Автор Неизвестен - Героическая Испания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Героическая Испания"
Описание и краткое содержание "Героическая Испания" читать бесплатно онлайн.
Андрей Мятишкин: То, что советскому человеку надо было знать про Испанию в 1936 году.
ГЕРОИЧЕСКАЯ ИСПАНИЯ
Под ред. Монина Д. и Теумина Э.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Proletarios de todos los paises, unios!
Два с половиной месяца испанский народ ведет героическую борьбу с фашистскими мятежниками. Десятки тысяч людей бросают насиженные места, кров и работу и отправляются добровольно на фронт.
«Поля нашей родины, — говорит овеянная славой любимица испанского народа, член Центрального комитета коммунистической партии, Долорес Ибаррури, — напоены кровью и усеяны трупами павших бойцов… Матери не плачут над тысячами павших сыновей. Они гордятся тем, что родили героев. Жены и сестры спешат на фронт, чтобы занять место своих мужей и братьев, выбывших из строя. Они тоже готовы пожертвовать своей жизнью за дело свободы, так как знают только одно стремление: «фашизм должен быть побежден»».
Плечом к плечу выступают на фронте мадридские и каталонские рабочие, андалузские и эстремадурские крестьяне, служащие, профессора, поэты и музыканты. Весь народ ведет борьбу не на жизнь а на смерть с кучкой генералов, врагов мира и свободы, которые с помощью головорезов — солдат иностранного легиона и обманутых марокканских частей хотят восстановить господство помещиков и церкви, распродать родину по частям германским и итальянским фашистам.
Это борьба многомиллионного народа за хлеб и свободу, за землю и труд, за независимость своей родины. Это борьба демократии с черными силами реакции и фашизма. Это борьба республики против нарушителей порядка и мирного труда рабочих и крестьян. Это борьба против поджигателей войны, за мир.
События, происходящие в Испании, имеют крупнейшее международное значение. Они глубоко волнуют каждого трудящегося, каждого сторонника подлинной демократии, каждого антифашиста.
Дело, за которое борются наши испанские братья, — наше дело. Нет и не может быть в Стране советов человека, которого не волновали бы события в Испании и те цели, за которые борется и умирает цвет испанского народа.
Самая отсталая и нищая страна в Европе
Испания — самая отсталая и нищая страна в Европе, до последнего времени целиком сохранившая свой полуфеодальный характер. Глубокие пережитки феодализма наложили свой отпечаток, на весь облик страны, на все стороны хозяйственной и политической жизни. Особенно сильны они в сельском хозяйстве.
Две трети всей земельной площади находятся в руках помещиков. Миллион мелких собственников владеет площадью в 6 млн. га, а 150 тыс. помещиков имеют в своих руках 12 млн. га. Небольшая кучка землевладельцев имеет в два раза больше земли, чем миллион крестьян! Крупные помещики — гранды владеют целыми округами. Во владении князя Мединачели находится 25 тыс. га земли. В Андалузии говорят о помещиках, которые от «Севильи до Кордовы не сходят со своей собственной территории».
Огромные земельные площади пустуют, в то время как деревенская беднота ютится на крошечных участках земли. Помещичьи земли плохо обрабатываются. Большинство крупных землевладельцев не занимается хозяйством, предпочитая сдавать свою землю в аренду. Около половины всей обрабатываемой площади составляет арендная земля. Арендные договоры носят отпечаток феодальных отношений. Одной из форм этих взаимоотношений является так называемая «рабаса-морга» (высохшая виноградная лоза), по которой виноградари-издольщики должны две трети своего урожая отдавать помещикам; в случае отмирания лоз они обязаны вернуть арендованную землю до истечения срока аренды.
Между арендатором, обрабатывающим землю, и крупным землевладельцем зачастую находится огромная армия паразитов-посредников. Как велика эксплоатация при такой системе взаимоотношений, можно судить по следующему примеру. Монастырь Сан-Сальвадор сдал свою землю в аренду за 3715 реалов[1], а крестьяне, переарендовавшие эту землю, платили сообща первому арендатору 923116 реалов.
Земля сдается в аренду на «два или три поколения» (каждое поколение считается, примерно, в 25 лет). Зачастую аренда — наследственная. Сумма аренды настолько высока, а урожай настолько низок, что полученных доходов нехватает даже на ее выплату. Крестьянин выплачивает аренду деньгами, продуктами и отработкой на полях помещика.
Арендаторы, в течение нескольких поколений сидевшие на своем клочке земли, неустанно трудившиеся над его улучшением, сгоняются буквально в течение нескольких дней со своих насиженных мест по капризу новых владельцев земли. Французский писатель Марво в своей книге «Социальные вопросы в Испании» приводит следующий характерный случай:
«Площадь селения Кампосерада провинции Саламанки принадлежала княжескому роду де Санто-Колома. Крестьяне в количество 265 человек обрабатывали на арендных условиях землю, которая из рода в род переходила к жителям этого селения. Вдруг владелец передал землю другому. Новый владелец решил использовать ее иначе и при содействии жандармов просто выселил крестьян».
Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство усиливает невыносимый гнет крестьянских масс. Ростовщический и банковский капитал опутывает крестьянское хозяйство паутиной долгов и кабалы.
Кроме помещиков и ростовщиков на шее крестьян сидят еще церковь и паразитический государственный аппарат. Бремя налогов и податей душит крестьянство. Королевские чиновники и их приспешники были полными хозяевами судьбы миллионов тружеников деревни.
Такое положение крестьянства привело к тому, что сельское хозяйство Испании чрезвычайно отстало и малопроизводительно. Число крупных современных сельскохозяйственных предприятий незначительно, ибо при наличии высокой арендной платы и феодальных податей крупным помещикам и церкви гораздо выгоднее сдавать свою землю в аренду, чем затрачивать капитал и вести хозяйство самим. В аграрной стране, где 53 % населения занимается сельским хозяйством, нехватает своих продуктов для прокормления населения. Урожай, получаемый с гектара, — почти самый низкий в Европе. Обрабатывается всего 40 % земельной площади страны. Феодальные пережитки тормозят развитие производительных сил сельского хозяйства.
Могущественной опорой феодализма в Испании является церковь. Ее политическое, хозяйственное и культурное могущество огромно. «Католическая церковь в Испании, — говорит американский путешественник Купер, — в особенности в южной Испании, диктует свою волю не только в религиозных делах и в вопросах школьного обучения, но и в светских делах».
Церковь обладает огромными богатствами — ей принадлежит около трети национального достояния страны. Церковь — крупнейший земельный собственник. Почти треть земельного фонда Испании принадлежит церкви (стоимость церковной земли оценивается в 3 млрд. пезет). Большинство церковных земель сдается в аренду. Используя религиозные предрассудки крестьян, церковь заставляет их обрабатывать землю на чрезвычайно тяжелых условиях.
Церковь — не только крупный земельный собственник, но и крупный банкир и промышленник. Ордену иезуитов принадлежит мадридский банк «Урихохо» с капиталом в 126 млн. пезет, а этот банк в свою очередь контролирует четыре других провинциальных банка с капиталом в 85 млн. пезет. В руках церкви находятся почти весь городской транспорт Мадрида и крупнейшая судоходная компания «Трансатлантика». Церковные капиталы вложены в железнодорожное дело, текстильную, железорудную промышленность и т. д. При монастырях существуют мастерские, где процветает потогонная система, освященная словом божьим и молитвой. Эти мастерские являются очагами штрейкбрехерства — сюда стекаются заказы с предприятий, на которых бастуют рабочие.
Церковь получала крупные суммы дотаций от государства. Только одно министерство юстиции давало по бюджету церкви 60–70 млн. пезет в год. Не было ни одного министерства, в котором под тем или иным соусом не проводились бы расходы на церковь. До революции 1931 г. попы считались государственными чиновниками и получали жалованье от государства. За счет недоедающего испанского рабочею, голодающего крестьянина, бездомного бродяги росли и растут богатства церкви и ее сановников.
Церковь несет в массы народа темноту и невежество. Половина населения Испании безграмотна. Вся Испания покрыта разветвленной сетью церквей, монастырей и часовен. На каждые 300–400 человек населения имеется одна церковь. 31 тыс. религиозных учреждений насчитывает Испания и всего 27 тыс. школ. Попов, монахов и лиц духовного звания в стране около 200 тыс.
Церковь сосредоточивает в своих руках почти всю благотворительную, «культурную», а в последнее время — и значительную часть спортивной работы. Под влиянием церкви находятся больницы; она хозяйничает в школе, контролирует преподавание, следит за поведением школьников.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Героическая Испания"
Книги похожие на "Героическая Испания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор Неизвестен - Героическая Испания"
Отзывы читателей о книге "Героическая Испания", комментарии и мнения людей о произведении.