Зот Тоболкин - Пьесы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пьесы"
Описание и краткое содержание "Пьесы" читать бесплатно онлайн.
В сборник драматических произведений советского писателя Зота Тоболкина вошли семь его пьес: трагедия «Баня по-черному», поставленная многими театрами, драмы: «Журавли», «Верую!», «Жил-был Кузьма», «Подсолнух», драматическая поэма «Песня Сольвейг» и новая его пьеса «Про Татьяну». Так же, как в своих романах и повестях, писатель обращается в пьесах к сложнейшим нравственным проблемам современности. Основные его герои — это поборники добра и справедливости. Пьесы утверждают высокую нравственность советских людей, их ответственность перед социалистическим обществом. Яркие драматические произведения, отмеченные живым образным языком, привлекут внимание и театров и читателей.
И г о ш е в (подозрительно). Вы с Виктором? Ты что, тоже искусством занялся?
Ю р а. В некотором роде.
И г о ш е в. А институт?
Ю р а. Одно другому не мешает.
И г о ш е в. Как же вы с Витькой-то сконтактовались?
Ю р а. Элементарно. Союз единомышленников. Виктор организовал что-то вроде любительской студии. Я в ней импрессарио.
И г о ш е в. По-нашему, значит, толкач. Так?
Юра разводит руками.
Чем же она занимается, ваша студия?
Ю р а. А вы не читали статью о нашей последней… «дисформации»? Вот, пожалуйста. (Подает газету.)
И г о ш е в (читает). «Новое слово в монументалистике». Хм… Кто ж его сказал, это новое слово?
Ю р а. А как раз мы. Что, не верите? Так я говорю, ваш Виктор — огромный талант!
И г о ш е в. Талант? Ты, сушь-ка, не того? Он же маляр… халтурщик!
Ю р а. Нехорошо, Сергей Саввич! Если уж не верить своей районной газете, кому же тогда верить? Под названием газеты что написано? Чей она орган? То-то. Между прочим, Николай Иванович… ведь вы его знаете?
И г о ш е в. Ну как же, вчера втык от него получил.
Ю р а. Так вот, Николай Иванович о вашем сыне сказал: «Виктор Игошев — это явление».
И г о ш е в. Вот явится домой это явление, я его вицей по заднице, чтоб холст напрасно не изводил. Из этого холста в войну сколько штанов, сколько портянок выкроить можно было! А тут какой-то мазилка добро расходует.
Ю р а. Эх, Сергей Саввич! Темный вы человек! Ваш Виктор — глыба! Гигант! Оценить его способны сейчас лишь самые проницательные. Вы человек с таким кругозором, и вдруг: «Мазилка!» Стыдно! Как говорил Есенин: «Большое видится на расстояньи».
И г о ш е в. Ты мне баки не заливай — полные.
Ю р а. Я и не пытаюсь. Кто слеп, тот слеп. Но только запомните: есть еще внутреннее зрение.
И г о ш е в (взвешивая чернильный прибор). Тяжеловат, а?
Ю р а. Спокойно. И учтите: прибор казенный. Но шутки в сторону. Неужели вы и впрямь ничего не слышали про нас? Ведь наша студия, а Виктор в ней запевала, считается в области одной из лучших.
И г о ш е в. Чем она занимается, эта ваша студия?
Ю р а. Как раз это я и пытаюсь вам втолковать. Оформляем клубы, кафе, дворцы культуры… Можем и наглядную агитацию… По большому счету.
И г о ш е в. По большому, значит? А знаешь, русский словам не верит. Тем более — жульничеством попахивает.
Ю р а. Ну, это вы бросьте. Я сам юрист… и, как могу, борюсь с жульничеством. (Достает из чемоданчика образец.) Что вы скажете вот об этой экспликации?
И г о ш е в. Мазня.
Ю р а. Не обижаюсь, потому что знаю: вы это лишь из упрямства говорите. А вот еще… ретроспекция? Как она вам?
И г о ш е в. Что?
Ю р а. Ретроспекция. Элементарно в жанрах не секете, а беретесь судить о таком сложном и деликатном деле… Вот, к примеру, оформление одного из домов культуры. Его осуществляла наша студия. Кстати, Николай Иванович оформлением остался очень доволен.
И г о ш е в. У меня на этот счет свое мнение.
Ю р а. И оно, как я вижу, не в нашу пользу?
И г о ш е в. Я могу прямо сказать…
Ю р а (перебивая). Да-да, скажите, пожалуйста… Скажите мне вот что: ведь клуб в Хорзовой не оформлен? Мы с Виктором могли бы взяться. Есть несколько заманчивых замыслов.
И г о ш е в. Клуб?! Да я к этому клубу вас на пушечный выстрел не подпущу! Шустряки какие нашлись! Вон, вон отсюда, проходимец!..
Ю р а. Я, разумеется, уйду, раз вы настаиваете…
И г о ш е в. Не уйдешь — вышвырну. Видать, в родимого батюшку удался… Тот тоже нашармачка прожить старается. Нет, чтоб с матери брать пример… Вот работница-то!
Ю р а. Уж извините! Мои предки мне не указ. У меня свой путь, собственный.
И г о ш е в. Ну да, путь проходимца.
Ю р а. Полегче, Сергей Саввич, полегче! Я ведь могу обидеться.
И г о ш е в. А мне наплевать! Я, сушь-ка, потому и время на тебя трачу, что ты сын Татьянин. Неужто в тебе ничего материнского нету? Ее силы, ее беззаветности? Да и отец твой человек со своим интересом.
Ю р а. У меня тоже свой интерес, не столь мелкий, как у отца, и не столь приземленный, как у матери. Я знаю, в чем достигну успеха… И знаю, как его достигнуть… Клуб-то доверите нам оформлять?
И г о ш е в. Ну наглец! Да я тебе не только клуб, свинарник оформить не доверю.
Ю р а. Что ж, побеседуйте с Николаем Ивановичем. Он не такой ретроград… По крайней мере…
И г о ш е в. Кыш отсюда, щенок!
Входит Т а т ь я н а.
Т а т ь я н а. Юрка?! Ты что здесь делаешь?
И г о ш е в. Дураков ищет.
Т а т ь я н а. Каникулы через месяц, а ты уже в Хорзовой… Неужто институт бросил?
Ю р а. И не думал. Просто перевелся на заочный.
Т а т ь я н а. Перевелся, ничего не сказав мне? Что тебя заставило?
И г о ш е в. Экспликации, ретроспекции, махинации. Вообще — стремление к легкой наживе.
Т а т ь я н а. Юра, тебе же платили стипендию. И я каждый месяц тридцатку высылала. Разве этого мало?
Ю р а. Ххэ, тридцатку! Ты называешь это деньгами? А что на них купишь? Я в своей студии за день больше заколачиваю.
Т а т ь я н а. Воруешь?!
Ю р а. Упаси боже! Все в рамках закона.
И г о ш е в. Да-да. Ловкость рук и никакого мошенства. Ретроспекция, сушь-ка!
Ю р а. Бросьте острить, Сергей Саввич. Это элементарная предприимчивость. Могу же я хоть в чем-то себя проявить? У человека есть организаторский дар и современный взгляд на вещи. Это доставляет мне удовольствие и… деньги.
Т а т ь я н а. Боже мой, боже мой! До чего ты докатился!
Ю р а. Не понимаю, мать, что тебя смущает? Ведь все в рамках закона. Вот договоры, вот рекомендации, вот отзывы, благодарности… (Швыряет бумаги.)
Они разлетаются по кабинету и постепенно превращаются в снег.
Затемнение.
Летит, летит снег за окном.
Т а т ь я н а одна.
Т а т ь я н а (перед зеркалом). Уж волосинки седые появились. Выдернуть, что ли? Или закрасить? А, пусть. (Садится с книгой за стол.)
Входит П е т р. В руках у него телевизор.
П е т р. Я, Тань, опять к тебе пришел.
Т а т ь я н а. А зачем, собственно?
П е т р. Не в силах я без тебя, вот что.
Т а т ь я н а. Ты не темни, дружок. Все начистоту выкладывай. Что-нибудь снова отчебучил?
П е т р. Да ничо я не отчебучил. Чо ты ко мне придираешься? Я от простой души говорю: хочу жить вместе. Вот и весь сказ.
Т а т ь я н а. Ну так я не хочу. Довольно уж мучилась с тобой. Подумай сам: какой мне прок от тебя? Мужик ты никудышный.
Петр пожимает плечами.
Лентяй, каких свет не видывал.
Петр кивнул.
Весь век сидишь на моей шее.
Снова согласный кивок.
В сорок лет не можешь от старых замашек отрешиться.
Двойной кивок.
При случае — бабы.
Петр хотел было кивнуть, но воздержался и, точно гусь, завертел шеей.
Сколько ж ты изменял мне? Десять раз, двадцать? Или больше?
П е т р (помедлив). Точно не помню. (Ставит телевизор на тумбочку, настраивает.)
Т а т ь я н а. Короткая у тебя память! А я вот все помню. В прошлый приезд ты называл точную цифру: двадцать семь. Да ведь и то не во всех грехах сознался.
П е т р. Обо всех, Тань, выслушивать устанешь. Вольно много их у меня, грехов-то. Из Госстраха опять вытурили. В ресторан вернулся. Ты уж извини.
Т а т ь я н а. Все?
П е т р. Нет, еще маленько. Сёдня вот деньги взял в кассе.
Т а т ь я н а (в ужасе). Деньги?!
П е т р. Ага.
Т а т ь я н а. Взял деньги?!
П е т р. Чо испугалась-то? Я верну. Одолжусь у тебя и все до копеечки верну. (Счастливо.) Цветные телевизоры, понимаешь, выбросили… позаимствовал в кассе и купил… Ох добра машинка! Ничо подарочек, а?
Т а т ь я н а. За мои деньги мне подарочек? Спасибо, Петенька!
П е т р. Не благодари, Тань, не за что. Подарок-то не тебе, Валентину. У калеки одна радость.
Т а т ь я н а. Хорошо ли, голубчик, за чужой-то счет?
П е т р. Так ведь мы с тобой не чужие. Месячишко-два потерпи, я тебе все сполна выплачу. И даже, если угодно, с процентами. Я щас один за весь оркестр. Я да солистка. Так что неплохо зарабатывать буду. Не всяк ведь и на саксофоне, и на рояле, и на электрооргане умеет. А я на чем хошь сыграю. Чем трудней инструмент, тем лучше им владею.
Т а т ь я н а. Ну вот что, мил друг: телевизор можешь оставить себе. Или брату. Мне все равно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пьесы"
Книги похожие на "Пьесы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Зот Тоболкин - Пьесы"
Отзывы читателей о книге "Пьесы", комментарии и мнения людей о произведении.