика. Он стал консулом в двадцать шесть лет и был выдающимся военачальником, чья популярность превзошла даже славу его дяди, Тиберия. Он был вероятным кандидатом на роль принцепса, успешно воевал в Паннонии, Далмации и на Рейне, заслужив сравнение Тацита с Александром Македонским. В Германии малолетний Гай разделял известность отца. Одетый матерью в специально сшитую солдатскую форму, он стал неофициальным талисманом легиона и однажды помог предотвратить мятеж. «Прозвищем Калигула (Сапожок) он обязан лагерной шутке, потому что подрастал он среди воинов, в одежде рядового солдата», — говорит Светоний. Солдатский мятеж 14 года, как и прозвище (которое сам он ненавидел), стал частью императорской мифологии, хотя Гай вряд ли его помнил. С ним осталась любовь армии. В 19 году ее оказалось недостаточно, чтобы спасти Германика. Как мы помним, он, вероятно, был отравлен Пизоном в Сирии по приказу Тиберия, который впоследствии не пришел на похороны. Опечаленная вдова определенно обвиняла Тиберия. Агриппина была достаточно умной и практичной, чтобы использовать семейную трагедию для последующего успеха. В результате ее интриг, принесших смерть ей и двум старшим сыновьям, в выигрыше оказался младший ребенок, Гай.
В третьей четверти восемнадцатого столетия рожденный в Пенсильвании художник, создающий произведения на исторические темы по просьбе архиепископа Йоркского, избрал своей героиней Агриппину. Работа над картиной «Агриппина сходит на берег с прахом Германика в Брундизии» заняла у Бенжамина Веста несколько лет. Она была навеяна отрывком из «Анналов» Тацита, как и заказывал священник.
«Агриппина, изнуренная горем и страдающая телесно и все же нетерпимая ко всему, что могло бы задержать мщение, поднимается с прахом Германика и детьми… провожаемая общим состраданием: женщина выдающейся знатности».[107]
В соответствии с идеями величественности исторической живописи того времени Вест изобразил сцену благородного пафоса. Агриппина, одетая в белое, со склоненной покрытой головой, прижимает к груди прах своего мужа. Ее окружают оставшиеся в живых дети (те самые, которые ехали в колеснице Германика во время триумфа в честь победы над германцами)[108] и сочувствующие толпы скорбящих римлян. В центре картины находятся объекты народного поклонения — сыновья и дочери Германика, которые не могут не испытывать удовлетворения от завышенного восприятия своих невзгод и общественной значимости. (Пять лет спустя Вест вернется к теме Агриппины и ее детей, написав более сентиментальное полотно «Агриппина с детьми скорбят у праха Германика». На нем внимание привлекают оживленные, пышущие здоровьем ангельские образы младших детей, которые опять занимают главное место в композиции картины и оттеняют страдание поникшей матери с молочно-белой кожей.) Из Брундизия семья поехала в Рим. Семилетний Гай сопровождал мать в этом триумфальном путешествии-паломничестве, символизирующем возвращение и месть.
В действительности Агриппина была не так благородна и старалась вызвать сострадание, чтобы добиться этой мести; тем самым она стала источником постоянного раздражения для Тиберия, и в конце концов он выслал ее на остров Пандатерия, где отбывала ссылку ее мать, Юлия. Агриппина умерла там в 33 году, за четыре года до смерти Тиберия, после неудачной попытки умереть с голоду, которая закончилась насильственным кормлением и побоями — такими жестокими, что она потеряла глаз. Это был мрачный, полный страданий, бесчеловечный конец, который тем не менее обеспечил ей пиетет исторической традиции, во всех других отношениях враждебно настроенной к женщинам рода Юлиев-Клавдиев. Связывая это с убийством Германика и арестом старших братьев Гая, Нерона Цезаря и Друза Цезаря, которых тоже умертвили голодом (Друза голод измучил до того, что он пытался грызть солому из тюфяка), можно сказать, что подобное семейное наследие не такое завидное, как заставляет нас считать Сенека. В атмосфере всеобщей подозрительности, характеризующей двор Тиберия, присущее Гаю умение нравиться толпе было столь же проклятием, сколь и благословением.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Двенадцать цезарей"
Книги похожие на "Двенадцать цезарей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мэтью Деннисон - Двенадцать цезарей"
Отзывы читателей о книге "Двенадцать цезарей", комментарии и мнения людей о произведении.