Автор Неизвестен - Польские народные сказки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Польские народные сказки"
Описание и краткое содержание "Польские народные сказки" читать бесплатно онлайн.
В книге представлены народные сказки, поверья, легенды, сказки-шутки, сказки-анекдоты разных регионов Польши: мазовецкие, силезские, кашубские, оравские и др. Книга лишь в незначительной степени повторяет предыдущее издание польских сказок и легенд (Л., 1965). Основана на подлинно фольклорных текстах сказок. Большинство переводов — новые.
— Мать, а мать, что-то я не наелся. Найдется у тебя еще что-нибудь?
— С обеда осталась миска гороха. Разогреть тебе?
— Да не хлопочи ты. В такую жару, холодненький, он будет в самый раз.
На глазах у изумленных гостей съел кашубец большую миску холодного гороха и только после этого объявил, что наконец-то сыт. Пошли астролог с лекарем спать на сеновал, тут лекарь и говорит:
— Ну, завтра будет у меня работа! После такого ужина не то, что человек — лошадь и та свалится!
Уснули они, а утром разбудил их какой-то стук. Выглянул астролог с сеновала, смотрит — а хозяин в одной рубахе дрова колет.
— Ты что в такую рань поднялся? — окликнул его астролог. — И дело это не для тебя, а для твоего работника.
— Верно, — отвечает хозяин. — Это его работа, да, видишь ли, вчера за ужином поел я лишку, в брюхе тяжесть, надо бы его порастрясти. А колка дров — первейшее для этого средство.
Целый день прогостили лекарь и астролог у гостеприимного кашубца, да еще и заночевали. День был ясный, а хозяин так и не захворал. И сказал астролог лекарю:
— Знаешь что? Пошли-ка назад в Гданьск. Тут быки погоду предсказывают, а люди лечатся колкой дров. Ничего мы здесь не заработаем — только с голоду помрем.
Поблагодарили они хозяина и поплелись обратно в Гданьск.
ПЬЯНИЦА НА ПРОПОВЕДИ
Один мужичонка забрел раз в соседнее село, напился там пьян. А дело было зимой. Увязался он за дружками домой, но по дороге свалился и остался в снегу лежать. А дружки-то и не заметили. Пролежал он там всю ночь, перемерз. Хватились его на другой день, пошли искать, нашли — он еще дышал. Затащили его в теплую хату, а он так в себя и не пришел, помер.
Слух об этом окрест разошелся, и вот один ксендз во время проповеди объяснил, что замерзшего нельзя сразу в теплую хату тащить. Прежде надо его снегом растирать, покуда в себя не придет.
Слушал эту проповедь один мужик, тоже большой любитель выпить. Слушал, задумался, даже в корчму не пошел. Вернулся из костела, сидит дома, пригорюнился, куска в рот не берет, Стала его баба спрашивать, что такое приключилось, отчего он даже есть отказывается. Рассказал ей мужик, что ксендз на проповеди говорил: нельзя-де замерзшего сразу в теплую избу тащить, а прежде надо его снегом растереть.
— Зимой-то хорошо, — говорит. — Дело верное. А вот летом откуда снегу взять?
Баба ему и толкует:
— Дурень ты, дурень. Так ведь летом-то не мерзнут!
— Точно! — обрадовался мужик. — Как это я не сообразил!
И пошел на радостях в корчму.
О МАРКЛЕ
Был у царя Соломона в стране один человек, выдумщик, каких мало. Звали его Марклей. Частенько приходилось Маркле бывать у царя и забавлять его своими выдумками.
Вот сидит однажды Маркля у печки, дрема его одолевает. А царь кличет:
— Маркля, ты спишь?
— Нет, всемилостивейший, не сплю.
— А чем занят?
— Так себе, думаю.
— И до чего додумался?
— А до того, что у сороки черного и белого пера поровну.
— Хорошо, — говорит царь. — Проверим.
Снова задремал Маркля. А царь опять кличет:
— Маркля, ты спишь?
Вскочил Маркля и отвечает:
— Нет, о всемилостивейший.
— А чей занят?
— Думаю себе.
— И до чего додумался?
— А до того, что у зайца в хвосте и в хребте костей поровну.
— Хорошо, — говорит царь. — Проверим.
Долго ли, коротко — опять Маркля дремлет. Снова зовет его царь:
— Маркля! Да ты спишь!
— Нет, о всемилостивейший.
— А чем занят?
— Думаю себе.
— И до чего же ты додумался?
— А до того, что природа сильнее науки.
— Ну, смотри! И это придется тебе доказать, да так, чтобы никакого сомнения не осталось.
На следующее утро убил Маркля сороку. А царь-то не ждал, пока он придет, повелел своим стрелкам убить сороку и принести к нему. Общипали ее царские слуги, посчитали перья. И оказалось белого пера почти столько же, сколько черного.
Приходит Маркля со своей сорокой, а царь только рукой машет, говорит:
— Верю, верю. Ступай, Завтра поглядим, как будет с зайцем.
Убил Маркля зайца. А царь заранее велел сделать то же самое, и, когда царские слуги зайца разделали, оказалось, что Маркля правду говорил. Явился Маркля со своим зайцем, а царь его прочь отсылает.
— Иди, — говорит. — Завтра докажешь мне свою третью правду.
Отвечает Маркля:
— Куда торопиться? Дня через три приду и докажу.
Пошел он в лес, поймал трех мышей и запустил их в горшок. А через три дня у царя был большой пир. Пришел на него и Маркля, горшок у него с собой, только накрыт так, чтобы можно было мышей по одной вынимать.
У царя был ученый кот, сидел он на столе на задних лапках, а в передних держал горящую свечу. Подошел Маркля к столу и выпустил мышь. Хотел кот прыгнуть за вей, да царь ему погрозил, кот на месте остался, а мышь убежала. Тогда Маркля вторую мышь выпустил. Хотел кот бросить свечу, да царь укротил его своим царским словом. Подождал Маркля немного и выпустив третью мышь. Бросил кот свечу, прыгнул за мышью и принес ее на стол.
— Видишь, царь, — говорит Маркля. — Природа сильнее науки. Никто этого кота не учил мышей ловить, а он справился, как ему природа велела. А чему его учили, тем пренебрег.
Разгневался царь, говорит Маркле:
— Убирайся прочь! Лица твоего видеть не хочу.
— Хорошо, — говорит Маркля. — Коли не желаешь, всемилостивейший, лица моего видеть, придется тебе кой-чем другим полюбоваться.
И быстренько вон из дворца.
Ночью снег выпал. Пошел Маркля в ближний лес, надел себе на ноги по решету, привязал их, протопал в них к царскому дворцу и спрятался в печи, что в саду стояла: там летом хлеб пекли. Прошли егеря с обходом, высмотрели следы неведомого зверя. Дали знать во дворец, а сами пошли по следам. Привели следы в сад, к печи ведут. И о том царю донесли.
Царь ружье заряжает, велит весь двор созвать и впереди всех идет к печи.
Тем временем Маркля штаны спустил и задницу из печки выставил. Заглядывает царь в печь, а Маркля и говорит:
— Не желал ты, царь, лица моего больше видеть. Вот и полюбуйся теперь на мою задницу.
ПРОДЕЛКИ НЕПУТЕВОГО ВОЙТЕКА
Непутевый Войтек дома ничего делать не хотел, и отдали его родители в услужение к одному ксендзу. Вот утром ксендз зовет его, велит подняться.
— Войтек, погляди, есть огонь в печи или нет.
А Войтек кличет:
— Кис-кис-кис!
— Войтек, ты зачем кота зовешь? — спрашивает ксендз.
А Войтек:
— Ваше преподобьице, — говорит, — если кот теплый, значит, есть огонь в печи.
— На дворе дождь или нет? Войтек, погляди.
А Войтек зовет:
— Боська, ко мне!
Ксендз спрашивает:
— Войтек, ты зачем пса кличешь?
— Ваше преподобьице, если пес мокрый, значит, на дворе дождь.
— Войтек, ступай, сходи в погреб за вином, — говорит ксендз. — Только подойди сначала ко мне, я сделаю так, чтобы ты его не пил.
И намазал ему ксендз губы мелом.
Пошел Войтек в подвал, взял бутылку, выпил вина и вымазал мелом всю бутылку. Принес ее ксендзу, а тот и говорит:
— Ох, Войтек, ты пил вино.
— Нет, ваше преподобьице, не пил.
— Нет, Войтек, пил.
— Нет, ваше преподобьице. Разве не видите, я от соблазна всю бутылку мелом намазал.
Рассмеялся ксендз, и послал его в погреб за жареным гусем да пригрозил:
— Смотри, Войтек, сам гуся не ешь.
Пошел Войтек в погреб за гусем, оторвал у него ножку и съел. Принес гуся ксендзу, а ксендз и спрашивает, где у гуся вторая ножка. Говорит Войтек:
— Так он одноногий был. Ваше преподобьице, вы что, одноногих гусей не видывали?
— Конечно, нет.
— Ха, так значит, я больше вас видел.
Ничего с ним ксендз не мог поделать. Велел ему запрячь карету, и поехали они через поле. А там, возле пруда, гуси стоят, и все на одной ноге. Свистнул ксендз — и стали гуси на обе. Ксендз и говорит:
— Видишь, Войтек, ног-то у них две.
— Ох, ваше преподобьице, да вам бы тому, жареному, свистнуть! Может, и у него две ноги сделалось бы?
Что ксендзу делать? Написал он письмо и послал Войтека с тем письмом к другому ксендзу и велел сразу же ответ принести. Пришел Войтек к другому ксендзу, прочитал тот письмо, позвал Войтека в горницу и всыпал ему, потому что в том письме было написано, что Войтеку надобно всыпать. Прибежал Войтек назад, исполосованный, к своему ксёндзу, а тот и спрашивает:
— Войтек, а где ответ?
Спустил Войтек штаны, повернулся к ксендзу задом и говорит:
— Нате, читайте, ваше преподобьице.
Посмеялся ксендз и прогнал его прочь. И вернулся Войтек к родне.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Польские народные сказки"
Книги похожие на "Польские народные сказки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор Неизвестен - Польские народные сказки"
Отзывы читателей о книге "Польские народные сказки", комментарии и мнения людей о произведении.