Зот Тоболкин - Пьесы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пьесы"
Описание и краткое содержание "Пьесы" читать бесплатно онлайн.
В сборник драматических произведений советского писателя Зота Тоболкина вошли семь его пьес: трагедия «Баня по-черному», поставленная многими театрами, драмы: «Журавли», «Верую!», «Жил-был Кузьма», «Подсолнух», драматическая поэма «Песня Сольвейг» и новая его пьеса «Про Татьяну». Так же, как в своих романах и повестях, писатель обращается в пьесах к сложнейшим нравственным проблемам современности. Основные его герои — это поборники добра и справедливости. Пьесы утверждают высокую нравственность советских людей, их ответственность перед социалистическим обществом. Яркие драматические произведения, отмеченные живым образным языком, привлекут внимание и театров и читателей.
Н и к и т а. Та не баба, которая отказывать не умеет.
Появляется Л у ж к о в, он тащит на плече сломанный велосипед.
Л у ж к о в. Только выехал — вилка сломалась. Кузнецы где?
Н и к и т а. Вас бы не было, я бы и про вас не знал.
Л у ж к о в. А это что за мешок?
Н и к и т а. Домна считает — краденый.
Л у ж к о в. Овес. Ну ясно: с Лебединой протоки. Кто отличился?
Н и к и т а. В кузнице нашли. Под кучей хлама.
Л у ж к о в. Солдатский. Стало быть, ваш или…
Н и к и т а. Я на чужое не падкий, товарищ Лужков. Я не такой, как у вашего отца дети.
Л у ж к о в. …или Мантулина. Ладно, выясним. А на подводе зерно откуда?
Н и к и т а. Откуда как не с элеватора? Домна на трудодни выписала.
Л у ж к о в. На трудодни?! Вы в своем уме? Немедленно, слышите, немедленно отвезите обратно! В других колхозах семян не хватает, а вы — на трудодни. Додумались же!
Н и к и т а. Мне что, я человек подневольный.
Л у ж к о в. Сейчас каждое зернышко на вес золота!
Н и к и т а. А колхозник на какой вес? Неужто он горстки зерна не стоит? Или так: умер Максим, ну и пес с ним? Зароют, а я к его бабе салазки подкачу.
Л у ж к о в. Вы на что намекаете?
Н и к и т а. Кого касается, тот поймет. Шумнешь в районе — обо всех твоих художествах расскажу! Одни воюют, Родину защищают, другие в тылу по бабам шастают! Сказывали мне, как ты в моем огурешнике… от собак прятался!
Л у ж к о в. А я и не скрываю. Я хотел жениться на Клавдии Марковне.
Н и к и т а. При живом-то муже? Каков гусь! А ему такое дело доверили!
Л у ж к о в. Я ничего дурного не сделал. Могу отчитаться перед кем угодно.
Н и к и т а. И о том, что пуговицы у меня терял, скажешь?
Л у ж к о в. Не утаю, будьте уверены.
Н и к и т а. Жалко мне тебя, губошлепа! Ладно уж, промолчу. Но и ты никому не сказывай!
Л у ж к о в. А вы не жалейте. Я не боюсь отвечать за свои поступки. И покрывать вас не стану. Если бы только вам трудно было, а то все одинаково бедствуют!
Н и к и т а. Ну шумни, шумни, ежели партбилета не жалко. (Уходит.)
Входит И г н а т с с ы н о м. Увидев мешок, Игнат заносит его в кузницу. Л у ж к о в заходит следом.
Л у ж к о в. Ваш мешок?
И г н а т. А то чей же?
Л у ж к о в. И овес ваш?
И г н а т (удивленно). Само собой.
Появляется Н а д е ж д а.
Г р и н ь к а. Тять, а ведь он с умыслом тебя спрашивал!
И г н а т. Догадываюсь.
Н а д е ж д а. Я где-то здесь топор оставила.
И г н а т. Ты уж не первая пропажу ищешь. Товарищ Лужков тоже принюхивается: не пахнет ли вором.
Лужков пересыпает овес из ладони в ладонь, Гринька вяло стучит по наковальне.
Л у ж к о в. И чего вы хорохоритесь? Ведь я знаю, вы этот овес на Лебединой протоке взяли. У сеяльщиков.
Н а д е ж д а. Эх, Игнат, Игнат! На что польстился!
Г р и н ь к а. Неправда, неправда! Он этот овес с войны принес!
Л у ж к о в (иронически). Очень убедительная версия!
И г н а т. С войны, так точно! Лежал во время привала на овсище, нажелудил и таскал, пока домой не вернулся.
Л у ж к о в. А кто подтвердить может, что вы с овсом вернулись?
В кузницу набивается народ: Д о м н а, Н и к и т а, к о л х о з н и ц ы.
Г р и н ь к а. Тятя, он что городит, а?
И г н а т. Пускай городит. Язык без костей.
Л у ж к о в. Так кто же?
Г р и н ь к а. Я, я подтверждаю!
Л у ж к о в. Ты не в счет. Ну?
И г н а т. Да вот Никита. Помнишь, Никита? Ты же должен помнить!
Н и к и т а. Нет, верно, запамятовал.
И г н а т. Счеты решил свести? Цена не равная, Никита!
Д о м н а. Как ты докатился, Игнат, до этого? Стыдобушка! Вдов и сирот обираешь!
Г р и н ь к а. Врешь, все врешь! Никого он не обирал!
Л у ж к о в. Придется протокол составить. (Достает из полевой сумки карандаш, блокнот. Пишет.)
К л а в д и я. Кому верите, люди, Никите? Да он родного отца на плаху отправит, ежели тот ему на мозоль наступил! Не знаете, будто?..
П е р в а я ж е н щ и н а. Отца — пусть. А Игната за что? Делить им некого.
К л а в д и я. Меня, меня к Игнату приревновал!
Н и к и т а. Если уж приревную, так не к Игнату! Сама знаешь, кого во время войны привечала.
Л у ж к о в. Зачитываю протокол. «Настоящий в том, что третьего июня тысяча девятьсот сорок шестого года гражданин Мантулин Игнат Арсеньевич совершил кражу одного мешка колхозного овса. Мешок был похищен с поля и спрятан в куче железного хлама. Розыск произведен в присутствии свидетельницы Решетовой Надежды Евграфовны». (Надежде.) Подпишите.
Та подписывает.
Л у ж к о в (Игнату). Теперь вы.
Игнат растерянно вертит карандаш, другой рукой гладит плачущего Гриньку.
И г н а т. Люди… люди! Разве я лиходей какой?
Н и к и т а. Признайся, Игнат, зерно-то, может, для солонцов позычил? Тогда вина твоя как бы и не вина.
И г н а т (рванувшись к нему). Иуда! За сколько сребреников жизнь мою продал?
Женщины разнимают их.
Ну ладно, ворочусь из района — тесно тебе на земле покажется, сволочь!
К л а в д и я. Не верю! Хоть убейте, не верю!
Д о м н а. Суд разберется. Если невинный — первая в ноги брошусь. А если грех за душой, знай: за сыном присмотрим. С пути не дадим сбиться.
Л у ж к о в. Велите лошадь запрячь, Домна Сергеевна!
Никита между тем выскользнул на улицу.
Н и к и т а (с улицы). Кирька! Сворачивай сюда! Для арестанта лошадь требуется!
Г р и н ь к а (услыхав это страшное слово). Тятя! Тятенька, за что они нас, а? За что-о-о?
К л а в д и я. Если Игнат не честный, то кто же честный из нас?
Игнат молча и низко ей кланяется.
И г н а т. Екипаж подан, граждане! Ага.
З а н а в е с
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Прошло восемь лет.
Подле дома Мантулиных рокочет гармошка. У тополя В е р а и Г р и г о р и й, восемнадцатилетний парень с тайной во взгляде.
Через заплот на них поглядывает К л а в д и я, развешивающая в соседней ограде белье.
Г р и г о р и й. Вызов пришел. Поеду сдавать экзамены.
В е р а. Скульптором станешь.
Г р и г о р и й. Ну, сперва поступить надо! Там знаешь какой отбор!
В е р а. Поступишь. Ты умный. Это я дура дурой. Семи классов не кончила. Вон руки-то, посмотри, как истрескались!
Г р и г о р и й. У тебя красивые руки.
В е р а. Ой, ты наговоришь.
Г р и г о р и й. Нет, правда. Пальцы тонкие, длинные. С такими пальцами только на пианино играть.
В е р а (смеется). На пианино? Да я его, кроме как в кино, не видела. Мое пианино — коровье вымя. Каждый день часов по семь упражняюсь. Веселая музыка!
Г р и г о р и й. А что, я люблю слушать, когда молочные струи о подойник звенят.
В е р а. Струи все любят, а вот когда молочко пьют, о доярках не помнят. И когда невест выбирают — тоже стараются выбрать пианисточек с длинными пальцами.
Г р и г о р и й. Что ты несешь, Вера?
В е р а. Несешь? Вру, что ли? Выучишься — на ком женишься? На городской. Знаю я вас! Я вот вас как знаю!
Г р и г о р и й. Не кричи. Рано тебе о замужестве.
В е р а. Что ты понимаешь? Рано, рано… помешался на солонцах да камешках и дальше носа ничего не видишь. А жизнь-то не только у тебя под носом. Она везде — и разная.
Г р и г о р и й. Пореви еще.
В е р а. Не дождешься! У меня тоже есть гордость! Вот уеду в город и заживу не хуже других… пианисточек!
Г р и г о р и й. Езжай, жалко, что ли.
В е р а. И уеду. Выучусь на парикмахершу — работка не пыльная: чик-чик ножничками! Маникюрчик, завивочка. Тоже нужна фантазия. Обрати внимание на мою прическу!
Г р и г о р и й. Замысловатое сооружение! Сама придумала?
В е р а. А то кто же? Уж в этой-то отрасли я себя проявлю! Будьте уверены, Микеланджело!
Г р и г о р и й. Вполне возможно.
В е р а. Так что прощайте, великий скульптор. Через недельку заявление подам, и тю-тю! Когда женитесь — приводите свою пианисточку. Так и быть, вне очереди причешу… из уважения к вашему таланту.
Г р и г о р и й. Заладила, как сорока! А я вовсе не о том думаю.
В е р а. Да уж ясно о чем: камень да солонцы — вот все твои думы. А людей, которые рядом, не видишь. (Уходит.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пьесы"
Книги похожие на "Пьесы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Зот Тоболкин - Пьесы"
Отзывы читателей о книге "Пьесы", комментарии и мнения людей о произведении.