Дмитрий Щедровицкий - Внутренний человек
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Внутренний человек"
Описание и краткое содержание "Внутренний человек" читать бесплатно онлайн.
«Учение Иисуса: скрытое в явном» — это цикл бесед о великих тайнах жизни, одновременно и «спрятанных», и явленных Иисусом Христом в его притчах, наставлениях, чудесных деяниях.
В каждой беседе раскрывается одна из тайн Учения Иисуса. Особое внимание уделяется психологическому смыслу Учения, его актуальности для каждого человека — независимо от его вероисповедания, жизнепонимания, убеждений.
Что такое «внутренний человек», с каким планом самоосознания призван отождествить себя каждый из нас? Человек как Ангел, человек как животное… Человек духовный, душевный и плотский… Какого из них ожидает спасение, а какого — осуждение?
Все эти темы рассматриваются в книге в свете Учения Иисуса и разъяснений его учеников-апостолов.
Для широкого круга читателей.
Дмитрий Владимирович Щедровицкий
Внутренний человек
Из цикла «Учение Иисуса: скрытое в явном»
Человек как духовная структура
«Внутренний человек» — так именуется в Новом Завете наиболее возвышенная часть нашей духовной сущности:
Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (II Кор. 4, 16)
Именно внутренний наш человек внимает заповедям Господним и радуется им:
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием… (Римл. 7,22)
В этом внутреннем человеке каждому верующему необходимо «утвердиться»:
…Крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке. (Еф. 3,16)
«Утвердиться» — значит увериться в существовании нашей истинной, бессмертной личности как реальности — и укрепиться в этой вере, которая должна перерасти в беспрекословное знание. А для этого следует нам понять состав и строение внутреннего человека. Многие новозаветные тексты остаются непонятыми или понимаются неправильно, когда нет общего взгляда на строение человека, на его духовный состав. В качестве яркого примера приведем известные тексты из Первого послания к Коринфянам:
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. (I Кор. 15, 35–38)
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
Сеется тело душевное, восстает тело духовное.
Есть тело душевное, есть тело и духовное. (I Кор. 15, 42–44)
Нередко эти тексты понимаются так, что будто бы в момент воскресения умершие «прорастут» из своих могил и восстанут из них, подобно колосьям. Но ведь ни один древний мыслитель, а тем более Боговдохновенный апостол, не мог бы себе представить, чтобы в могиле происходило нечто подобное развитию, прорастанию зерна. Согласно всеобщему опыту человечества, во гробе никакие жизненные процессы не происходят, ничто не формируется, не «прорастает» — со дня похорон и далее. Следовательно, этот текст остается непонятым или же толкуется превратно. Именно для того, чтобы подобные тексты объяснить в истинном духе Писания, мы и рассмотрим, что же говорит Новый Завет о духовном составе человека.
Самый лаконичный текст, описывающий состав человека, находится в Первом послании к Фессалони-кийцам:
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (I Фес. 5, 23)
Здесь названы три составляющих человека: дух, душа и тело. В греческом тексте это <пнеума> — «дух», <псюхе> — «душа» и <сома> — «тело». В других текстах упоминается еще и четвертая составляющая — <пноэ> — «дыхание». Это слово встречается в древнем греческом переводе Библии — Септуагинте в качестве эквивалента древнееврейского <нешама> — «дыхание [жизни][1]». Согласно Книге Бытия, Бог «вдунул» это «дыхание жизни» в созданного из праха человека. Пноэ — того же корня, что и пнеума — дух.
Начнем наш разбор с самого внешнего «слоя» человека — с тела физического, называемого в Новом Завете «смертным телом»:
Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его… (Римл. 6,12)
Что представляет собой это тело в образно-метафорической системе Писания? С чем оно сравнивается? Прежде всего — с одеждой. По словам Иисуса,
…Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф. 6,25)
Апостол Павел, упоминая о развоплощении души и ее облачении в иное, «небесное», тело, говорит:
…Только бы нам и одетым не оказаться нагими. (II Кор. 5, 3)
Дух облекается в свое «небесное жилище», о чем сказано:
…Мы… воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище… (II Кор. 5, 2)
В этом последнем образе уже соединяются два представления: тело как одежда («облечься») — и тело как дом («жилище»).
К чему же восходит новозаветное представление о теле как об одежде? Разумеется, к ветхозаветной образности. Уже в рассказе об изгнании Адама и Евы из сада Эдемского Бог облекает их в «одежды кожаные» (Быт. 3, 21). А в Книге Иова этот образ конкретизируется. Иов говорит:
…Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня… (Иов. 10,11)
Итак, тело — это всего лишь одежда, чисто внешняя часть человека. И поэтому сказано: «Тело без духа — мертво» (Иак. 2, 26). В других местах Нового Завета физическое тело уподобляется жилищу, причем жилище это может быть самым разным: и хижиной, и домом, и даже склепом и гробницей. Но может стать и храмом. Например, во Втором послании к Коринфянам сказано:
…Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. (II Кор. 5, 1)
Итак, смертное тело, наш «земной дом» — это «хижина, которая разрушится». Такой образ восходит к Книге Иова, где говорится о людях как об
…Обитающих в храминах из брения, которых основание прах… (Иов. 4,19)
Людей духовно мертвых — с «мертвой» душой — Иисус уподобляет «склепам окрашенным»:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты… (Матф. 23,27)
Но и такие люди, «находящиеся в гробах», способны духовно воскреснуть, если будут внимать призыву Сына Божия (Иоан. S, 28).
Наконец, тело может стать храмом Святого Духа:
…Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои… (I Кор. 6, 19)
Итак, смертное тело — это одежда или жилище. Оно сопоставляется с «прахом земным» — элементом, который и соответствует физическому телу человека. Уже самые ранние жители Древнего Востока — шумеры, египтяне — различали «четыре стихии», из которых состоит мир. Это учение перешло к греческим и сирийским философам, и далее — к средневековым алхимикам. Какие же это стихии? Земля, вода, воздух и огонь (свет). Те же четыре элемента упоминаются в начале Книги Бытия:
Земля… была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет… (Быт. 1, 2–3)
А теперь подумаем: если тело — одежда, то ведь кто-то облачается в нее; если оно — жилище, то кто-то обитает в нем…
Кто же? Конечно, псюхе — душа! Греческое псюхе соответствует древнееврейскому <нефеш>. Но что же такое душа? Обычно она ассоциируется со всем многообразием чувственных восприятий. Однако чувства — это свойства, атрибуты души, а не она сама. Душа — источник, центр, вместилище эмоций. Например, Иисус говорит:
…Душа Моя скорбит смертельно… (Матф. 26,38)
Находим и такие описания души: «душа моя возмутилась» (Иоан. 12,27); «найдете покой душам вашим» (Матф. 11,29); «был же страх на всякой душе» (Деян. 2, 43); «праведный… мучился в праведной душе своей» (2 Пет. 2, 8).
Итак, все разновидности переживаний свойственны душе — от высочайших до самых низменных. И души различаются не по сущности и составу своему, но по качествам и стремлениям. Так, во Втором послании Петра сказано о праведном Лоте, что он «мучился в праведной душе [своей]» (2 Пет. 2, 8). А в Послании к Римлянам говорится:
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… (Римл. 2, 9)
Итак, есть души праведные и неправедные, добрые и злые… С каким же элементом из четырех перечисленных соотносится душа? Несомненно — с водой! Так, в Писании неоднократно сказано, что человек «изливает» душу свою в молитве или жалобе:
…Изливается душа моя во мне… (Иов. 30,16)
Коль скоро душа соответствует водной стихии, то, будучи злой или оскверненной, она нуждается в особом очищении. Чем очищается засоренная, замутненная вода? Древнейший способ ее очищения — отстаивание. По отношению к душе это — успокоение, кротость, послушание. Например, в Первом послании Петра говорится так:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Внутренний человек"
Книги похожие на "Внутренний человек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Щедровицкий - Внутренний человек"
Отзывы читателей о книге "Внутренний человек", комментарии и мнения людей о произведении.