Зденек Буриан - Первобытное время

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Первобытное время"
Описание и краткое содержание "Первобытное время" читать бесплатно онлайн.
В 1938 году появилось еще несколько картин на палеонтологические сюжеты, а 1940 год, когда Буриан начал работать над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 — пером, которые предназначались для монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира», положил начало всемирной славе художника и начало трудам, аналогичных которым нет в мире. Секрет убедительности изображенных Бурианом миров, отделенных от нас сотнями тысяч и сотнями миллионов лет, состоит не только в том, что с самого начала он прибегал к консультациям специалистов, опирался на собственные знания и неутомимо изучал все новое, сколько в его совершенно специфическом видении природы, во врожденном чувстве биологической формы и ее функции, в понимании целесообразности всего, что в природе существует. И все это освещалось неповторимой индивидуальностью Буриана, которую художник подкреплял всеми доступными ему научными знаниями, высокой культурой и техническим совершенством своих произведений.
Работы в области книжной иллюстрации занимали по степени важности одно из центральных мест в творчестве художника в течение всей его жизни. Что касается остальных его работ — отдельных произведений или их циклов, представлявших собой преимущественно живопись маслом, то их можно разделить на два периода. Эти периоды не отмечены какими-либо принципиальными различиями в изобразительном решении, они отличаются скорее по тематике, к которой художник обращался. И необходимо отметить, что степень важности этих произведений ставит их в творческом наследии художника намного впереди его работ в области иллюстрации.
Первый период охватывает творчество Буриана с начала его деятельности примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии и антропологии. Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди», который состоит из 40 картин, изображающих, во-первых, пейзажи различных континентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов обитателей Земли. Этот цикл создавался в 30-е годы в сотрудничестве с уже несуществующим ныне журналом «По белу свету». К сожалению, место нахождения большинства картин этого цикла сегодня неизвестно, а оставшиеся рассеяны по частным собраниям.
Второй период в творчестве Буриана характеризуется перемещением его интересов в сферу палеонтологических и палеоантропологических реконструкций. Хотя первые картины на эти сюжеты были написаны Бурианом еще в 1935 году, начало второго периода в творчестве художника следует со всей определенностью отнести лишь к 1940 году, когда он окончательно увлекся новым видом творческой деятельности, в котором мог наиболее полно выразить свой неповторимый художественный талант. Художник открыл в себе свою уникальную «машину времени», уникальный дар увидеть далекое прошлое жизни на Земле. Палеонтологические и палеоантропологические реконструкции Буриана, как уже было отмечено, совершенно неповторимы, аналогичных им нет во всем мире — не только по качеству изображения, но и по охвату тематики. Согласно составленному к настоящему времени каталогу произведений Буриана, в этот монументальный цикл входят 386 живописных масляных полотен, 128 картин, сделанных темперой, гуашью и пастелью, и 382 рисунка карандашом. Это цикл, воздающий великолепные, уникальные почести столь же великолепной уникальности развития жизни на нашей планете. Видный немецкий палеонтолог доктор П. Дабер, профессор университета имени Гумбольдта в Берлине, так писал в 1982 году о работах Буриана: «Огромная серия его картин… стала основой нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы». В другой связи этот ученый заявил: «Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными гипотезами, выраженными кистью художника». Подобную оценку творчества Буриана высказывали и видные ученые из СССР, США, Англии, Франции, других стран. Не будет преувеличением сказать, что мир вглядывается сегодня в глубину давних веков глазами Буриана. Ведь наряду с чешскими и словацкими учеными репродукциями с картин Буриана пользуются в своих книгах и специалисты из многих других стран. Книги эти изданы на 17 языках, среди которых, наряду с английским, французским, немецким и русским, есть голландский, итальянский, норвежский и даже японский.
Большинство картин обширного цикла о первобытном времени хранятся, к счастью, крупными партиями в научных и культурных учреждениях Чехословакии, а меньшая их часть находится в частных коллекциях нескольких чехословацких и зарубежных специалистов. Тем самым гарантируется их сохранность для будущих поколений.
Второй период творчества Буриана отмечен и совершенно иной тематикой. В ней нашли выражение глубокий гуманизм и общественная активность художника. Это цикл из 23 полотен, написанных маслом, которые создавались в период 1944–1977 годов (большая их часть приходится на первую половину 60-х годов). Эти произведения, сегодня, к сожалению, уже разбросанные по частным коллекциям, относятся к двум незаконченным циклам. В первом — «Порабощении» (13 полотен) художник поставил своей целью воспеть туземные народы, показать в неумолимом зеркале захватническую колонизаторскую политику белой расы. Второй (10 картин) — так называемый «Антивоенный цикл», который Зденек Буриан незадолго до смерти решил назвать «Обвинение». Эти работы — предостережение художника перед жестокостью и безнадежностью войн, перед возможной опасностью самоуничтожения человечества.
В последние годы жизни Зденека Буриана волновала тревога о судьбах природы, далекому прошлому которой и посвящен этот альбом репродукций с картин художника. Свою тревогу он выразил в послании, с которым незадолго до смерти обратился к участникам вернисажа своей выставки в пражском зале «Манес». Зденек Буриан писал: «Разрешите стареющему художнику выразить свое беспокойство о будущем нашей прекрасной природы. Природу я любил всегда, и всегда меня захватывала удивительная драма ее развития. Давайте же уважать природу, давайте сделаем всё, чтобы как можно бережнее сохранить ее для грядущих поколений».
Заслуженный художник Зденек Буриан скончался в Праге 1 июля 1981 года, в день, когда открывалась уже третья за год его персональная выставка. Судьба распорядилась, что он ушел из жизни в период своего величайшего творческого и человеческого триумфа. Ушел, несмотря на свои 76 лет, полный творческих сил и больших планов: наряду с иллюстрациями к нескольким книгам он намеревался завершить серию больших картин на сюжеты из первобытного времени для галереи Восточночешского зоологического сада в городе Двур Кралове на Лабе. Из задуманных 34 картин этой серии Зденек Буриан успел за последние три с половиной года жизни написать 22 крупных полотна. В планы художника входило и окончание работы над циклами «Порабощение» и «Обвинение». Символично, что на его рабочем столе осталась лежать незаконченная иллюстрация для одного из наших молодежных журналов, а на мольберте — начатое полотно — эскиз к циклу «Порабощение».
Заслуженный художник Зденек Буриан оставил огромное творческое наследие. Наряду с иллюстрациями и суперобложками к книгам 456 названий, художник создал свыше 200 самостоятельных суперобложек, иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах. Общее количество иллюстраций и суперобложек достигает таким образом почти невероятной цифры — 14 000! Столь же гигантский труд представляют собой 1053 отдельные картины, написанные маслом, темперой, гуашью и пастелью, а также неустановленное точно количество мелких рисунков. (В этот перечень, разумеется, включены картины и рисунки из всех выше названных циклов). Составление полного каталога произведений З. Буриана еще не закончено, так как обнаруживаются всё новые, не включенные в него произведения.
Сотни тысяч людей видели картины Буриана на различных выставках. Бесчисленные записи в книгах отзывов этих выставок свидетельствуют об огромной популярности и уважении, которыми пользовался художник в самых широких кругах публики. Да и могло ли быть иначе, если все его творчество проникнуто глубокой искренностью и человечностью, и зритель интуитивно чувствует это, глядя на любую картину художника. Таким был и сам заслуженный художник Зденек Буриан. Всякий, кто имел счастье быть близко знакомым с ним, чтил в его лице не только незаурядного художника, но и незаурядного человека. Незаурядного по своей простоте, скромности, доброте.
IV. «ЖИЗНЬ В СИЛУРИЙСКОМ МОРЕ»
1951 г. Масляная живопись на холсте 62,5х94 см. (Ком.) Реконструированный вид дна, образовавшегося в палеозойскую эру силурийского моря, которое когда-то занимало территорию нынешней Средней Чехии. Внизу слева группа трилобитов Aulacopleura konincki i cheirurus insignis. В центре и справа — головоногие виды Orthoceras pallucidum (с гладким панцырем) и Cyrtocerades curio (с умеренно загнутым панцырем). Цветные узоры на панцыре этих головоногих написаны по сохранившимся их остаткам и таким образом полностью соответствуют тому, как они выглядели в действительности. На заднем плане — густые заросли различных водорослей, лилий и кораллов. Однако прежде чем жизнь на Земле приобрела столь разнообразные формы, прошло свыше двух миллиардов лет. Изображенное на картине имело место более 400 миллионов лет назад. А согласно данным современной науки, можно предположить, что органическая жизнь на Земле возникла в так называемую археозойскую эру, или старшую докембрийскую, то есть примерно 2,5–2,8 миллиарда лет назад. В течение последующих геологических эр — в протерозийский, или младший кембрийский период и в старший палеозойский развились основные виды (типы) низших и высших растений и все основные типы животных, включая самых примитивных позвоночных. Из старейших известных позвоночных, которыми были бесчелюстные Ostracodermi, постепенно развилось огромное разнообразие челюстных рыбообразных позвоночных, которые заселяли образовавшиеся моря.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Первобытное время"
Книги похожие на "Первобытное время" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Зденек Буриан - Первобытное время"
Отзывы читателей о книге "Первобытное время", комментарии и мнения людей о произведении.