» » » » Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси


Авторские права

Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси

Здесь можно купить и скачать "Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси
Рейтинг:
Название:
Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-8071-0179-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Описание и краткое содержание "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать бесплатно онлайн.








Городища, возникшие в это время, и весьма многочисленные, в основной своей части — неисследованные или малоизученные, характерная и существенная черта эпохи Великого переселения народов Скандинавии. В Швеции их зарегистрировано, по провинциям: в Уппланде — 150, Сёдерманланде — 300, Эстеръётланде — 120, много в Бохуслене, на Эланде — 16, Готланде — 70. Всего известно свыше 700 укрепленных поселений. Новая организующая роль этих «боргов» понятна, хотя бы из частоты их встречаемости на заселенных территориях, как и по необходимому количеству труда, затраченного организованным населением на строительство этих укреплений. Крупнейшее из городищ, Торсбурген (Torsburgen) на Готланде, окружено стеной 2 км длиной. Наиболее интересны и изучены городища Эланда. Graborg — 200 м диаметром, 6-9 м высота стены, ее усиливает башня (средневековая); внутренний диаметр 160 м, трое ворот; среди находок — фибулы эпохи Великого переселения народов и вендельского периода (указывающие на активную роль памятника в период до эпохи викингов). Полностью раскопанный Ismantorp, внутренним диаметром 125 м, окружен стеною (высота 4 м, ширина 6 м) с 9 воротами, насчитывал 90 домов. Музеефицирован Экеторп (Eketorp, раскопки М. Стенбергера 1964-1974 гг.), круглое городище (как и остальные полтора десятка эландских), предвосхищающее по устройству датские крепости — «лагеря викингов» X в. (Edgren, Hershend 1979). Выделено три фазы развития этой «сельской крепости», защищавшей дома и хозяйства разместившихся внутри каменной ограды усадеб эландских бондов; наибольшей упорядоченностью отличается застройка II фазы (400-700 гг.), охватившая свыше полусотни единообразных каменных жилищ и фиксирующая владельческие структуры, принципиально совпадающие с эландским землевладением XIII в. и всех последующих столетий (Eketorp 1976).

Основные характеристики скандинавской культуры эпохи Великого переселения народов, таким образом, демонстрируют своеобразное сочетание преемственности архаичных традиций с существенными инновациями: укрепления (неизвестные в таком количестве ранее), стилистические поиски в прикладном и изобразительном искусстве, обилие золота — словно реализуют на местной основе «эффект подключения» к мощным первоисточникам общеевропейской культуры. Связь с континентом документируют импортные сосуды, активный ввоз начинается с разграбления Галлии франками в конце V в., прежде всего бронзовые котлы «вестланнского типа» (открытые, с выгнутой верхней частью и усеченным дном, диаметром 30-40 см), особенно многочисленные в Норвегии — 120 экземпляров, при 15 — в Швеции, несколько экземпляров в Дании. «Западный путь» поступления этого импорта, Westrwegr викингов, вел из Галлии прямо в Норвегию. Котлы использовались как урны в сожжениях, единичны находки в трупоположениях. Производились они с римского времени до VII в. (судя по находкам на Готланде). Того же, франкского, происхождения — стеклянные высокие бокалы, зелено-желтого или зеленого стекла, на низкой ножке, с напаянной нитью (центр производства — Намюр в Бельгии). Наибольшая их концентрация — в Вестфольде и юго-западной Норвегии, а также на Готланде (около 30, в сожжениях).

Рис. 18. Судно из Нидама, вторая половина IV в.А — Изображения судов IV-V вв. с поминальных камней; В — реконструкция судна из Нидама: а — уключина и крепление набора обшивки; Ь — крепление рулевого весла

Импортная пиршественная утварь дополняется новыми элементами роскоши бытового уклада. Золото и гранат — цвета эпохи. «Гуннский» или «готский стиль» эпохи Великого переселения народов, зародившийся в степном Причерноморье и византийских мастерских, со времен Аттилы (434-453) распространяется в северные земли и пускает корни, практически одновременно, и во франкских прирейнских, и в собственно скандинавских ювелирных мастерских, судя по более чем 120 находкам этих изделий в Скандинавии (Arrhenius 1971: 108-109). Круглые, птицевидные, равноплечные фибулы, навершия, перекрестья и рукояти мечей, поясные пряжки, отделанные золотом и гранатом, цветом крови, блещущей на золоте, добытом ценою этой крови, выражали высшие ценности времени. Карбункулы в римском мире, пурпурный цвет крови Христовой и императорской власти — у германцев стали выражением высшего социального статуса, маркируя этот статус в оружии и пиршественной утвари, уборе высокородных мужчин и женщин; с высшего, «королевского уровня», где с императорами Рима и баси- левсами Константинополя успешно соперни-чали на Западе Меровинги, короли франков, злато-гранатовые атрибуты появляются в обиходе поднимающихся «королевских династий» конунгов свеев (судя по ранним ком-плексам Уппсалы, Венделя и Вальсъерде); оттуда, из королевского обихода, механизм даров, статусных обменов, брачных подарков и т. п. распространял эти статусные вещи по ступеням складывающейся социальной иерархии (Arrhenius 1985:106-108,118-119, 188-198), достигая вполне независимых локальных «владык», чье могущество вполне могло ограничиваться пределами собственной усадьбы и высоким авторитетом в крестьянской округе, как у владельца меча в Валлстетрум (Vallstenarum) на Готланде.

«Воротничковые гривны» (пекторали, Halskragen) из золота, изделия того же «высшего круга», относятся, вероятно, даже не к «королевскому», а к «божественному» храмовому обиходу языческих святилищ, представляя священные атрибуты нелюдей, а богов. Эти изделия не имеют никаких соответствий в Европе и представляют собою уникальные образцы, безусловно, шведской работы ювелиров-художников. Именно в орнаментике многорядных «воротничковых гривен» впервые проявляется зарождающийся «звериный стиль» скандинавов (I стиль по классификации Салина). «Маски» гривны из Оллеберга имеют аналогии в орнаментике вещей из клада Щилаги-Сомлио (Трансильвания), что указывает на юго-восточное (дунайское) воздействие готских времен, однако около 500 г. это воздействие глубоко перерабатывается на местной основе и возникают принципиально новые формы вещей и стилистические решения, совершенно отличные и от степного (скифо-сарматского, угорского, тюркского), и от кельтского «звериного стиля» предшествующих столетий. «Звериная орнаментика» (djorornament) эпохи Великого переселения народов — первоисточник и первая ступень орнаментального искусства, пережившего пышный расцвет и выразившего наиболее полным образом эстетические категории эпохи викингов Скандинавии.

Гривна из Мёнэ (Моепе), Вестеръётланд, найдена в 1864 г. в каменном кургане; состоит из семи золотых колец, общим весом 820 г. Сзади устроен шарнир, спереди разъемные полые кольца соединяются заходящими в трубку заостренными концами. Кольца разделены и покрыты рельефным узором из филиграни, человеческие «маски» («азиатские», с раскосыми глазами) чередуются со стилизованными изображениями зверей, часто использован прием pars pro toto — лапа, крыло, пасть замещают целое изображение (Хольмквист 1979). В том же стиле выполнены пекторали из Фарьестаден (Faijesladen) на Эланде (найдена в 1860 г. приземляных работах), из пяти колец, весом 707 г, и Оллеберг (Alleberg), Вестеръётланд (1827 г. находки, в земле на глубине 1 м), из трех колец, весом 615 г. Эти изделия — самые ценные экспонаты «Золотой камеры» Музея национальных древностей (Государственного Исторического музея, Staten Yistoriska museum) Стокгольма (Knape 1994:37-52).

Инкрустация золота гранатом или эмалями (красными, с дополнительными зеленым и белым цветами), как и рельефный «звериный орнамент» по золоту и позолоте, золотой плакировке бронзы и серебра, становясь доминирующей стилистикой эпохи, связаны одновременно с появлением новых форм и типов вещей, артефактов, образующих структуру культуры, на уровне как мужской субкультуры (вооружения), так и женской субкультуры (украшений). Именно эпоха Великого переселения народов Скандинавии дала исходные типы, в рамках культурной структуры преемственно и непрерывно развивающиеся и в мужской, и в женской субкультурах (как и в остальных базовых культурных характеристиках, таких как домостроительство, судостроение, аграрная и ремесленная деятельность, обмен, погребальные ритуалы и религиозные культы), образуя конкретику культурного контекста эпохи викингов (Хлевов 2002:73-139).

Мужская субкультура эпохи Великого переселения народов основана на новых стандартах традиционного набора вооружения: арсенал обновлен практически полностью за счет новых форм наступательного и защитного оружия, выработанных в ходе столетнего и успешного конфликтного противостояния варваров — римской армии.

Рис. 19. Саксы, находки из болот Дании

Меч эпохи Великого переселения народов — тяжелая двулезвийная «спата» франков, созданная на основе римского кавалерийского меча, с клинком длиною 0,7-0,9 м, шириною 0,04-0,06 м, продольным «долом» (с двумя «ребрами жесткости» вдоль оси клинка), скругленным концом, прежде всего рубящего оружия. Технологическое совершенствование этой формы ведет непосредственно к появлению «каролингского меча», исключительно эффективного и оптимального оружия эпохи викингов. Меч (sverd) эпохи Великого переселения народов снабжен сложной составной рукоятью, с нижним перекрестьем (гардой), верхним перекрестьем (основанием навершия) и «яблоком» навершия (как правило, подтреугольной или более сложносоставной, трех-пятичастной формы). Черен рукояти ранних мечей одет кольцами (наследованными от рукояти римского гладиуса), полукольцом снабжались и сложные навершия некоторых ранних форм мечей (нем. Ringknaufschwert, меч с кольцевым навершием). Детали рукояти, как и оковки и наконечники ножен, помимо функциональных, предоставляли первоклассные декоративные возможности для применения инкрустационного стиля, с отделкой золотом и гранатами или красной перегородчатой эмалью по золоту.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Книги похожие на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Глеб Лебедев

Глеб Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Отзывы читателей о книге "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.