» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






Перед выборами президента в 1996 г. режиссер Эльдар Рязанов, используя этот же прием, снял документальный фильм о Б. Ельцине, представив будущего президента примерным семьянином и создав ему имидж «своего парня». Действие одной из главных сцен происходило на кухне. Рязанов сел на стул и порвал брюки, так как из стула торчали гвозди. «Какая замечательно выигрышная сцена! Зритель огорошен: у Ельцина из стульев гвозди торчат! Простой, скромный человек, совсем как мы, грешные! “Свой”. А “свой” плохим быть не может»[125].

На телевидении планомерно реализуется несколько базисных установок.

Смысл первой установки - внушить аудитории мысль о том, что не только в России, но и во всем мире людям сейчас тяжело живется. Телезрителям показывают убийства и катастрофы, которые происходят в разных странах: террористические акты, землетрясения, аварии. После просмотра таких кадров человек испытывает страх и ужас и становится пугливым. «Вспомним реакцию Москвы на захват заложников-зрителей мюзикла «Норд-Ост». Дело было ночью, на следующее утро в вагонах метро вмиг стало пустынно, жители микрорайонов, осторожно озираясь, выходили из своих подъездов, под каждым кустом высматривая притаившегося чеченца с гранатой. Москвичи жаловались друг другу, что боятся зайти в гастроном, т.к. могут взорвать»[126].

Воздействие на мощное естественное человеческое чувство - чувство страха - очень эффективный манипулятивный прием. Страх способен заглушить в индивиде протест и возмущение, а также голос совести, может спровоцировать неадекватное поведение. Гражданин в таком состоянии не способен здраво и разумно рассуждать, он думает лишь о собственном спасении. В то же время обыватель может ощущать радость от того, что он и его близкие не пострадали в этих страшных катастрофах. Всегда, когда индивид видит картины мучений других людей и понимает, что ему пока живется немного лучше, чем этим страдальцам, он забывает про свое недовольство, у него пропадает желание отстаивать свои права. Человек смиряется и продолжает жить так же, как и жил до этого.

Суть второй установки такова. Любая программа, сериал, ток-шоу, не говоря уже о рекламе, пропагандирует как базовую ценность получение от жизни удовольствия. Отсюда следует, что все то, то не приносит удовольствия, должно быть отвергнуто как ненужное и мешающее получению наслаждения.

Третья установка заключается в воздействии на историческую память населения, а именно в «переписывании» истории. Воздействие на историческую память масс наиболее активно применяется в различных исторических циклах, которые показываются по телевидению. Особенно эффективно это воздействует на молодежь, плохо знакомую с историей Отечества.

Существует несколько телевизионных манипулятивных способов подачи нашего прошлого[127].

Первый способ: История как «объективная» реальность. Он применяется, в частности, в «Исторических хрониках». «Исторические хроники» - цикл документальных передач про историю России на телеканале «Россия». Ведущий - Николай Сванидзе. Каждая серия посвящена одному году XX в. в России, одновременно являясь и «портретом года», и «портретом человека года». В центре повествования видные деятели политики, науки и культуры тех лет. Цель проекта - на примере жизни знаменитых исторических личностей показать, как тесно связаны между собой судьбы России и каждого конкретного человека. В рамках этого цикла был показан документальный фильм «Б.Н.», посвященный Б.Н. Ельцину. «Подобострастный фильм Николая Сванидзе продемонстрировал полное отсутствие какой-либо рефлексии по поводу 90-х годов, - пишет А. Глухова, - бывший президент показан как былинный герой, сражавшийся с партноменклатурой, с Советской властью, с бывшими соратниками, с предрассудками народа и т.д. Ельцин на танке сменяет Ельцина в Кремле, демонстрирует хорошую физическую форму перед вторым туром выборов 1996 года, дает образцы нравственности, прося прощения у «дорогих россиян» в памятную ночь 31 декабря 1999 г. Катастрофические решения, подобные бесславной чеченской кампании, представлены как отдельные мелкие недостатки. Экономические провалы, опустившие уровень жизни миллионов людей до состояния простого физического выживания, подаются как непременное условие нынешнего экономического роста»[128].

Второй способ подачи истории на телевидении: «Прошлое как сенсация». Показанный по каналу РТР многосерийный фильм «Штрафбат»[129], по мнению экспертов, является полным искажением событий

Великой Отечественной войны. Достаточно привести несколько фактов, злонамеренно искаженных в картине. В штрафбате (штрафном батальоне) согласно сюжету служат герои-патриоты, которыми командуют бесчеловечные командиры. На самом же деле в штрафбат попадали в основном офицеры, совершившие серьезные проступки. Попадание в штрафбат - в фильме - матерого убийцы-рецидивиста оказывается фантазией создателей картины (уголовники могли быть лишь в штраф-ротах). Кроме того, в фильме бывшие заключенные, попав в штрафбат, искупали свою вину якобы только смертью. На самом же деле с человека снималась судимость после первого ранения, а срок нахождения в штрафбате не мог быть более трех месяцев, по прошествии которых штрафник возвращался в свою часть.

Третий способ подачи: «Прошлое как развлечение». Наиболее яркий пример - проект «Российская империя» (документальный телесериал, показанный на канале НТВ), охватывающий историю Российского государства с 1697 по 1917 г. Ведущий - Леонид Парфенов. Каждая из 16 частей посвящена периоду правления одного или нескольких монархов, от Петра I до Николая II. Проект посвящен 300-летию основания Империи и Санкт-Петербурга - по замыслу авторов, он должен дать сегодняшний взгляд на трехсотлетнюю историю Российского государства. Документальный телесериал сделан при помощи новейших достижений в области телевидения и компьютерной графики. Экран оказывается практически полностью занятым документальными кадрами, фрагментами художественных фильмов, компьютерными элементами: мультимедийными вставками с различной информацией и анимацией. «На экране присутствует и сам ведущий, - пишет В. Зверева, - вслед за героями рассказа он путешествует по странам и континентам, ходит по «тем самым» улицам, сидит в «тех самых» кафе, прикасается к подлинным историческим предметам. Все это создает ощущение достоверности, привлекает зрителя и удерживает его внима-ние»[130]. В этом случае, как и во всех описанных выше способах подачи нашей истории, автором использован один и тот же прием - он выдвигает свои личные гипотезы и версии исторических событий и подает их как факты. Аудитория, не имеющая специальной подготовки в области истории, как правило, верит известным телеведущим на слово и соглашается с ними. А для проверки услышанной информации у телезрителей не хватает времени. Или любознательности.

Следующий объект нашего исследования - программа «Имя Россия. Исторический выбор 2008». Государственный телеканал «Россия» в начале лета 2008 г. запустил этот проект (руководитель, ведущий и продюсер - А.М. Любимов), который был создан для того, чтобы люди могли выбрать с помощью сети Интернет (а потом и других видов голосования) наиболее значимый, по их мнению, персонаж, связанный с нашей историей. Из 500 исторических личностей после подсчета около 20 млн голосов осталось 12 «финалистов». С октября на телеканале «Россия» выходят телевизионные шоу, посвященные каждому из двенадцати лиц-финалистов. В конце проекта «исторический выбор» делается окончательно: по результатам теледебатов выбирается одно имя, символизирующее Россию.

На 9 июля 2008 г. победителями по результатам интернет-голосования стали: Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Невский, Александр Сергеевич Пушкин, Федор Михайлович Достоевский, Владимир Ильич Ленин, Петр I Великий, Александр Васильевич Суворов, Екатерина II Великая, Иван IV Грозный, Дмитрий Иванович Менделеев, Петр Аркадьевич Столыпин и Александр II Освободитель. Лидером этого рейтинга оказался не кто иной, как Иосиф Сталин со 179 025 голосами. Сталин на первом месте? Как будут обнародовать подобные результаты устроители проекта: телеканал «Россия», Институт российской истории РАН и Фонд «Общественное мнение» (ФОМ)? Представить сложно, ведь подобные результаты, по их мнению, никак не могут согласоваться с современным имиджем России как миролюбивой, открытой и, главное, демократической страны.

Дальше события развиваются следующим образом. Царь Николай II через некоторое время вдруг оказывается на первом месте в рейтинге. Как такое могло произойти? В повышенном количестве голосов, отданных за Сталина, обвиняют телезрителей и пользователей - коммунистов. Пусть так. Но проследим динамику голосования. До 11.07.08 на сайте проекта уверенно лидировал Иосиф Сталин с 190 тыс. голосов. Николай Второй был на четвертом месте с 102 тыс. голосов. За два дня, с 11.07.08 по 13.07.08, царь Николай прибавил сразу 100 тыс. голосов -и вышел на второе место. А 15.07.08, присоединив за один день еще 60 тыс. голосов, уверенно вышел на первое место. К 17.07.08 самодержец совершил новый «рывок» - еще на 140 тыс. голосов и в сумме получил 408 тыс. голосов против 357 тыс. голосов, которые были у Сталина. Выполнив несложные математические расчеты, можно сделать вывод о том, что количество проголосовавших за Николая Второго за несколько дней увеличилось в 1,7 раза.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.