Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"
Описание и краткое содержание "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" читать бесплатно онлайн.
В последние годы возрос интерес к жизни и творчеству Николая Александровича Львова. Ученый-энциклопедист, архитектор, он на долгие годы оказался в забвении. Заслуги Н.А. Львова перед отечественной культурой постепенно находят свое естественное признание.
Автор, взяв известные по данной теме материалы и новейшие исследования, добавив сведения, полученные в результате своей архивной и экспедиционной работы, представляет очерки жизненного и творческого пути Н.А. Львова, его сооружения в Торжке и великолепный венок памятников классического искусства: Арпачёво, Никольское-Черенчицы, Василёво, Митино, Знаменское-Раёк. К сожалению, большая часть его творений находится в запустении, разрушается, где-то только пейзаж еще хранит память о существовавших усадьбах.
Издание богато иллюстрировано, рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей и культурой.
Сыновья, достигнув совершеннолетия, стали совладельцами Никольского. Эммануил бывал на родине предков редко, так как служил управляющим императорским имением Ливадия в Крыму. Георгий (Юрий) служил в Новоторжском земстве, был начальником 2 участка в Торжке. Был женат на Ольге Владимировне Штюрмер.[87]
Судьба усадьбы Николая Александровича — Никольского — в послереформенное время была типична: общее запустение привело господский дом в аварийное состояние. В начале XX в. была разобрана большая часть центрального дома вместе с портиком. С 1887 г. Никольское сдается в аренду курскому помещику П.П. Шахотину. В 1900 г. усадьбу выставляют на торги, но Львовым удается все же на какое-то время удержать имение: в 1904 г. Никольское продают на имя жены Эммануила Леонидовича — Анны Игнатьевны Львовой. После смерти мужа, в 1915 г., она продает имение Марии Даниловне Каменской — актрисе Императорских театров.[88]
По воспоминаниям художника И.М. Митрофанова (тогда студента училища живописи), “в 1916 г. уездный предводитель дворянства Балавенский решил издать отдельную книгу о Никольском. Для иллюстрации надо было сделать 4-5 красочных воспроизведений и 10-12 карандашных зарисовок”.[89] Митрофанов приехал в имение, его поселили в комнате управляющего. Он оставил несколько наивное, но, вероятно, последнее описание Львовского дома: “В портретной чинно висели изображения генералов и их жен. Тут же я видел портрет Николая Александровича... в кабинете висело несколько рисунков Николая Александровича из путешествия по Италии, а также зарисовки быта местных крестьян.
Обстановка ампирная, перемешана с работами крепостных столяров и резчиков, удивительно художественно сделанными. ... Имение уже разрушалось. Садовая беседка уже не существовала. И пришлось ехать в Борок к родственникам Львова,[90] чтобы восполнить этот пробел. Полуразрушенная беседка в парке была построена по проекту Н.А. Львова и тождественна Никольской”. В 1918 г. И.М. Митрофанов вновь посетил Никольское и не узнал его: “точно передо мной был какой-то двойник, отдаленно напоминавший минувшее время. Все было разгромлено, и прежде всего и артистичнее — мавзолей, в котором находился фамильный склеп Львовых с гробами. Даже камни разворочены. Тут же валялись туфли покойников. ... Изорваны 22 иконы кисти Боровиковского в церкви, изломан в куски великолепный иконостас. ... Все разрушено и поругано. В доме тоже свалка, беспорядочно разбросаны бумаги, книги, письма. ... Нашел старую учительницу, и она рассказала, как жгли иконы и прочие церковные вещи. У нее удалось купить настольную лампу из рабочей комнаты Львова с драконами. Хозяин звал ее лампой Аладдина. ... Позднее удалось достать икону Боровиковского, писанную на доске, с автографом. Икона была подарена Н. Львову в день тезоименитства. Ею заинтересовался К.Ф. Юон, и мы отправили образ в Государственный музей иконописи”. Нам пока не удалось разыскать в названном музее икону Боровиковского. Где-то, быть может, пылится и львовская “лампа Аладдина”.
Венок новоторжских усадеб
Монография о творчестве Львова написана цепью строений его в Новоторжском уезде, но все ли подобраны развеянные временем листки — кто знает?
(А.Н. Греч)Арпачёво
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси, —
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
(Н. Гумилев)Арпачёво (Рапочёво) Новоторжского уезда Тверской губернии, что в 17 верстах от Торжка — родовое гнездо Львовых — с окрестными деревнями и пустошами в 1669 г., 1683 г. было пожаловано за службу стряпчему Борису Пименовичу Львову. Дед Н.А. Львова, капитан Петр Семенович, по семейной легенде, “витязь здешних мест и гроза всего уезда”, умер в 1746 г. Был женат на Пелагее Ивановне Соймоновой (умерла не ранее 1749 г.). У них было три сына. Старший, Александр (отец Н.А. Львова), получил в наследство сельцо Черенчицы, а родовая усадьба Арпачёво была завещана сыновьям Николаю и Петру.[91]
Николай Петрович (1726—1788) — коллежский советник, председатель Палаты уголовных дел Тверского наместничества. Был женат на Степаниде Дмитриевне Свечиной. Они имели троих сыновей и дочь. Старший, Петр (1755—1824), после окончания Артиллерийского кадетского корпуса, с 1772 г., служил в армии почти 35 лет. Под командованием Суворова, Потемкина, Гудовича был участником многих походов и сражений. Славный воин-кавалерист вышел в отставку в 1809 г. в чине генерал-лейтенанта “с мундиром”.
Петр Петрович (1741—1794) — надворный советник, избирался предводителем новоторжского дворянства (1791—1793). В доме П.П. Львова в Твери вместе с его 9 детьми воспитывался Иван Крылов. Среди сыновей Петра Петровича наиболее известен Федор Петрович (1766—1836) — тайный советник, статс-секретарь Государственного Совета, директор Придворной певческой капеллы, первый биограф Н.А. Львова. Первым браком он был женат на Надежде Ильиничне Березиной (1776—1810), племяннице Марии Алексеевны Львовой, имел десятерых детей. Овдовев, женился на Елизавете Николаевне Львовой, которая приходилась ему племянницей. Из 16 детей Федора Петровича наиболее известен Алексей — выпускник Института корпуса инженеров путей сообщения, композитор, непревзойденный скрипач, директор Придворной певческой капеллы, автор российского гимна “Боже, царя храни!”.
Усадьба Арпачёво раскинулось на берегу речки Таложенки, которую воспели Александр Бакунин:
Одна Таложня сверкает,
В ней одной вода блестит...
и Федор Львов:
О речка кроткая, родная!
Питомец твой, тобой вздыхая,
Пришел к тебе с страны чужой.
Ныне сохранилась только церковь во имя Казанской иконы Божьей матери с колокольней, возведенные по проекту Н.А. Львова. Вблизи — церковный пруд, в котором отраженная колокольня кажется маяком. Колокольня хорошо просматривается и с окрестных дорог — служит своеобразным ориентиром.
Недалеко от церкви, на пологом холме, еще “читается” место, где стоял когда-то господский дом. С этого места и сейчас открывается замечательный вид на Таложенку, на сосновый бор и поля. Сохранилась фотография господского дома: двухэтажный, в шесть окон, украшенный пилястрами, но нет здесь ни классического портика, ни львовского бельведера с венецианским окном.
В 1782 г. владельцы села — дядья Николая Александровича Николай Петрович и Петр Петрович — обратились в Тверскую духовную консисторию за разрешением на сооружение каменной церкви. Разрешение было получено, и рядом с деревянной церковью Св. Николая чудотворца (были еще приделы Казанской иконы Божьей матери и Александра Свирского) стали строить новую. Старая церковь помнила многое: как в 1747 г. венчался Александр Петрович с Прасковьей Федоровной, как крестили Николая Александровича, помнила исповедальные речи и причитания об уходящих...
Строительство нового храма затянулось на девять лет. Церковь и колокольню поставили по оси восток — запад, вдоль усадебной дороги.
Характерный для Львова кубовидный объем храма с юга и с севера украшен шестиколонным греко-дорическим портиком, поставленным на площадке белокаменной лестницы. Каменные урны фланкировали лестничные входы. Барабан — неравносторонний восьмигранник, большие грани которого продолжают плоскость стены, завершен шаром с крестом. У ворот храма когда-то стояли небольшие мушки для стрельбы во время пасхальных утрень.[92]
Кубовидный храм и высокая четырехъярусная колокольня своеобразной формы, напоминающая маяк, находятся в архитектурном ансамблевом единстве.
Основание колокольни кубическое, с конусообразными опорами по углам, на нем поставлен цилиндрический объем, завершенный круговым балкончиком, следующий ярус — звонница с четырьмя арками, четвертый ярус — восьмерик с четырьмя круглыми окнами.
Интерьер храма воспринимался как ротондальный: углы основного объема архитектор “спрятал” за массивные пилоны, украшенные парными ионическими колоннами. Восьмерик барабана также решен в виде купольной ротонды.
Освящение храма состоялось 16 августа 1791 г.[93] На семейное торжество съехались все Львовы. Об этом празднестве на другой день Николай Александрович рассказал в письме к Петру Лукичу Вельяминову: “Вообрази себе и меня, сделавшегося архитектором нашествием Духа и в церкви своего произведения благословляющего силу Его; прибавь еще хор семи братов и трех сестер, согласно и краснопоющих Его славу и торжество правящего голосами их отца, строителя храма, доброго дяди моего”.[94]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"
Книги похожие на "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"
Отзывы читателей о книге "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", комментарии и мнения людей о произведении.