Георгий Федоров - Игнач крест

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Игнач крест"
Описание и краткое содержание "Игнач крест" читать бесплатно онлайн.
Роман о нашествии монголо-татарских полчищ на Русь в XIII веке, о неудачном походе Батыя на Новгород и об участии отряда новгородцев в героической обороне Торжка.
Но и тут победила всех Василиса Васильевна — раздвоила стрелой кряковястый дуб.
…Плюнул князь Владимир да и прочь пошел;
Говорит он княгине громким голосом:
— Называешь ты богатыря бабою;
Такого посла у нас еще не было…
Теперь я сам посла проведаю.—
Тут садился ласковый Владимир князь
С грозным послом за широкий стол,
Стали они играть в шахматы
На тавлее[89] кленовой узорчатой.
Несмотря на однообразие напева, на уже немолодой и не очень звонкий голос Игната Трефилыча, Иоганн чувствовал, что каждый предмет выступает у того в настоящем свете, каждое слово получает свое особое значение. Но тут, взяв очень высокую ноту, Трефилыч закашлялся то ли случайно, то ли нарочно, кивнул стоявшей возле него Дарье, и та продолжила пение:
Первую заступь[90] заступовали,
Выиграл у князя молодой посол;
Другую заступь заступовали,—
И другую заступь посол поиграл;
Третью заступь заступовали,—
Шах да и мат, да и под доску.
И сказал тут посол таковы слова;
— Ой ты гой еси. ласковый Владимир князь!
Я приехал к тебе в гости не тешиться:
Ты отдай-ко мне дани-невыходы,
Ни много, ни мало за двенадцать лет,
За всякий год по две тысячи.—
Тут возговорил, промолвил Владимир князь:
— А и ноне пришло время невзгодливое:
Не торгуют купцы, мыта-дани нет,
А и зверя пушного давно не видать;
Нечем мне платить те невыходы,
Еще те ли невыходы великие:
Разве изволишь самого меня
Головою взять со княгинею!
Дарья старалась петь так же бесстрастно, как Трефилыч, но чувствовалось, что события старины увлекают ее.
— Ладно, — говорил грозен посол,—
Ну а чем же ты, князь, потешаешься?
А нет ли у тебя кому в гусли поиграть? —
Тут припомнил ласковый Владимир князь
Про Ставра боярина Годиновича:
А кроме его, в городе Киеве
Не было гораздней на гуслях играть.
Посылал он по Ставра боярина.
Приводили Ставра на почетный пир,
Сажали Ставра супротив посла;
И зачал тут Ставр поигрывати:
Сыгрыш сыграл Царя-града,
Танцы навел ерусалимские,
Величал князя со княгинею,
А еще сыграл послу еврейский стих.
Посол задремал и спать захотел,
Говорил он князю Владимиру:
— Ой ты гой еси, ласковый Владимир князь!
Хотел я тебя головою взять
Со княгинею твоей Апраксеевной,—
Да не надо мне дани-невыходов,
Еще тех ли невыходов, невыплатов
За двенадцать лет по две тысячи;
Ты отдай мне про все добра молодца.
Боярина Ставра Годиновича.
Тут отдышавшийся Трефилыч поддержал Дарью, и они закончили петь уже вдвоем:
В ту пору князь Владимир стал радошен;
Отдавал он Ставра молоду послу,
Затевал пированье веселое
Про многих про князей, про бояринов,
Про могучих богатырей святорусских
Да про всю поленицу[91] удалую.
А Ставр боярин с молодым послом
Седлали коней касожских,
И езжали они в землю дальнюю новгородскую.
— Браво, старик, браво! Ты хорошо пел! — воскликнул рыцарь. — Хороша Василиса Васильевна была, а с Александрой Степановной ей не сравниться.
Иоганн опять взял гусли и, подыгрывая сам себе, запел, обращаясь с улыбкой к Александре:
…Мне в радость не богатый пир,
А в радость мне беседы мир,
Не пышных яств обилие,
А лишь сердечность милая.
Потом продолжил, обернувшись к Дарье Пантелеевне:
Нам есть, чем душу радовать,
Зачем же нам откладывать?
Ведь рано или поздно ведь
С тобой нам праздник праздновать!
Приди, сестрица милая,
Люблю тебя всем сердцем я,
Приди же. свет моих очей.
Приди, душа души моей![92]
Дарья опустила глаза, но румянец стал медленно заливать ее щеки и шею. Александра пришла ей на помощь:
— Скажи, дядя Иоганн, ты много странствовал и, говорят, не признаешь родиной то место, где человек родился?
— Правда, — посмеиваясь, ответил рыцарь. — Потому и ваш славный Новгород как свою третью родину люблю.
— А каковы же первые две? — с любопытством спросил князь Андрей.
— Первая — на Рейне, где я родился и рос. Там чистая, широкая река. Там в густых лесах птицы поют, на склонах холмов виноградники растут, и вино наше рейнское повсюду славится. А вторая моя родина — там, где свободно дышится, где всегда попавшему в беду помочь готовы, где нас добром встречают и не по одежке судят.
— Кого это вас? — поинтересовался Митрофан.
— Нас, вагантов, что по-латинянски «бродячие» значит, да мы и вправду по разным странам бродим. Про нас говорят, что мы благородным искусствам учимся в Париже, древним классикам — в Орлеане, судебным кодексам — в Болонье, медицине — в Солерно, а добрым нравам — нигде.
— Это и видно, — пробурчал себе под нос Афанасий.
— А на что же вы живете, как хлеб насущный добываете? — продолжал расспрашивать Митрофан с каким-то особым интересом — видно, не шла у него из головы мысль сбежать когда-нибудь от своего холопства.
— Мы — как птицы небесные: чем придется, питаемся, где придется, ночуем, страждущим помогаем, больных исцеляем, над насильниками смеемся, а случается, и проучиваем. За это люди нас без помощи не оставляют. Недаром в нашей песне поется: «…в братии скитальческой все скитальцы братья».
— О господи, у вас и песни свои есть! — воскликнула Дарья, которая слушала рассказ рыцаря не отрываясь. — А ну-ка спой, боярин!
— Debes, ergo potes. Ты должен — значит, можешь, — согласился Иоганн, провел пальцем по шести туго натянутым струнам гуслей и весело запел:
Рады мы и мниху[93] с выбритой макушкой,
Рады и пресвитеру[94] с доброю подружкой;
Школяра с учителем, клирика со служкой
И студента праздного — всех встречаем кружкой…
Принимает всякого орден наш вагантский:
Чешский люд и швабский люд, фряжский и славянский,
Тут и клирик маленький, и мужлан гигантский,
Кроткий нрав и буйственный, мирный и смутьянский…
— Ну, хватит, пожалуй, — оборвал песню рыцарь. — Теперь, кто такие мы, ваганты, уразумели?
— Мудрено, — пробормотал Афанасий, — зело смысленно, або мудрено, не про нас. Аз многогрешный есмь смиренный мних, аки червь безногий в пыли простирающийся, не по разуму сие моему…
— Врешь, праведник, — вдруг возмутился Митрофан. — Бог создал тебя не червем, а по образу своему и подобию, и не пресмыкаться в пыли подобает тебе, но идти, подпирая плечами горы высокие и перешагивая реки широкие!
— Мы дружим со всеми, кто достоин дружбы, но на веру ничего, что нельзя самому проверить, не принимаем, — сказал рыцарь, с интересом взглянув на Митрофана. — Опыт — вот что главное, так и английский ученый муж Роджер Бэкон[95] говорит.
— А кто такой этот Роджер Бэкон? — не скрывая недоверия, спросил Афанасий.
— И двух лет не прошло, как мне в одной из моих альма матер побывать довелось, где я учился, — в Оксфордском университете. Там мне с самым молодым и самым знаменитым их профессором познакомиться удалось — с Роджером Бэконом. Он воистину во всем удивителен: необычно глубоки его познания в математике, языках, алхимии, в греческих и арабских рукописях. По его мнению, четыре главные помехи для познания истины есть: преклонение перед ложной мудростью, укоренившаяся привычка к старому, мнения невежд и гордыня. Он цель науки в овладении тайнами природы возглашает, тогда как другие профессора только на Святое писание и труды Аристотеля опираются. Кроме того, он против жестокости властей и развращенности части духовенства выступает.
— Он безрассудно смел, — сказала Александра.
— Что значит в наши дни быть безрассудно смелым? Звать черное черным, а белое белым? — пожал плечами Иоганн. — Уж слишком его студенты, школяры да мы, ваганты, любим, вот пока его и не трогают. Но это еще не все. Он в будущее зрит и утверждает, что человек с помощью сделанных им разных механизмов легко и с огромной скоростью передвигаться будет, быстрее рыбы в воде плыть, быстрее птиц по воздуху летать, что при помощи преломления солнечных лучей в прозрачных чечевицеобразных стеклах самые маленькие предметы, которые даже глазу не видимы, и самые далекие звезды рассматривать сможет и многому другому научится, если смело вперед по пути опыта и познания идти будет.
— Ах, страсти какие! — вздохнула Дарья и даже перекрестилась.
— А что, — не удивился Трефилыч, — об этом нам ведомо из наших сказок да старин. Только это давно было. И люди тогда умели по небу летать, и в зерцала[96] видеть, что от них за много верст находится, да и другие чудеса свершать…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Игнач крест"
Книги похожие на "Игнач крест" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Федоров - Игнач крест"
Отзывы читателей о книге "Игнач крест", комментарии и мнения людей о произведении.