» » » » Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб


Авторские права

Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб
Рейтинг:
Название:
Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
ISBN 978-5-87049-591-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"

Описание и краткое содержание "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" читать бесплатно онлайн.



В последние годы возрос интерес к жизни и творчеству Николая Александровича Львова. Ученый-энциклопедист, архитектор, он на долгие годы оказался в забвении. Заслуги Н.А. Львова перед отечественной культурой постепенно находят свое естественное признание.

Автор, взяв известные по данной теме материалы и новейшие исследования, добавив сведения, полученные в результате своей архивной и экспедиционной работы, представляет очерки жизненного и творческого пути Н.А. Львова, его сооружения в Торжке и великолепный венок памятников классического искусства: Арпачёво, Никольское-Черенчицы, Василёво, Митино, Знаменское-Раёк. К сожалению, большая часть его творений находится в запустении, разрушается, где-то только пейзаж еще хранит память о существовавших усадьбах.

Издание богато иллюстрировано, рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей и культурой.






Дом был деревянный, одноэтажный, на высоком фундаменте. Нам представляется возможным, что спустя лет двадцать, в конце века, создавая генеральный план усадьбы с парковыми и хозяйственными сооружениями, архитектор Н.А. Львов предложил несколько обновить, модернизировать дом: расширить его симметричными боковыми пристройками, украсить фронтоном с римско-дорическим портиком и, маскируя дерево, оштукатурить.

Пристроенные под прямым углом два крыла образовали парадный двор — курдонёр, к нему вела подъездная дорога из Торжка.[119] О перестройке дома в конце XVIII века свидетельствуют и найденные при обследовании обломки изразцов, изготовленных в разное время.[120] Обновленный дом уравновесил масштаб сооружаемых парковых и хозяйственных построек. С севера от дома были построены, возможно, по проекту Н. Львова, два корпуса хозяйственных служб, соединенные оранжереей. Вдоль восточного фасада дома до служебного корпуса, ограждая первую террасу парка, проходила подпорная стенка из камня-валуна, фрагментарно сохранившаяся и сегодня.

Усадебный парк и сад в конце XVIII — начале XIX вв., несомненно, представляли больший интерес, являлись визитной карточкой владельцев, признаками хорошего вкуса хозяина, на устроение их тратились огромные средства.

Одним из непременных парковых украшений того времени были искусственно созданные каскады прудов. В Василёве с южной стороны от дома, на Безымянном ручье, Львов спроектировал уникальную парковую водную систему, состоящую из террасных прудов. Вода прудов поддерживалась плотинами, которые украшались затейливыми гротами-каскадами и мостами. Особенно выразителен стометровый пятиарочный мост из камня-валуна, замыкающий систему каскадных прудов. Это непревзойденное инженерное сооружение, которому два века, можно назвать “каменной симфонией” Львова. Снаружи мост кажется полностью выполненным из камня-валуна, но за камнем находятся кирпичные стены и своды.[121] Стороны моста различны; фасад, обращенный к каскаду прудов, наделен богатой архитектурной пластикой арок, ниш, контрфорсов; сторона, обращенная к западу, к хозяйственному пруду, представляет собой глухую стену из камня-валуна. Это интереснейшее архитектурное сооружение гидропарка было многофункциональным: по нему проходила дорога из Торжка, в крайних нишах моста были устроены псарни,[122] а в средних арках располагались вольеры для лебедей и уток. Оформление вольеров оригинально: в большую арочную нишу из крупных валунов с замковым камнем архитектор вписывает три окна: верхнее — арочное, два других оконных проема отделены от входа своеобразными колоннами — вертикально поставленными валунами, капителями и базами которых являются камни. Перилами-ограждением моста также служат камни-валуны, между которыми натянуты кованые цепи.





Верхний пруд, самый большой, был хозяйственным, вода из него через центральную арку моста поступала во второй пруд, который замыкался первой плотиной. В ней был устроен грот, “своей красиво найденной аркой напоминающий римские античные мосты”.[123] Эта трехметровая арка из камня-валуна образовывала глубокую нишу. Войти в грот можно было с берега, по каменным ступенькам, через боковой проем. В прохладном гроте вы оказались бы перед радужной водной завесой. Средний пруд каскада завершался плотиной с небольшим гротом с аркой из разноцветного камня-валуна. По верху лотка были уложены камни разной величины. Потоки воды, проходя через них, создавали впечатление журчащего ручья. Через плотину сброс воды производился на террасу нижнего, самого маленького пруда, откуда вода выходила протокой, над которой был переброшен одноарочный валунный мост. Несколько валунов образовывали небольшой водопад, затем ручей спокойно впадал в Тверцу. Если смотреть на каскад со стороны реки, то видно увеличение объемов и усложнение архитектурных форм гидросооружений от небольшого одноарочного мостика к завершающему систему прудов пятиарочному мосту.[124]

На северном берегу второго каскадного пруда была беседка, главным фасадом обращенная к пруду. Называли ее “Храмом любви”, по форме: “полуциркульная, под аркой лоджия с двумя вписанными в нее тосканскими колоннами, держащими антаблемент...”.[125]





С южной стороны от нижнего пруда когда-то находись фонтаны. Исследователи обнаружили остатки деревянных труб напорного водопровода, идущего от верхнего пруда и массивную, выдолбленную из гранита чашу фонтана.[126] В архиве потомков последних владельцев Василёва сохранилась фотография фонтана нижнего пруда с каменной скамьей.

Планировка Василёвского парка, заложенная в основном Н. Львовым, сохранилась частично. Парковый партер с южной и северной сторон был обрамлен рядом скульптур и вазонов, которые сходились к дому под углом, что зрительно удлиняло перспективу со стороны реки. В нижней части партера находились два парковых сооружения: Красная башня (с севера), одна стена которой была выполнена в виде арок, и Белая башня (с юга), кубическое основание которой переходило в цилиндр — архитектурной формой она напоминала арпачёвскую колокольню в миниатюре.[127]

Барский дом прожил век. Во второй пол. XIX в. дом сгорел, тогда перестроенный восточный хозяйственный корпус стал барскими покоями. В те годы владельцем Василёва был старший сын Сергея Дмитриевича — Дмитрий. Он в 1826 г. закончил с серебряной медалью Благородный пансион Московского университета, где обучался искусствам и языкам. Служил в Департаменте внешней торговли.[128]



Во времена своей молодости Дмитрий Львов был нередким гостем в семье Олениных в Петербурге и на даче в Приютине.[129] В 1828 году в своем дневнике Анна Алексеевна Оленина неоднократно вспоминает “ленивого, но сентиментального” кузена Львова, который читал барышням стихи и, как верный рыцарь, готов был исполнить любую просьбу.

Наверное, трудно было не исполнить любое желание Аннет... Он остался холостяком, много путешествовал, подолгу жил в Париже и мало интересовался ведением хозяйства. Так и остался сентиментальным чудаком: собирал раковины и кораллы, любил читать французские романы. “Любимым занятием было вырезание из белой бумаги тончайших ажурных рисунков, наклеивание их на черный фон, что в рамке под стеклом давало очень приятные декоративные украшения...”, — таким запомнила его внучатая племянница.[130] И трудно было представить ей, что этот старый и одинокий человек в “неизменно теплом красном жилете, нюхающий табак и вытирающий нос красным клетчатым платком”, он всегда “один в маленьком щарабане” приезжал навестить сестру в их дом на Ямской в Торжке, слыл когда-то щеголем. Именно таким запечатлел его Александр Брюллов: в модном костюме, вьющиеся кудри напомажены и модно уложены... При первом взгляде на портреты очевидно сходство — Дмитрий был очень похож на отца, Сергея Дмитриевича.

Приспособленный под дом флигель был соединен с оранжереей, в которой выращивали персики и ренклоды, а над оранжереей “в утепленном помещении водилось 18 штук павлинов, частью обыкновенных, сине-зеленых с золотом, частью белых. Павлины взлетали на старую высокую липу и громким, довольно неприятным криком возвещали о том, что на противоположном берегу Тверцы кто-то взывает о перевозе”.[131]

Дмитрий Сергеевич умер на 93 году жизни, его погребли на родовом кладбище в Прутне, а имение он завещал племяннице Татьяне Петровне Балавенской.

Прошлое усадьбы еще остро ощущалось: в книжных шкафах сохранялись тома на французском языке, пушкинские альманахи и дуэльный кодекс.





Она пыталась вдохнуть новую жизнь в старую усадьбу, но ей это не удалось. Начиналась эпоха заката русской усадьбы. Татьяна Петровна перезакладывала Василёво, но удержать не смогла.[132]

На рубеже столетий, особенно после революции 1905 г., дворянские усадьбы были обречены. На смену романтичному, философствующему дворянству приходит новый класс — нарождающаяся буржуазия, как правило, выходцы из купечества, многие из них получили университетское образование, были энергичны и предприимчивы. Последним владельцем усадьбы стал Василий Ефремович Новосёлов, представитель новоторжской купеческой династии. Его жена — Глафира Ефремовна, урожденная Новосёлова, приходилась ему двоюродной сестрой. Новоселовы “усыновили малолетних мальчика и девочку из соседней деревни”, в приличном состоянии поддерживали дом и парк с каскадами прудов.[133] По воспоминаниям потомков, Василий Ефремович перед домом, на террасе партерного парка, устроил теннисный корт, где проводились соревнования между друзьями и соседями. Он сам был отличным теннисистом и, как истинный новотор, азартным голубятником, завоевывал гран-при на голубиных садках в Монте-Карло. По политическим убеждениям слыл либерал-демократом.[134]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"

Книги похожие на "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Бочкарева

Ирина Бочкарева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Бочкарева - Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб"

Отзывы читателей о книге "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.