Алексей Андреев - Сядьте на пол
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сядьте на пол"
Описание и краткое содержание "Сядьте на пол" читать бесплатно онлайн.
Но с первым ребёнком такие очевидные вещи почему‑то не приходили в голову сразу. Одно из ярких открытий случилось, когда Кит в два года гонялся по дому за мамой, пытаясь отобрать у неё метлу. А мы отгоняли его ‑ мол, иди, поиграй в свои игрушки. И тут до меня дошло: игрушка‑то вот она ‑ метла! И полезная к тому же. И сам просит. А мы, родители, отбиваем интерес, посылая ребенка в какой‑то виртуальный мир чистых пластиковых подделок. А потом будем удивляться, почему ребенок ничего не хочет делать по дому!
Возьмите обычное яблоко ‑ есть и вкус, и запах, и непростая форма, и небанальная расцветка. Зачем менять все это на лысый безвкусный шарик из однотонного пластика?
Поневоле задумаешься, как хитра индустрия, которая создает все эти "цепляющие" игрушки. Кислотные цвета, лампочки и звуки... А вспомните домашние завалы мягких игрушек‑пылесборников ‑ долго ли ваши дети играли в них? Ежу понятно, что эти игрушки цепляют именно взросликов. Это им в суровом взрослом мире не хватает мягкого и пушистого.
А как нас ловят примитивными движениями! Начиная с параноидальных "мобилей" над кроваткой и кончая армиями автомобильчиков. Да‑да, дети реагируют на движение. А автомобили ‑ главные животные города, так что тяга к движущемуся объекту очевидна. И если вы взяли ребенка с собой в игрушечный магазин ‑ он просит машинку. Но что делать с ней дальше? Катать по полу до окончания школы, а потом потребовать у родителей настоящую?
«Сегодня боролись с помешательством на "биби". Я ещё на вокзале заметил, что Кит держит в обеих руках по автомобильчику и не расстается с ними. Ну и за окном только "биби" видит. А всё из‑за того, что за месяц у тёщи ему накупили аж дюжину машинок. При том, что у нас и среди прошлых подарков несколько автомобилей есть.
Короче, я уложил кучу машинок в мешок и выкинул на балкон. Оставил четыре с интересным функционалом: пожарную с выдвижной лестницей, экскаватор с ковшом, грузовик с большим кузовом, гоночную с открывающимися дверями. Катя в отместку впарила нам большую машину на прогулку. Кит ходил с ней по двору минут десять, как дурачок. Ничего не делал, просто носил её, к себе прижав ‑ пока я не спрятал её под коляску. И тут сразу выяснилось, что в мире есть палки и камни, песок и совок, вороны и собаки, прятки за деревьями, бег наперегонки и ещё множество всего». (сентябрь 2005)
Другой яркий пример эксплуатации примитивных движений ‑ конструктор Lego, основанный на одном‑единственном “протоколе кирпича”. Нормальный ребёнок овладевает этим движением в два года, после чего движение тупо повторяется, но не увеличивает сложность конструкции. Большой лего‑самолёт отличается от маленького лишь массой, и ни один из них не летает.
Чему можно научиться с таким конструктором? Стать рабочим сборочного конвейера? Может быть, Lego действительно является инструментом создания такой цивилизации, для которой роботы удобнее, чем люди? Отлично высказался Коупленд в “Рабах Майкрософта” [24]:
«Эти, казалось бы, «обучающие» кубики собирательного веселья и счастья бесповоротно промыли мозги целым поколениям молодежи: от информационно насыщенных, индустриализированных наций они перешли к развитию установок, считающих мир блочным, стерильным, неорганическим и взаимозаменяемо модульным, населенным ласковыми безрукими тварями с культово‑милыми улыбками. «Лего» прямо или косвенно ответствен за всё: от постмодерновой архитектуры (преступление) до анального поведения среднего класса на безукоризненных газонах».
Сейчас появилось много других конструкторов ‑ трубчатых и щеточных, шарнирных и винтовых. И это можно только приветствовать: детям нужно изучать разные движения, формы и материалы. Но в большинстве магазинов возрастная ниша 3‑5 лет прочно забита однотипными леговскими наборами.
В общем, уже достаточно аргументов, чтобы закончить общение с игрушечной индустрией. Во что же будем играть? Вариантов на самом деле много.
Подручные материалы
То, что написано выше про индустрию ‑ результат более поздних раздумий. А сам метод подручных материалов возник просто из вредности. На улице я часто видел, как детям запрещают... всё на свете. "Песок не бери, запачкаешься! Палкой не махай, попадёшь в глаз!" Мне в детстве точно так же запрещали.
Поэтому своим детям я сразу разрешил и камни, и палки. И даже подавал дурные примеры. Когда Киту было года три, в песочнице к нему подошли два пацана постарше и спросили: "Что это у тебя? ‑ Палка! ‑ А зачем? – А мы с папой сражаемся!" Пацаны с завистью вздохнули: "А нам палки нельзя..."
«Ева получила от мамы отличный подарок для своих девяти зубов ‑ берцовую кость от тушеного кролика. Я вначале даже испугался немного, когда увидел эту первобытную картину: голый младенец с поцарапанным носом расхаживает по кухне, переваливаясь с ноги на ногу эдакой маленькой гориллой, и грызет здоровенную кость, время от времени помахивая ею в воздухе и издавая победные крики динозавра. Однако выяснилось, что даже Сирсы считают кости лучшим прорезывателем (только не маленькие, конечно, и без острых углов). Ну и Еве понравилось: полчаса грызла с удовольствием, и так и эдак, все десны себе почесала. Думаю, мы можем глобально подорвать индустрию пластиковых прорезывателей, если пустим моду на грыз костей». (июнь 2010)
В итоге у нас возник своеобразный "проект" ‑ создавать игры и игрушки на ходу, в любой ситуации, из любых подручных материалов. И дело не только в экономии. Подручные материалы более естественным образом включаются в жизнь и помогают делать разные другие вещи:
«Сегодня зелёнка из противного лекарства превратилась в творческую ценность. Мазал Киту простуду на губе ‑ он отбивался и ныл, что "щипет". В качестве компенсации за страдания я отдал ему палочку с зелёнкой и принёс бумагу. Все расстройство тут же прошло! ‑ у нас получился самодельный фломастер. И картины получились очень яркие. Когда ложились спать, Кит спрашивает: «Папа, а ты подаришь мне зелёнку?» (апрель 2008)
«Вчера придумали игру с каштанами. Ну, в конце концов, если они в карманах, надо что‑то с ними делать. Сначала рисуем на песке круг и кидаем туда каждый свой каштан. Кто ближе к центру попал, того первый ход. Надо попасть своим каштаном в каштан противника. С того места, где твой упал. Кто промахнулся ‑ переход хода. Кит выиграл со счетом 3:2. Очень доволен. И у собранных каштанов применение появилось». (октябрь 2010)
Другой плюс игрушки из подручных материалов – для её создания родителям приходится шевелить мозгами, а это само по себе хороший пример для детей. А что вы думали? Что игрушка сама "разовьёт" ваше чадо, пока вы будете лежать на диване? Нифига. Так он скорее научится лежать на диване.
Парадоксально, но в нашем советском прошлом "индивидуальность" игрушек получалась лучше. Выбор был бедный или вовсе не было ничего в магазинах ‑ тогда родителям приходилось как‑то выкручиваться, "доставать", а то и самостоятельно мастерить. Зато и отношение к игрушке было уважительное.
Нет нужды возвращать времена дефицита для того, чтобы вернуть уникальность. Сделать игрушку, которой нет ни у кого, можно вполне самостоятельно. Ну или с помощью Интернета. Перед трехлетием Евы мы ненавязчиво узнали у неё, какие подарки она хотела бы получить. Среди пожеланий особо фигурировал Исполненный Очей ‑ любимый персонаж из песни про Город Золотой, которая у нас используется как колыбельная. Ничего подходящего в магазинах не нашлось. Тогда мы нашли интернет‑сервис, где шьют игрушки по детским рисункам, и попросили сшить Исполненного Очей по нашему описанию. Очень милый вышел зверь.
От старших к младшим
«Полчаса веселил двухмесячного Лёву, показывая ему разноцветную пластмассовую пружину. И пытался вспомнить, как она к нам попала? Не вспомнил. Вот так и работает настоящий игрушечный капитал – он просто оказывается под рукой, когда надо». (апрель 2011)
Хотя я почти не покупаю новых игрушек, у нас их всё равно много ‑ те, что были у старших, переходят к младшим. Они проверены временем. В процессе накопления этого "игрушечного капитала" обнаружилось, что хорошая игрушка работает для разных возрастов.
Вот конструктор FridgiGear ‑ большие разноцветные шестерёнки с магнитами, лепятся на холодильник, позволяя создавать произвольные зубчатые передачи. А в самой большой ‑ моторчик. Включаешь ‑ и вся схема закрутилась. Я подарил эту игрушку Киту, когда ему было около трёх. И даже восхищался тем, что сын так рано обучается основам механики, которые я сам узнал лет в десять. Но оказалось, что три года ‑ это не рано. Ева научилась прилеплять колеса брата на холодильник в 10 месяцев, а в полтора года уже собирала узоры из зубчатых передач и сама включала движок.
Сломать стереотипы о "подходящем возрасте игрушек" вы не сможете, если будете покупать игрушки по тому возрасту, который написан на упаковках. Тут лучше работает естественный отбор. Наш Лёва в четыре месяца начал с удовольствием крутить в руках большой мяч, которым старшие играют в футбол. Вы бы купили грудничку мяч размером с него самого?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сядьте на пол"
Книги похожие на "Сядьте на пол" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Андреев - Сядьте на пол"
Отзывы читателей о книге "Сядьте на пол", комментарии и мнения людей о произведении.