» » » » Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси


Авторские права

Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси

Здесь можно купить и скачать "Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси
Рейтинг:
Название:
Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-8071-0179-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Описание и краткое содержание "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать бесплатно онлайн.








Кивик (Kivik) в шведском Сконе, один из крупнейших курганов Скандинавии бронзового века, известен науке с 1748 г. Каменная насыпь диаметром 75 м достигала значительной высоты (сохранившаяся — 3,5 м), в центре был устроен огромный каменный ящик (циста), 3,25 м х 1 мх 1,1 м. Длинные стороны выстроены из квадратных плит, покрытых изображениями симметрично сгруппированных фигур. Курган был в древности разграблен, содержимое неизвестно, реставрирован он в 1932/33 г. В XVIII в. петроглифы стен гробницы Кивика считали изображением римского триумфа в Сконе, позднее — финикийским памятником первых средиземноморских мореплавателей, добиравшихся до Британии, «Оловянных островов» (Кассидерид эллинской традиции). Между тем весь строй этих образов, с многочиленными паралеллями в наскальных петроглифах, безусловно нордический: симметричные «солнечные колеса», два корабля, два топора, две лошади, ритуальная процессия, трубачи с лурами, барабанщики, восемь фигур вокруг котла, люди вокруг лошадей (которых ведут?) и огромной птицеобразной фигуры. Двухколесная боевая колесница напоминает греческие и южноевропейские изображения. Датировка памятника затруднена, но, безусловно, он относится не к раннему, а к среднему или позднему бронзовому веку Скандинавии.

«Холм короля Карла» (Kung Karls backe), Сконе (близ Мальмё), также один из крупнейших исследованных каменных курганов эпохи бронзы, 3 м высоты, 25 м диаметром. Примерно в центре — древнейшая могила, из бревен длиною 1,5 м, перекрытых каменной кладкой, среди остатков кремации на дне могилы найдена двуспиральная фибула и два спиральных перстня ранней эпохи бронзы. Позднее на вершине кургана поставили деревянный гроб 2,8 м и курган был досыпан. В этом верхнем погребении — только сожженые кости.

От Сконе до Уппсалы, распространяясь вдоль побережья, утверждается в Швеции эта нордическая традиция с обилием золота (в аппликациях бронзовых изделий, а позднее и в виде золотых вещей), погребениями могущественных вождей под монументальными курганами. Оружие — по-прежнему длинный бронзовый меч и копье. В типологии, стилистике, орнаментации (циркульным и линейным узором) видно устойчивое датское влияние. Того же круга — единственный в Швеции бронзовый щит (Маск1іа1!е. болотная находка в Халланде).

Весьма показательный артефакт нордического круга бронзы — т. н. «кельты меларского типа», получившие название по первым находкам и, безусловно, производившиеся в долине озера Мелар в Средней Швеции, но распространенные от Финляндии до Урала. Исходные формы этих изделий — лужицкие, общее направление связей: Средняя Европа— Скандинавия — Север Восточной Европы, где по их трассе прослеживается т. н. «аландо-камская труба» древних коммуникаций внутри формирующегося финно-угорского миpa (Talgren 1928). Столь же характерны нордические плоские бритвы со спиральной ручкой или фибулы «борнхольмского типа» с листовидно-ромбической спинкой, типично скандинавские массивные многорядные «воротничковые гривны» (halskragen).

Поздняя бронза, периоды IV-VI нордической культуры в Швеции, характеризуется последовательным распространением, а затем господством сожжений. Вторичные захоронения урн и остатков кремации помещаются в старых курганах и каменных насыпях или под низкими земляными насыпями, которые, в конечном счете, сменяются классическими грунтовыми «полями погребений». Об устойчивости общественной структуры при этой смене обряда свидетельствует рост западноевропейского импорта: привозные бронзовые сосуды, золотые чаши из Boberg и Mjovik (Халланд и Блекинге). Если в Дании найдено около 40 золотых сосудов, в Швеции известны всего два, южного проихождения (исходный адрес этого импорта возможен вплоть до Италии), в Германии — 20 таких сосудов (клад Эберсвальде), по происхождению, скорее всего, все они среднеевропейские, хотя в древностях Европы и неизвестны такие «сосуды нордического типа». Не исключено, что уже в эту эпоху чужеземные мастера работали «на заказ» северной знати, сообразуясь с ее вкусами и стилистическими требованиями, как примерно в эти же столетия греческие ремесленники работали для кельтов (серебряный кратер из Викса во Франции) или скифов Северного Причерноморья (классические курганы «Царской Скифии» Чертомлык, Солоха и др. с «золотом скифских царей» и серебряной торевтикой со сценами скифского эпоса и мифологии).

Этим временем поздней бронзы датируется крупнейшая из монументальных насыпей Швеции, «Курган конунга Бьорни» (Kung Bjorn Hog) в Хага (Haga), близ Уппсалы, сакральной столицы свеев; именно по нему получил свое прозвище конунг Бьорн Курганный (Bjorn vid Haugen), современник Ансгара. Курган, на котором в эпоху викингов восседал и отправлял суды и обряды конунг, имел высоту 9 м, диаметр 50 м и долгие века служил водным навигационным ориентиром. Под насыпью скрывалось богатое погребение по обряду сожжения, датирующееся IV периодом шведской эпохи бронзы: в камере из дубовых бревен, перекрытой внутренней каменной насыпью, находилось гробовище длиною 2,5 м. и в нем — останки и вещи, бронзовый меч с золотой обкладкой, позолоченные украшения и туалетный набор (Almgren 1981).

Переход к традиции полей погребений охватывает 800-400 гг. до н. э., одновременно маркируя границу эпохи бронзы и железного века (при безусловной этнокультурной непрерывности, как в лужицкой культуре Средней Европы, в недальнем соседстве на территории Скандобалтики, к югу от Балтийского моря). Расцвет нордической культуры этого времени, при смене обряда, понятен по кладам и жертвенным находкам с преемственно изменяющимся составом вещей. Развиваются, на предшествующей типологической основе, усложненные «барочные» формы вещей, распространяется новый стиль орнаментации, линеарный или «волнисто-ленточный».

Могильники традиции «полей погребений» закладываются обычно в стороне от старых, но иногда и поблизости. В областях севернее Сконе распространенный вид могилы — урны под низкими земляными или каменными насыпями (как позднее в ютландской группе культуры ясторф, бесспорно германской в этноязыковом отношении). В Сконе и прилегающих с запада и юга областях для этого времени типичны классические поля погребальных урн (иногда с каменными обкладками погребального сосуда, помещенного в неглубокую ямку могилы).

Асбю (Asby) в Средней Швеции — крупнейшее из исследованных ранних полей погребений (около 50 могил). Низкие насыпи с каменными венцами обычно отмечены в центре невысокой стелой bautasten («воздвигнутый камень» из необработанного, узкого и высокого куска гранита), с южной ее стороны под насыпью лежат сожженные кости и вещи кучкой.

Симрис (Simris) в Сконе — один из важнейших могильников Южной Швеции, действовавший в течение ряда веков, начиная с эпохи бронзы. Начальная фаза представляет собою поле погребальных урн, окруженных каменными венцами. Инвентарь сравнительно скромный, включает только т. н. «туалетные наборы» (пинцеты, бритвы, булавки), зато обилие оружия этого времени отмечено в кладах (как и для следующего периода). Поля погребальных урн эпохи бронзы-раннего железа характеризуют переходный период начальной истории Скандинавии, по завершении которого первые имена северных племен появляются в исторических источниках и на арене античного греко-римского мира.

Этим же временем в Швеции датируется свыше 15 «домковых урн», погребальных сосудов, имитирующих круглую хижину (10 из них — на Готланде, 4 — в Сконе, 1 — в Смоланде), интересных тем, что подобный обряд известен в Польском Поморье, в Средней Европе и этрусской Италии, указывая еще на одну линию «трансконтинентальных связей» северных племен Скандобалтики. В следующий период вместе с «домковыми» появляются еще более своеобразные и характерные «лицевые урны» той же традиции, распространяющиеся по трассе Этрурия—Гарц—Дания/Сконе/Борнхольм/Готланд (в Дании — лицевые урны «кимврского типа») — Восточное Поморье Польское (поморская культура лицевых урн).

Ладьевидные выкладки, как типичный памятник нордической бронзы, в особо высокой концентрации сосредоточены на о. Готланд (из 300-350 кладок исследовано 30, т. е. не более 10%), традиция развивается от средней бронзы к переходному периоду из бронзового в железный век. Эти сооружения достигают длины до 45 м, обычно — от 6 м до 20 м. Распространение вдоль побережья — в Сконе, но равным образом и на о. Эланд, и через море — в Прибалтику, начиная с о. Сааремаа, — подтверждает не только семантическую, но и функциональную связь этих сооружений с началом нордического мореплавания.

Клады и сокровища нордической культуры Швеции делятся на «мужские» с мечами и ансамбли украшений, сосудов, туалетных вещей («женские»), как в Биллеберга (Billeberga) в Сконе. Известнейшее из «жертвенных мест» Средней Швеции (в провинции Нэрке) — обнаруженный в Хассле (Hassle) клад у ручья, где в 1936 г. были найдены греческий бронзовый котел, два италийских рифленых бронзовых ведра, 12 больших бронзовых пластин (обкладок) и 2 гальштаттских меча (изогнутых, может быть, в ритуальных целях). Общенордический облик элитарной культуры дополняют находки массивных горнов — лур (7 экземпляров, против датских 20 целых и 30 фрагментированных), первые детали снаряжения всадников (бронзовая узда в Annelov, Сконе), равно как первые изображения человека верхом. В кладе на Готланде Eskelhelm вместе с солярным диском лежала узда с железными псалиями, то есть упряжь для повозки, и в целом, видимо, клад составляли детали церемониальной колесницы (на пару лошадей). Позднее традиция использования таких ритуальных повозок эффектно проявится и в археологических, и в письменных античных источниках (Тацит). Наряду с ритуальными сокровищами широко представлены были заготовки сырья ремесленников, своего рода «клады металлолома», как и литейных форм, инструментов, заготовок и полуфабрикатов изделий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Книги похожие на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Глеб Лебедев

Глеб Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Отзывы читателей о книге "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.