Андрей Негин - Шлем из Городца

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шлем из Городца"
Описание и краткое содержание "Шлем из Городца" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена одной из уникальнейших археологических находок Нижегородского Поволжья — богатому, украшенному золоченым орнаментом воинскому шлему, который был найден и хранится в городе Городце. Со шлемом связано немало загадок, о которых размышляет автор.
Для краеведов, историков, студентов, всех, кто интересуется прошлым Нижегородского края и его предметной культурой.
Таким образом, анализ материала, пусть и немногочисленного, позволяет говорить о существовании традиции, уходящей корнями в языческие времена, но продолжавшей быть в средневековой Руси привилегией аристократии, поскольку эта деталь обряда похорон, с помещением в захоронениях (или в интерьерах храмов) оружия, характерна исключительно для княжеских погребений в храмах-усыпальницах[147].
Что касается предположения о хранении княжеского шлема Андрея Александровича в храме Михаила Архангела в Городце, то оно бездоказательно уже в силу того, что нет никаких данных о причислении его к лику святых. Этот князь оставил о себе недобрую славу в народе, так как из-за его властных амбиций и по его просьбе на Северо-Восточную Русь не раз приходили монгольские рати, опустошавшие ее. Уже только вследствие этого его вооружение не могло нести в себе той исцеляющей силы, которую бы боготворили прихожане; следовательно, в данном случае, вероятно, речь не может идти о почитании шлема в качестве святыни. В то же время сложно аргументированно говорить и о том, что шлем мог просто храниться в «сокровищнице» храма. При этом совершенно надуманным и бездоказательным является предположение об изъятии с места погребения и укрывании шлема в земле, и как раз в месте прорыва штурмующими городских укреплений, где происходила кровавая схватка (!).
Из всего вышесказанного следует, что без дальнейшего исследования декора шлема (посредством рентгенографии и возможной дорасчистки) строить какие-либо предположения о владельце шлема нецелесообразно. Бездоказательное приписывание находки какому-либо из известных исторических лиц приведет лишь к сложению новых мифов.
Заключение
Шлем, найденный в Городце, несомненно, является уникальным образцом доспеха XIII–XIV вв. Он наглядно демонстрирует то взаимодействие оружейных традиций разных народов, которое имело место в пределах Золотой Орды и на сопредельных территориях, где, в свою очередь, также можно выделить некие сложившиеся своеобразные черты местных оружейных традиций. С возникновением такого мощного государства, как Золотая Орда, обязательно должно было происходить межкультурное взаимодействие Руси и Востока, — с еще большей силой, чем это было прежде. Впитавшая в себя многие элементы защитного вооружения завоеванных азиатских народов паноплия монгольских войск оказала заметное влияние на русское оружие, начиная с середины XIII в. В особенности это влияние коснулось защитных элементов вооружения (и в частности, шлемов). И до этого тяготевшее к восточным образцам оружейное искусство Северо-Восточной Руси после монгольского завоевания попало под еще более сильное влияние. Подтверждением тому служит целый ряд найденных археологами предметов вооружения, совмещающих в себе типичные признаки образцов оружейного искусства «поработителей» с элементами, носящими отпечаток типично русского стиля. Именно с этого момента следует вести отсчет движения в сторону все усиливающегося восточного влияния в русском оружейном искусстве, которое отказалось от западноевропейского влияния, предпочтя совершенно иную «культурную зону». Эта культура соприкасалась на востоке и юго-востоке с тюркско-монгольской «степной» культурой, а через нее связывалась с древними культурами Азии.
Признание русскими восточной паноплии и ее превалирование в вооружении русского воина с конца XV в. и вплоть до времени усиленной европеизации, начатой Петром Великим, показывает значительную его ценность для русских на данном этапе, в течение которого в силу ряда исторических причин возникла потребность интеграции Руси в Евразийский блок.
Городецкий шлем — яркий тому пример. Это синтез разных оружейных традиций: русской, ближневосточной и центрально- и восточноазиатской. Вопрос об этнической принадлежности рассматриваемой серии шлемов ставить преждевременно, ведь имеющийся на сегодняшний день материал свидетельствует скорее о некоей общей оружейной традиции для Золотой Орды и Руси. Примечательно, что шлем из Городца не является неким единичным экземпляром, случайно оказавшимся здесь предметом золотоордынского импорта. Как уже говорилось, он иллюстрирует ту степень ордынского влияния на завоеванные и присоединенные русские земли, когда подавляющее большинство предметов русского доспеха носило на себе отпечаток этого влияния, о чем свидетельствуют упоминания импортных золоченых «шеломов черкесских» на головах русской знати в «Задонщине» или татарского доспеха, в который одета дружина Даниила Галицкого. Во многом в решении проблемы происхождения шлемов описанной в данной книге серии помогло бы более детальное исследование шлема из Городца, которое, по ряду финансовых и иных причин, пока провести не удалось. Думается — это дело будущего. На данном же этапе собраны важнейшие свидетельства об обстоятельствах находки, реставрации и консервации, высказаны гипотезы об историческом контексте и обстоятельствах утраты этого уникального образчика средневекового оружейного искусства. И пусть пока нет ответа на главный вопрос, связанный со шлемом, — кто был его владелец, можно надеяться, что дальнейшее исследование находки позволит дать ответ и на него.
Список литературы
Духовные и договорные грамоты, 1950 — Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. M.-Л., 1950.
Копия выписи из списка писцовой книги за 7131 год — Копия выписи из списка писцовой книги на половину Городецкой волости Балахнинского уезда 7131 года//ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. Д. 6.
Плано Карпини — Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.
ПСРЛ. Т. 1 — Лаврентьевская летопись. 2-е изд. / Под ред. И.Ф. Карского. Л., 1927.
ПСРЛ. Т. 2 — Ипатьевская летопись. 2-е изд. / Под ред. А.А. Шахматова. СПб., 1908.
ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. — Новгородская 4-я летопись. Вып. 1. Пг., 1915. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. — Софийская первая летопись старшего извода / Подг. текста С.Н. Кистерева и Л.А. Тимошиной, предисл. Б.М. Клосса. М., 2000.
ПСРЛ. Т. 11 — Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. С.Ф. Платонова. СПб., 1897.
ПСРЛ. Т. 15 — Рогожский летописец. Тверской сборник. М., 2000.
ПСРЛ. Т. 18 — Симеоновская летопись. М., 2007.
Рашид-ад Дин — Рашид-ад Дин. Сборник летописей. T. III / Пер. А.Н. Арендса. М.-Л., 1946.
Рубрук — Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны / Пер. А.И. Малеина; Отдел рукописей, редких и старопечатных книг. М, 1957.
ЛитератураArwidsson, 1939 — Arwidsson G. Armour of the Vendel Period // Acta Archaeologica. 1939. X. S. 31–59.
Bailey, 2010 — Bailey J. Carpets and kufesque // Hadeeth ad-Dar. 2010. Vol. 31. P. 20–26.
Baye, 1912 — Baye J. Smolensk: Les origines l'épopée de Smolensk en 1812. D’après des documents inédits. Paris, 1912.
Fukai, Horiuchi, 1972 — Fukai S., Horiuchi K. Taq-i Bustan, II. Plates // The Tokyo University Iraq-Iran Archaeological Expedition Report. 1972. Vol. 13. Tokyo, 1972.
Gamber, 1968 — Gamber О. Kataphrakten, Clibanarier und Normannenreiter // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien. 1968. Bd. 64. S. 7-44.
Gawrysiak-Leszczynska, Musianowicz, 2002 — Gawrysiak-Leszczynska W., Musianowicz K. Kurhan z Tahanczy // Archeologia polski. 2002. T. 47. S. 287–340.
Griffin Lewis, 1913 — Griffin Lewis G. The Practical Book of Oriental Rugs. Philadelphia, 1913.
Gutowski, 1997 — Gutowski J. Bron i uzbrojenie Tatarow. Warszawa, 1997.
Klumbach, 1973 — Klumbach H. Spatromische Gardehelme. Miinchen, 1973.
Mandel Khan, 2001 — Mandel Khan G. Arabic Script. Styles, Variants, and Calligraphic Adaptations. New York — London, 2001.
Oney, 1972 — Oney G. Anadolu Selguk Sanatinda Kartal. Cift Bash Kartal ve Avci Kuslar // Turk Tarih Kurumu Malazgirt Anma Yilligi. Ankara, 1972. P. 139–172.
Ori dei cavalieri, 2007 — Ori dei cavalieri delle steppe. Collezioni dai musei dell’Ucraina. Catalogo della mostra (Trento, 1 giugno-4 novembre 2007).
Ozheredov, Hudiakov, 2007 — Ozheredov Y.I., Hudiakov Y.S. The Suzun helmet //Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. 2007. Vol. 29. No. l.P. 93–99.
Russian Arms and Armor / Ред. Ю.А. Миллер. Л., 1982.
Spinei, 1974 — Spinei V. Antichitatile nomazilor turanici din Moldova in primul sfert al milieniului al Il-lea // Studii si cercetari de istorie veche si arheol-ogie. 1974. T. 25. No. 3. S. 389–415.
Spinei, 1982 — Spinei V. Moldova in secolele XI–XIV. Bucuresti, 1982.
Spinei, 1986 — Spinei V. Moldavia in the 11th— 14th Centuries. Bucharest, 1986.
Spinei, 1994 — Spinei V. Moldova in secolele XI–XIV. Chisinau (Kishinev), 1994.
Spinei, 2009 — Spinei V. The Romanians and the Turkic Nomads North of the Danube Delta from the Tenth to the Mid-Thirteenth Century. Leiden — Boston, 2009.
Suttner, 1878 — Suttner G von. Der Helm von seinem Ursprung bis zur Mitte des 17. Jahrh. Wien, 1878.
Алемань, 2003 — Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003.
Артемьев, 1992 — Артемьев А.Р. О мечах-реликвиях, ошибочно приписываемых псковским князьям Всеволоду-Гавриилу и Довмонту-Тимофею // Российская археология. 1992. № 2. С. 66–74.
Беленицкий, 1973 — Беленицкий A.M. Монументальное искусство Пенджикента. М., 1973.
Блохин, Дьяченко, Сорокин, 2003 — Блохин В.Г., Дьяченко А.Н., Сорокин А.С. Средневековые рыцари Кубани // Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 3. Краснодар, 2003. С. 184–208.
Большаков, Монгайт, 1971 — Большаков О.Г., Монгайт A.Л. Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). М., 1971.
Бранденбург, 1899 — Бранденбург Н.Е. Какому племени могут быть приписаны те из языческих могил Киевской губ., в которых вместе с покойником погребены остовы убитых лошадей // Труды X Археологического Съезда в Риге, 1896 г. Т. I. М., 1899. С. 1–13.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шлем из Городца"
Книги похожие на "Шлем из Городца" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Негин - Шлем из Городца"
Отзывы читателей о книге "Шлем из Городца", комментарии и мнения людей о произведении.