Яков Берлин - Дикари, их быт и нравы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дикари, их быт и нравы"
Описание и краткое содержание "Дикари, их быт и нравы" читать бесплатно онлайн.
«Меньшим братьям» посвящена эта книга. На примере дикарей разных стран читатель познакомится с детством человечества — с его печалями и радостями, с его добродетелями и грехами.
Деревянный снаряд бушменов для вызывания дождя.
В сухих странах, страдающих от постоянной засухи, дикари возлагают на своего знахаря большие надежды, как на волшебника, умеющего вызывать дождь. К тому, кто прославился в своем племени, как искусный дождетворец, присыпают часто издалека послов, которые бьют ему низко челом и просят его явиться на помощь их погибающей от засухи стране.
Один миссионер передает такую сцену, виденную им в стране чернокожих баролонгов:
«Внезапно в селении поднялся крик и шум. Все жители высыпали на улицы. Это приближался знаменитый делатель дождя, за которым посылали послов в страну барутзиев, за 200 слишком миль. Он послал перед собой герольда, который возвестил о приближении кудесника и передал его приказание всем обитателям омыть свои ноги в речке. И каждый спешил в точности исполнить это приказание. Старые и молодые, знатные и простые, — все мчались к берегу речки, и, казалось, ничто не могло бы удержать их по пути. Как-раз в это время стали собираться облака, и громадная толпа потянулась навстречу могучему кудеснику, который, по ее представлению, собрал на небе облака.
И когда он показался наверху холма, ведущего к селению, вся толпа принялась кричать и танцевать так, что земля дрожала. Вдруг стало темно, и могучий раскат грома прокатился над местностью. Несколько тяжелых дождевых капель упало с неба, вызвав в толпе неописуемое ликование. Все впились верующим взглядом в уста обманщика, громко вещавшего народу, что в этом году нужно будет засевать только холмы, так как низменные места будут затоплены потоками дождя».
Дальше миссионер описывает, как встреченный с таким ликованием кудесник оказался не в силах дать дождь погибавшей от засухи стране, несмотря на все свои волшебства.
«Дождетворец, — рассказывает миссионер, — приготовил жертву из львиного сердца, возжег огонь, и мы могли видеть, как, стоя на холме, он протягивал руки к облакам и манил их, чтобы они спустились ниже и пали дождем на землю. Потом он грозно потряс своим копьем, направляя его против облаков. Они почувствуют его железное острее, если будут непокорны его воле!
А собравшийся народ смотрел на все это верующими глазами и только дивился, — отчего же не идет дождь. „Должно быть, у облаков есть основание быть такими бессердечными, — говорили в толпе. — Если бы только дождетворец мог узнать, за что они сердятся!“
Когда все ухищрения кудесника оказались напрасными, народ возмутился против него, и только заступничество миссионера спасло несчастливого дождетворца от смерти. Все же он был с позором изгнан из страны, которая недавно еще так торжественно встречала его.
В разговоре с миссионером этот дождетворец как-то сказал: „Только хитрые люди могут быть дождетворцами, так как, чтобы обманывать столько народу, требуется много хитрости“. Очевидно, этот колдун сам не верил в свое искусство и был простым обманщиком, пользовавшимся легковерием дикарей».
Однако нельзя сказать про всех этих колдунов, что они только «продувные люди». Напротив, большинство из них искренно верит в свою сверхъестественную силу, — верит, что во время чаровании всякий кудесник находится в общении с могущественными духами и может направлять по своей воле их действия.
И окружающие, смотрящие на колдунов как на высшие существа, укрепляют их в этой наивной вере в самих себя.
Среди сказочного мира духов, который создало воображение дикаря, эти сказочные люди кажутся не только возможными, но даже необходимыми.
Памятники сказочного царства в европейских странахЕсли верить рассказам, которые передаются иногда в народе, — теперь жизнь идет совсем иначе, чем в былые времена. «Теперь земля заклята, не то, что было прежде! Теперь и дерево не так растет, а камень и вовсе лишен жизни, а прежде и рожь росла такою же ветвистою, как лоза, а лозы были такие большие, — настоящий лес».
Словом, и в наших краях было когда-то сказочное царство. Было это во времена темной старины. Для людей той старины все в природе жило человеческими мыслями и чувствами и действовало человеческой волею. К камням и деревьям, к рекам и озерам, к ветру и звездам они относились, как к живым существам, способным понимать, чувствовать, даже выражаться человеческой речью. Так создались у древних европейцев те же представления и верования, что и у теперешних дикарей. Они мнили себя окруженными теми же всемогущими духами, кующими злые козни против человека, и полагали, что колдуны имеют власть над ними.
Эти верования седой старины пережили века и сохранились до наших дней в отдельных обрядах, поверьях и преданиях народов европейских стран.
Как тысячелетие тому назад славяне, так и теперь кое-где русские крестьяне еще верят, что в лесах «леший» пошаливает, что в речках плещутся и ведут хоровод русалки, и что не кто иной, как они, затягивают в омут человека. А когда с первыми вешними днями начинает ломаться лед на реках, тогда в народе говорят, что это просыпается «Дедушка Водяной», которому и приносят иной раз, по прадедовскому обычаю, умилостивительную жертву. Мельник должен уметь водить с водяным дружбу и задабривать его постоянно всякими приношениями; иначе его мельница не будет исправно работать.
На исходе года крестьяне некоторых местностей до сих пор потчуют мороз киселем, с просьбой не касаться их засеянных полей. Прибегают крестьяне и к крутым мерам против всякой мнимой «нечисти». По народному поверью, например, можно легко предотвратить злые козни лешего, если пугнуть его хорошенько головней. А то еще рядятся для этого в вывороченные тулупы и кочергою чертят «заколдованные круги» по земле.
Верят у нас еще кое-где в глухих уголках, что болезнь происходит от «порчи» и «сглаза», думают, что колдун может всякую беду наслать — и немочь, и засуху, и голод, и мор, — и жестоко расправляются с тем, кому молва приписывает колдовское искусство.
По стародавнему завету, иные еще носят на себе, подобно дикарям, всякие обереги, иконки да ладанки от «напасти» и «порчи». Держатся они еще и старых погребальных обычаев. Белоруссы кладут иногда в карман покойнику-курильщику трубку с табаком, а нюхальщику — табакерку, чтобы умерший пользовался этими предметами в загробной жизни.
И среди европейских народов живет еще старая дикая вера предков.
В некоторых местностях Германии, когда поднимается сильный вихрь, старухи вытрясают из окна мешок муки на улицу, со словами: «Успокойся, добрый ветер! Снеси это своим детям». Своим приношением они думают утолить его голод.
Там же умершего снабжают зонтиками и калошами, а в Швейцарии ему кладут в гроб иголку с ниткой, чтобы он сумел, когда нужно, починить своё платье.
Еще недавно моряки покупали у старухи-колдуньи на Оркнейских островах благоприятный ветер.
Лет 35 тому назад вдова одного ирландского крестьянина убила лошадь на могиле своего мужа, ибо, — пояснила она, — «не пешком же ходить моему мужу на том свете».
Мы видим, — дикарь мог бы найти в среде наших «верующих» многих единомышленников, одухотворяющих, как и он, всю природу.
XIV. Как и из-за чего дикари воюют
Военная труба бразильских индейцев.
Есть на земле такой уголок, где людям совсем неизвестна война. Это— далекая родина эскимосов, Гренландия. Они долго жили одиноко, отрезанные морем и снежными пустынями от всего остального мира. Они принимали поэтому, клочок земли, доставшийся им в удел, за весь мир, а свое маленькое племя— за все человечество. И когда к ним явились первые белые люди, — их изумлению не было предела. Только теперь узнали они, что кроме их родной страны есть еще много других, более обширных земель, и что их народец— только маленькая горсточка среди населяющих землю людей. С трудом усвоили они себе эти необычайные для них понятия. Но что за штука военное оружие, что такое битвы и сражения, — этого европейцы миролюбивым эскимосам никак не могли растолковать.
«Они совсем не могут представить себе войны, — говорит про эскимосов Нансен. — У них нет даже слова для такого чуждого их жизни явления, а воспитание людей для военных целей кажется им и вовсе непонятным».
А вот как выражал свои недоумения по этому поводу один эскимос в своем письме к датскому миссионеру Павлу Эгеде:
«Ваши люди (т. е. датчане) рассказывают о том, как два народа убивают друг друга на воде и на суше, устраивают друг на друга охоту, как на тюленей или оленей, и убивают людей, которых совсем не знают, только для того, чтобы получить над ними владычество. Я спросил через переводчика одного из иностранных моряков, что заставляет его земляков совершать подобные жестокости. Он отвечал мне, что они ссорятся из-за куска земли, который лежит так далеко от их страны, что они должны ехать три месяца, прежде чем до него доберутся (речь идет тут о войне между англичанами и голландцами из-за их заморских владений). Тогда я подумал, что у них, наверно, очень мало земли, так что им негде жить. Но моряк сказал, что земли у них довольно, и что они поступают так просто из жадности, чтобы захватить себе побольше богатства. Я так удивился такой ненасытной жадности, что чуть не заболел от страха. Но вскоре я опять развеселился, и ты, конечно, догадываешься, почему? Я подумал о своей стране, покрытой снегом, о ее бедных жителях и сказал себе: „Славу богу! Мы так бедны, что этим алчным иностранцам нечего у нас искать“».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дикари, их быт и нравы"
Книги похожие на "Дикари, их быт и нравы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Яков Берлин - Дикари, их быт и нравы"
Отзывы читателей о книге "Дикари, их быт и нравы", комментарии и мнения людей о произведении.