Валерий Гуляев - Древние майя. Загадки погибшей цивилизации (наиболее полная версия)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древние майя. Загадки погибшей цивилизации (наиболее полная версия)"
Описание и краткое содержание "Древние майя. Загадки погибшей цивилизации (наиболее полная версия)" читать бесплатно онлайн.
Изучение древних культур индейцев началось еще в XVI веке. Однако прошлое этого гигантского континента известно нам далеко не полностью. Ученые не могут, например, объяснить до конца загадку таинственных «рисунков» в перуанской пустыне Наска. Немало споров вызывают и двенадцатитонные каменные шары в дебрях Коста-Рики. Кто создал эти колоссы? Когда? С какой целью? Что вызвало к жизни блестящую цивилизацию майя в саном центре гиблых тропических джунглей?
Автор книги на основе новейших данных о древнеамериканской истории рассматривает ряд таинственных событий далекого прошлого индейцев майя.
Для широкого круга читателей.
Основной текст взят с сайта http://bookos.org/. Недостающая часть текста (введение, эпиграфы и некоторые сноски) и все оригинальные иллюстрации, кроме обложки, взяты с сайта http://historic.ru/«Historic.Ru: Всемирная история». Дополнительные иллюстрации взяты с сайта http://mesoamerica.narod.ru/«Древняя МезоАмерика» и других источников в интернете. Отдельные фотографии имеются сразу на нескольких сайтах. Поскольку установить истинного владельца крайне затруднительно, адреса этих сайтов не указаны.
Тучные нивы и цветущие сады индейских земледельцев-общинников создавали ту экономическую базу, на которой основывались все блестящие достижения доиспанских цивилизаций Нового Света.
Но если в Центральной Мексике, судя по данным археологии, широкая и разветвленная сеть оросительных каналов возникла еще в глубокой древности, то на территории майя до недавних пор картина была несколько иной.
Согласно традиционной точке зрения, майя испокон веков использовали у себя самую примитивную систему земледелия — «подсечно-огневую» (система «мильпа»), которая требовала больших массивов свободной земли и частой смены выжигаемых участков в связи с быстрым истощением почвы. Такое земледелие не могло, по подсчетам ученых, обеспечить пищей сколько-нибудь значительное население. Как же в таком случае появились у майя многолюдные и цветущие города? Почему эти города существовали в течение сотен, а то и тысяч лет на одном и том же месте?
Чак — бог дождя и плодородия у древних майя, несущий факел и каменный топор-кельт (характерные орудия майяского земледельца), рисунок из Дрезденской рукописи майя, XII в. н. э.
Известно, что все великие цивилизации древности возникли на основе развитого ирригационного земледелия, в долинах крупных рек с плодородными почвами. Так было в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. Это обстоятельство и навело некоторых зарубежных исследователей на мысль, что древние цивилизации вообще могли существовать лишь на базе ирригации. А где ее нет, например у майя, там население очень невелико, нет настоящих городов, а следовательно, нет и цивилизации. Но, с другой стороны, великолепие погибших майяских городов, с их монументальными храмами, дворцами, обсерваториями и стадионами, развитыми ремеслами и искусством, письменностью и календарем, прямо противоречили этому выводу. Сложилось парадоксальное положение, приводившее подчас в смущение даже наиболее компетентных ученых. Сотни раз ставился в специальной литературе вопрос о том, как могла на основе столь примитивной системы земледелия возникнуть и развиваться в течение почти полутора тысяч лет одна из наиболее ярких цивилизаций доколумбовой Америки. Однако ответа на него так и не находили.
Индейский термин «мильпа» означает «кукурузное поле», или расчищенный участок в лесу, вырубленный и сожженный перед посевом маиса. «Мильпа» — ацтекское слово и производится от «мильи» — сажать, сеять и «па» — в. Этот термин применяется в настоящее время только для посевов маиса. У юкатанских майя для обозначения маисового поля есть и свой специальный термин — «коль».
Мильповое земледелие состоит в вырубке, сжигании и засевании участка тропического леса. Благодаря быстрому истощению почвы через два-три года участок надо бросать и искать новый. Таким образом, это типично экстенсивная система земледелия, традиционно считающаяся низкопродуктивной и вредной для природного окружения (уничтожение лесов и кустарников, разрушение плодородного слоя почвы и т. д.).
Каменный рельеф с изображением бога солнца, город Копан, Гондурас, VIII в. н. э.
Но так ли уж примитивно было подсечно-огневое земледелие, как это иногда стараются показать?
«Главной пищей майя, — подчеркивает испанский епископ Диего де Ланда (XVI в.), — является кукуруза, из которой они делают различные кушанья и напитки… Прежде всего они (майя. — В. Г.) были земледельцами и занимались сбором кукурузы и остальных посевов. Они их сохраняли в очень удобных подвалах и амбарах, чтобы продать в свое время. Мулов и быков у них заменяли люди. На каждого мужчину с женой они имели обычай засевать участок в 400 квадратных ступней, который они называли хуан-виник, измеряемый шестом в 20 ступней в ширину и 20 в длину. Эти индейцы имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех своих работах…
Они сеют во многих местах, чтобы в случае недорода с одного участка возместить с другого. Обрабатывая землю, они только собирают сорную траву и сжигают ее перед посевом. Они работают с половины января до апреля и сеют с началом дождей. При посеве они носят маленький мешок за плечами, делают отверстия в земле заостренной палкой и кладут туда 6–7 зерен, зарывая их затем той же палкой. Во время дождей посевы всходят изумительно».
В так называемых индейских книгах «Чилам Балам», в которых причудливо переплетались данные колониального периода (XVI–XVII вв.) с информацией, восходящей к доиспанскому (постклассическому — X–XVI вв.) и даже к еще более древнему времени (I тысячелетие н. э.), есть ряд упоминаний об основных сельскохозяйственных растениях, возделываемых земледельцами майя, — фасоль, кукуруза, батат и т. д. Можно найти там и ссылки на подсечно-огневое земледелие и даже на селекционный отбор семян наиболее урожайных сортов тыквы, фасоли и кукурузы.
Аналогичную картину наблюдаем мы и у горных майя. В старинном эпосе «Анналы какчикелей», основная часть которого восходит, безусловно, к доиспанским временам, мы встречаем упоминание о начальном периоде земледелия, пришедшего на смену собирательству, охоте и рыболовству:
«Это было тогда, когда мы начали делать свои посевы маиса, рубить деревья, сжигать их и сеять хлеб. Таким образом, приобрели мы некоторую пищу…»
Интересно отметить, что уже это древнейшее воспоминание о маисовом земледелии ассоциируется в памяти какчикелей именно с системой «мильпа».
Сцена «ритуального сева», рисунок из Мадридской рукописи майя, XV в. н. э.
В разделе, где описываются похождения двух божественных близнецов Хун-Ахпу и, Шбаланке, эпос майякиче «Пополь-Вух» (так же имеющий в значительной своей части доколумбово происхождение) рисует детальную картину повседневной работы древнего земледельца на мильпе:
«Тогда (Хун-Ахпу и, Шбаланке) начали работать, чтобы их бабушка и их мать думали бы о них хорошо. Первое дело, которое они сделали, было кукурузное поле.
— Мы идем засеять поле, о наша бабушка и мама, — сказали они… Без промедления они взяли свои топоры, свои мотыги и свои большие деревянные копательные палки и отправились в путь…
Скоро они пришли туда, где хотели устроить кукурузное поле.
И когда они просто воткнули мотыгу в землю, она начала обрабатывать землю, она совершала всю большую работу одна.
Таким же образом (братья) вонзали топор в стволы деревьев и ветви, и мгновенно они падали, и все деревья и лианы оказывались лежащими на земле. Деревья падали быстро, от одного удара топора, и образовалась большая поляна. И мотыга также сделала большое дело. Нельзя было сосчитать, сколько сорных трав и колючих растений было уничтожено одним ударом мотыги. Невозможно перечислить, что было вырыто и расчищено, сколько было срезано всех больших и малых деревьев».
Правитель майя в сцене «ритуального сева», изображение на стеле 21 из города Тикали, Гватемала. VIII в. н. э.
Об огромной роли маисового земледелия в жизни индейцев майя достаточно красноречиво говорит и миф о сотворении богами первого человека из зерен белой и желтой кукурузы.
Как бы связующим звеном между материалами колониального периода и кануном Конкисты, с одной стороны, и археологическими данными, с другой, служат уцелевшие иероглифические рукописи майя. На многочисленных цветных рисунках, сопровождающих иероглифические тексты религиозно-календарного содержания, с исключительной достоверностью отражены все основные моменты земледельческого цикла: вырубка и выжигание участка в лесу, сев и т. д. Причем действующими лицами во всех этих актах являются божества — покровители земледелия.
«Наиболее часто в рукописях майя изображен персонаж с „глазом бога“, с длинным крючковатым носом и длинными кривыми клыками, торчащими изо рта… Он изображается с топором, горящим факелом и палкой-копалкой, т. е. с орудиями подсечно-огневого земледелия, а также на фоне дождя. Это — бог ветра и дождя, К'аш-еш (сравните с К'аш-ал — „приходить“, „нести“ дождь, или Чак-Чаак из пантеона XVI в.). В рукописях часто можно найти и изображения основных земледельческих орудий майя: палка-копалка (ст. „шул“), топор (ст. „баат“), факел (ст. „бат“). В древности покровитель земледельцев носил имя Ч'ак — „топор“. Топор в данном случае главное орудие земледельца, а не оружие».
Согласно списку 13 небесных богов Ч'ак был владыкой 6-го неба. Иероглиф лицевого варианта цифры 6 представляет собой «портрет» этого божества — с горбатым, коротким носом и оскаленными верхними резцами. Наиболее характерным отличительным признаком его является стилизованный знак топора, вписанный в глаз.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древние майя. Загадки погибшей цивилизации (наиболее полная версия)"
Книги похожие на "Древние майя. Загадки погибшей цивилизации (наиболее полная версия)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Гуляев - Древние майя. Загадки погибшей цивилизации (наиболее полная версия)"
Отзывы читателей о книге "Древние майя. Загадки погибшей цивилизации (наиболее полная версия)", комментарии и мнения людей о произведении.