» » » » Геннадий Воробьев - Кибернетика стучится в школу


Авторские права

Геннадий Воробьев - Кибернетика стучится в школу

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Воробьев - Кибернетика стучится в школу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Молодая гвардия, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Воробьев - Кибернетика стучится в школу
Рейтинг:
Название:
Кибернетика стучится в школу
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кибернетика стучится в школу"

Описание и краткое содержание "Кибернетика стучится в школу" читать бесплатно онлайн.



Кибернетика в школе — это не просто автоматизированный класс. Это прежде всего — организация и новая технология обучения. О кибернетической педагогике, науке об оптимальном управлении учебным процессом, и рассказывает эта книга.






Подчеркнем, что анкета — не только листок по учету кадров. Это принципиально новая, вопросно-анкетная форма организации текста, когда уменьшаются затраты па его составление и использование и получаются данные, поддающиеся статистической обработке. Кстати, разработать и использовать анкетную форму, заставив сотни и тысячи людей отвечать на предложенные вопросы, равносильно тому, чтобы написать хорошую монографию. Сейчас анкетный метод — целая наука и важный способ получения, переработки и передачи информации, о чем читателю — учителю и ученику — следует знать.

Начнем с вопроса: всегда ли понимает автор анкеты, тот, кто отвечает на ее вопросы, о чем его спрашивают, знает ли ответ, умеет ли ответить, достаточно ли для этого желания и имеется ли возможность?

В большие анкетные формы вводятся «детекторы»: лжи (неискренности: когда автор анкеты выбирает «хорошие» ответы, которые создали бы благоприятное о нем мнение), невнимательности (когда, желая ответить «да», автор по ошибке отвечает «нет»), симуляции (выдумки), диссимуляции (намерение что-то скрыть), комплекса Панурга (по имени литературного героя Рабле — отсутствие интереса к процессу анкетирования и его результатам), тенденции перечить (спорить с автором анкетной формы).

Если авторы анкет очень разные люди, автор анкетной формы постарается их разделить, чтобы потом задавать им разные вопросы и по-разному сформулированные. Для такого разделения в текст анкеты вводится тест-коллаж, и автору задаются вопросы, оценивающие его компетентность и психологию («Охотно ли вы гуляете в дождь?», «В воспоминаниях об Эйнштейне часто пишут что он любил играть на скрипке. Как вы думаете, почему Эйнштейн любил играть на скрипке?», «Не помните ли вы случайно: Лютер жил до или после тридцатилетней войны?», «Испортила бы вам аппетит дохлая муха в салате?», «Вы получили большую премию: что в первую очередь захотите купить на эти деньги?»), и результате для одних последующие вопросы пропускаются, для других вводятся дополнительные вопросы — и программа начинает ветвиться.

Те самые студенты, которые «принимали на работу» и «совещались», изучают анкетирование, чтобы использовать его в диалоговых системах. Этих студентов учат, как сделать анкету привлекательной для заполняющего и так проиллюстрировать большой текст, чтобы интересно его было листать. Какой придумать заголовок. Каким образом с помощью нескольких фраз преамбулы подружиться с автором, сделать его своим сообщником (апостериорная настройка). Почему неприлично начинать анкету с вопросов о поле, возрасте, образовании. Первым — контактным вопросом «взломать лед» недоверия: «сейчас часто говорят, что мы живем в суетливое время, пак вы считаете сами: относитесь ли вы к людям, которым всегда не хватает времени». Или: «Прилежна ли нынешняя молодежь?»

Далее, соблюдая информационный режим восприятия, провести автора анкеты до конца, не дав ему усомниться в своих силах или в идее анкеты, отвлечься или устать.

Помня о методе Сократа, автор формы постарается эмоционально уравновесить варианты «да» и «нет». Проверит, не попала случайно ли в текст «вымогающая» формулировка: «Правда ли, что…?» Перед его глазами всегда стоит «панургист», который, руководствуясь инструкцией «если «нет» — поставьте галочку, если «да» — ничего не пишите», будет намеренно выбирать варианты, требующие минимальных физических и умственных затрат.

Когда два рядом стоящих вопроса мешают друг другу, автор формы вставит между ними буферный, не имеющий отношения к теме анкеты и позволяющий, на время выключившись, передохнуть: «На картинке изображены планы двухкомнатных квартир. В какой из них вы хотели бы жить?» (Вспомним эпизод с докладчиком на конгрессе.)

Чтобы развлечь автора анкеты, можно задать ему вопрос в шутливой форме: «Ваши планы на будущее: стать министром, угадать шесть номеров «Спортлото», выиграть «Жигули», прочее (написать), совершить путешествие за границу, заняться научной деятельностью, окончить консерваторию».

Чтобы встряхнуть, рекомендуется задать провоцирующий вопрос. Например: «А теперь о другом: иногда случается, что по телевидению в будни передают важный футбольный матч в то время, когда предприятие еще работает. Одни говорят, что в таком случае предприятие должно отпускать своих людей, чтобы они могли посмотреть футбольный матч, это время можно отработать заранее или после матча. Другие считают, что из-за телевизионной передачи переносить работу на другое время — это уж слишком. Работа ведь важнее футбольного матча. А как вы думаете?»

Если требуется, чтобы автор анкеты о чем-нибудь вспомнил, следует постепенно его подвести к объему воспоминания, и тогда память сработает лучше.

И только в конце разрешается, предварительно извинившись, спросить о самом авторе и только то, без чего нельзя обойтись. Здесь шутливый вопрос опять-таки будет более приятен и принесет качественный ответ: «Семейное положение (ненужное зачеркнуть), холост, женат, опять холост, опять женат, убежденный холостяк, прочее (написать), наличие тещи оговорить особо».

Расстаются автор формы и автор анкеты друзьями и на прощание обмениваются еще одним вопросом-ответом:

«Если бы вы начали жизнь сначала, то многое ли сделали по-другому или ничего не изменили бы?»

Теперь, вооружившись этими знаниями и возвратившись к программированному обучению, мы почувствуем всю серьезность и перспективность этого не очень нового новшества. Современные возможности ЭВМ позволяют создавать более разветвленные программы, а это значит, что они лучше удовлетворят возможности и желания обучающихся. Будем ветвить еще дальше и придем к уже знакомым нам экспертным системам, создающим особый комфорт и для сверхтугодумов и для любознательных.

Оговорюсь, я не хочу сказать о тугодумах ничего плохого — сам тугодум. Не все обязаны все схватывать на лету и без оглядки устремляться вперед, тем более что эти свойства являются добром в одних видах профессиональной деятельности и злом — в других. Что касается любознательных, то эту способность может проявить каждый, когда тема сегодняшнего урока заинтересовала его, очень хочется задержаться и уйти в сторону, чтобы удовлетворить свою любознательность.

В этом заключается важное условие «демократизации» обучения. Все идут в одном направлении, но разными путями, каждый так, как ему хочется и можется, и каждый должен прийти к месту своего назначения.

Человеку (в том числе ученику) нравится быть хозяином положения, с уверенностью оглядываться по сторонам и с уверенностью действовать.

В обществе, где образование стало обязанностью, следует по-другому относиться к ученикам, которым вечно ставят двойки, их родителей постоянно вызывают в школу, а детей хотят, но не всегда могут, исключить из школы. Норма — это не один уровень, которому должны все соответствовать. Это широкая полоса, в пределах которой все ученики разные. Но даже если уровень способности ученика приблизится к патологии и вступит в нее, нужно иметь наготове способы обращения с таким учеником. Не все, что хотелось бы, нужно изменять; не все, что нужно, можно изменить; а то, что нельзя изменять, приходится принимать таким, как есть, и попытаться обернуть на пользу.

Вот хотя бы дебильные дети с дефицитом морального и интеллектуального воспитания, Эйнштейнов из них уже не сделаешь. Но социально пригодных людей воспитать можно и нужно. И школа это обязана сделать.

Так исподволь мы обосновали идею превращения системы обучения в кибернетическую систему с хорошо действующей обратной связью, без которой невозможно сочетать индивидуальный подход к ученику с коллективным принципом обучения, комплектовать учительские кадры только способными людьми, обеспечить сжатые сроки обучения без посягательства на здоровье учеников и бездефектную выдачу продукции.

Как-то в присутствии одной девочки я сказал: «Тише едешь — дальше будешь». На что она назидательно заметила: «Вы, наверное, не знаете — это обратная связь».

Ну, подумал я, если здесь даже дети говорят про обратную связь, значит, я имею дело с кибернетической системой.

И мягкий климат тоже

Опустела людная улица. Стало заметно, как озабоченные фигурки потянулись с разных сторон к подъезду. В отличие от тех, кто учится днем и приходит на занятие в самый последний момент, у студентов вечернего отделения выработался график перехода с работы на учебу, и торопиться им не надо. Самые первые садятся на облюбованные места и, нахохлившись, ждут. Кое-кто жует в укор институтскому начальству, больше внимания уделяющему дневному отделению, чем вечернему.

Разница между этими двумя категориями студентов очень заметная: первые молоды — вторые постарше, первые на иждивении родителей — вторые на своем, первые все схватывают на лету, но неопытные — вторые наоборот. Границу смазывает промежуточная группа тех, кто не попал на дневное отделение и мечтает о нем, но после трудового дня их трудно отличить от «вечерников» по призванию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кибернетика стучится в школу"

Книги похожие на "Кибернетика стучится в школу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Воробьев

Геннадий Воробьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Воробьев - Кибернетика стучится в школу"

Отзывы читателей о книге "Кибернетика стучится в школу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.