» » » » Иван Филоненко - Земные наши заботы


Авторские права

Иван Филоненко - Земные наши заботы

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Филоненко - Земные наши заботы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Издательство «Советский писатель», год 1983. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Филоненко - Земные наши заботы
Рейтинг:
Название:
Земные наши заботы
Издательство:
Издательство «Советский писатель»
Год:
1983
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Земные наши заботы"

Описание и краткое содержание "Земные наши заботы" читать бесплатно онлайн.



В книге Ивана Филоненко собраны его лучшие очерки последних лет, печатавшиеся в журналах «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Сельская новь» и в других изданиях. Герои очерков — наши современники, труженики Нечерноземья, люди, посвятившие свою жизнь преобразованию коренных земель России. Читатель найдет здесь размышления о перспективах дальнейшего развития колхозной деревни, о роли науки в решении Продовольственной программы партии, о морально-этических факторах, влияющих на жизнь сегодняшнего села.






— С базы.

— Вот именно. Мы теряем, и с каждым поколением все больше, ту непосредственную связь с природой, от которой прямо и непосредственно зависела материальная и духовная жизнь рода человеческого. Отсюда ослабление и даже утрата экологического сознания, которое воспитывалось повседневной жизнью, опытом, укладом, традициями поколений. Родник поил всю деревню — и всей деревней его оберегали. Под березкой в поле хлебороб вырос, отдыхал в жаркую страдную пору, а потому и детям своим внушал бережное к ней отношение. То же самое и к птице.

— Иногда и карающей силой ее наделял…

Помню, в годы моего деревенского детства, чтобы хоть чуть–чуть голод утолить, мы брали из гнезд яйца, как из–под курицы. Мелкие птицы от наших нашествий тоже несли урон. Но мы никогда не прикасались к ласточкиным гнездам, хоть и налеплены они были на виду, в сараях на стропилах, — боялись. Потому что бытовало поверье: разоренная ласточка принесет в клюве жар, уголек — и в отместку спалит дом разорителя.

— Выходит, нужна и острастка, или, как мы говорим, нормы ответственности за действия в отношении природной среды. Кто их должен разработать? Опять же это лучше всего сделать в МГУ, где закладываются научные основы рационального природопользования. И тут же, под боком, юридический факультет, ученым которого и карты в руки. А как же? Проект–то должен быть комплексным. А раз комплексным, то не забыть и нормы нравственные. Значит, все социальные и философские аспекты экологии разрабатывать нужно ученым философского факультета. От этики стихийного культа жизни пора переходить к этике, основанной на понимании экологических норм жизни…

Да, это так, я живу на белом свете потому, что есть на планете зеленые листья, вода, почва. Я, как человек, могу исчезнуть с лица земли, если срублю, нет, если не посажу дерево, если ожгу землю огнем, цветущую лужайку или куст ограблю, убью флору и фауну ядохимикатами, воздух и воду загрязню отходами. Эго раньше, как бы ни ошибался человек, природа легко залечивала нанесенные раны. Сейчас масштабы производственной деятельности людей стремительно выросли и впервые в истории человечества стали соизмеримы с масштабами действий естественных сил на планете: геологическими, химическими и биологическими процессами. Поэтому и от «капли» может расплескаться чаша, которая именуется биосферой. А значит, и я несу персональную ответственность перед окружающей средой, каждый человек в отдельности.

— К сожалению, — продолжал профессор, подписывая какие–то бумаги, — в нашей системе воспитания и образования практически отсутствуют последовательные этапы, формирующие правильное экологическое мировоззрение. А чтобы добиться нужного эффекта, надо влиять именно на подрастающее поколение. Нет их и при последующей трудовой деятельности. В немалой степени повинен в этом узковедомственный подход к окружающей среде, отражающий интересы каждого из ведомств вне связи и зависимости от интересов других…

Да, кроме научных исследований, кроме разработки тех или иных природоохранительных мероприятий пора всерьез подумать о профилактических мерах — о воспитании «природоохранительного чувства». И не только у наших хозяйственников.

Экологическую этику и мораль надо воспитывать в каждом человеке. И начинать с «ликвидации безграмотности». Речь идет не только о просветительской работе среди населения и в школах. Пора подумать об организации народных университетов «Природа» при городских отделениях Общества охраны природы. Не в той форме, в какой ныне существуют такие университеты. Сейчас, в эпоху прогрессирующего вмешательства

человека в окружающую среду, народные университеты должны заниматься не только популярной пропагандой идей охраны природы. Они должны стать действительной школой природоохранительного всеобуча и охватить системой экологического просвещения не вообще слушателей, а в первую очередь специалистов тех отраслей народного хозяйства, с развитием которых связано наибольшее воздействие на природу. Короче, должно быть поотраслевое обучение, в процессе которого слушатели ознакомятся с природоохранительными мероприятиями, осуществляемыми на местах их работы, с организацией правильного природопользования, с мерами предотвращения нежелательных изменений природной обстановки и мерами борьбы с отрицательным воздействием человека на природу. Без такого, почти профессионального экологического просвещения работников сельского и лесного хозяйства, нефтяной, газовой, химической и горнодобывающей промышленности, работников всех без исключения учреждений и организаций вся наша деятельность по охране природы будет походить на аварийный ремонт прорванных плотин. Прорванных из–за экологической неграмотности тех или иных работников.

И опять отвлекли Федорова. На этот раз надолго. С кем–то говорил по телефону. У собеседника, видимо, времени было в избытке, а как им распорядиться — не знал и не умел, поэтому болтовней увлекся. Профессор сердился, качал головой, отвечал односложно. Я наблюдал за ним и поражался: когда же он, доктор биологических наук, успевает наукой заниматься? Не знаю. Приходил я к нему еще несколько раз и видел все тот же нескончаемый поток: студенты, аспиранты, ученые.

Положил со вздохом трубку, — наконец–то! — и, словно наш разговор вовсе не прерывался, продолжил недосказанную мысль:

— Да, нужна широкая пропаганда. Чтобы опыт того же колхоза «Оснежицкий» знали все специалисты сельского хозяйства…

А я подумал: в первую очередь, если уж речь зашла о специалистах сельского хозяйства, они должны знать теорию и практику Терентия Семеновича Мальцева, его философию земледелия, в основе которой — познанные законы природы.

— И чтобы отношение общественности к этим проблемам изменилось от довольно пассивного к резко активному, — продолжал Федоров.

— Но значит ли это, что общественность, даже активная, не будет оказываться в роли персонажа известной басни, нравоучения которого кот Васька слушает, но…

— К сожалению, и так бывает, и не только в отношении к природе. Значит, надо и власть применять. Но при этом нельзя забывать о формировании интеллекта, от которого зависит поведение человека в обществе и в окружающем мире. Думается, тогда он не решится с охапкой награбленных цветов гордо шествовать по улице — кто ж невежество свое захочет демонстрировать? Тогда он перестанет с восторгом напевать «а вокруг, а вокруг только щепки летят, потому что в тайгу мы врубаемся…». Устыдится… И слова подобные, якобы отражающие нашу героику, разбоем зазвучат для него… Сегодня каждый должен понять: лихое обращение с природой опасно для собственной жизни. Охрана природы есть борьба за жизнь человека на земле, «в интересах настоящего и будущего поколений»…

ФИЛОСОФИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Если бы кто сказал нам: «А Терентия Семеновича Мальцева вы все же не знаете», — как бы мы прореагировали на такое — не нелепое ли! — утверждение? Наверно, усмехнулись бы. С иронией бы усмехнулись. Этого человека знают все, даже не имеющие никакого отношения ни к его деятельности, ни к сельскому хозяйству вообще. Мы часто встречаемся с ним: слышим по радио, видим на голубом экране, читаем размышления его в газетах и журналах. Знаем, что он знаменитый хлебороб, к тому же то ли изобрел что–то, то ли открыл. Изобрел или открыл что–то выдающееся, за что и отмечен высокими наградами и уважением. Так что и знаем и узнаем его при случайной встрече на улице, в толпе.

Могу это подтвердить: мне доводилось бывать не только в его родном селе, но и по городским улицам ходил с ним, в гостиницу к нему заходил в Москве, а он ко мне — в Шадринске. Всюду он бывал обласкан взглядами. Правда, сам он не замечает, не видит и не ищет этих взглядов. Идет, глядя под ноги, думает или с собеседником разговаривает.

В городе он точно такой же, как и в родном селе, где его, человека с мировым именем, не отличить от односельчан, вышедших на пенсию колхозников. Ни на улице, ни в быту. Дом тоже ничем не выделяется в ряду рубленных из дерева изб — не хуже и не лучше. Со всеми работами по дому, по двору сам управляется, как и все деревенские старики, дети которых давно выросли, обзавелись семьями и отделились. Хоть и неподалеку живут, и наведываются частенько, однако по хозяйству не помощники, самому надо управляться.

Зашел я к нему ранним ноябрьским утром, а он на 85‑м году жизни! — березовые дровишки покалывает: в стариковских теплых валенках выше колен, в долгополом изношенном пальто, в шапке — одно ухо торчком.

— В охотку или ради разминки? — спрашиваю. Нам всегда почему–то хочется услышать от человека какие–нибудь особые слова: мол, люблю это дело, жить без него не могу.

— Надо, — ответил он коротко, как ответил бы на его месте любой крестьянин, для которого работа — необходимость. Люби не люби ее, а делать надо, никто за тебя с ней не управится.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Земные наши заботы"

Книги похожие на "Земные наши заботы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Филоненко

Иван Филоненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Филоненко - Земные наши заботы"

Отзывы читателей о книге "Земные наши заботы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.