Марианна Федорова - Игнач Крест

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Игнач Крест"
Описание и краткое содержание "Игнач Крест" читать бесплатно онлайн.
Роман о нашествии монголо-татарских полчищ на Русь в XIII веке, о неудачном походе Батыя на Новгород и об участии отряда новгородцев в героической обороне Торжка.
- Значит, потеряли четвертую часть войска, - пояснил Андрей Александре. - У юрты двенадцать отсеков - ханов. Прошлой осенью на Русь выступило четырнадцать туменов, а в каждом тумене десять тысяч сабель. После взятия стольного града Владимира орда разделилась. Одна часть под предводительством Бурундая пошла на встречу с войсками великого князя Юрия к реке Сити, вторую Субэдэй повел на Тверь, а потом и на Торжок. Третью возглавил сам Бату вместе с чингизидами, внуками, как и он, Чингисхана. Он спешит объединиться с Субэдэем, чтобы вместе ударить потом на Новгород. Я тебе уже говорил, боярышня, что Субэдэй окружил город высоким тыном, чтобы никто не мог из него убежать. Внутрь загнали русских пленных, и под их прикрытием чэриги штурмуют стены города. Новоторжцы ведут только прицельную стрельбу, щадя своих. - Неожиданно князь Андрей повернулся к монголу: - Почему великий полководец Субэдэй, покоривший столько царств, взявший столько крепостей, не потерпевший за пятьдесят лет ни одного поражения, вторую неделю не может одолеть этот маленький городок, а? В чем тут дело?
- Об этом я должен спросить тебя и твоих товарищей, - серьезно ответил Амбагай, глядя в упор на князя.
- Пожалуй, - усмехнулся Андрей. - А теперь скажи мне, почему сейчас, во время боя с нашими, ты только отражал удары, а сам не пытался никого убить?
- Я из тех, кто следует за просветленным, - после некоторого раздумья сказал Амбагай. - Я знаю четыре благородные истины, которым он учит: есть страдание, говорит Гаутама, есть причины страдания, есть прекращение страдания и есть восьмеричный благородный путь к прекращению страдания, к нирване. Учитель говорит: никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Это извечная дхамма. Победа порождает ненависть, побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. Я брахман, а просветленный назвал брахманом того, кто не убивает и не заставляет убивать.
Когда князь Андрей перевел товарищам слова Амбагая, они с изумлением уставились на монгола, а Афанасий спросил:
- О чем это он?
- Он принадлежит к тем, кто исповедует учение принца Гаутамы, родившегося в Индии и странствовавшего по всему свету. Ему открылась истина, и его стали называть просветленным - Буддой. Прошло уже много сотен лет с тех пор, и его учение распространяется все шире и шире по многим странам. Вот и этот монгол идет за просветленным, - пояснил князь и снова обратился к пленному: - Как же ты оказался в войске Бату?
- Ханы не спрашивают у простых аратов, хотят ли они воевать, - с горечью ответил пленный, - они просто приказывают, а непокорным отрубают головы. Конечно, я мог бы бежать - степь широка, но тогда расправились бы с моими родными, с женой, с детьми… Вот я и оказался среди тех, кто саблей завоевывает великому хану новые земли, кто несет смерть и горе людям.
Когда князь перевел и эти слова, Афанасий стал на колени в углу перед иконами, еле видимыми в теплом свете лампад, и стал молиться:
- Яко же первомученик твой Стефан о убивающих его молящий тя, Господи Иисусе, и мы припадающе молим, ненавидящих всех и обидящих нас, прости…
- Что он делает? - спросил Амбагай.
- Он молится, - ответил Андрей.
- Он молит небо о победе над нами?
- Нет, Амбагай, - спокойно возразил князь, - он молит простить вас всех, убивающих, ненавидящих и обижающих их.
Глаза молодого монгола удивленно расширились, и он сказал шепотом:
- Этот тоже из идущих за просветленным?
- Пожалуй, - качнул головой Андрей, - только его звали не Будда, а Христос.
- Народ, который так молится, нельзя победить, потому что нельзя сломить его дух, - задумчиво проговорил Амбагай, - как и нас, идущих за просветленным.
- А может быть, просто дело в том, что все мы люди, - несмело вступила в разговор Александра и с сочувствием посмотрела на пленного.
Андрей перевел ее слова.
- Она верит в то же, что ты и этот? - кивнул Амбагай на Афанасия, который продолжал молиться в углу.
- Да, - подтвердил князь.
У Амбагая вдруг обвисли плечи, и он устало спросил:
- Я могу сесть?
Андрей кивнул. Пленный опустился на дубовую лавку около печи и безразличным, глуховатым голосом сказал:
- Я был в разъезде с напарником, когда мы встретили трех знатных ноянов. Они сбились с пути во время метели и еле держались в седлах от усталости, а кони их то и дело спотыкались. Молодой ноян велел нам ехать за ними. Я не хотел, но он показал мне золотую пайдзу* с изображением кречета. Это значит, что его послал сам великий хан Угэдэй. Мы молча повиновались и приехали с ними к березовой роще над рекой, где стоял всего один дом гончара. Это в двух фарсахах* отсюда.
____________________
* П а й д з а - продолговатая, реже круглая дощечка с отверстием для подвешивания к поясу. Бывали золотые, серебряные и бронзовые, с изображениями тигра, кречета, солнца, луны. Вес до 500 г. Надпись обязывает к полному и беспрекословному подчинению человеку, обладающему пайдзой. Выдавалась монгольскими ханами как знак власти гонцам или должностным лицам.
* Ф а р с а х - восточная мера длины, равная 5 - 6 км.
Князь перевел его слова и добавил:
- Значит, верст двенадцать будет.
- Это дом Евстигнея, где мы снаряжение для полета на лыжах готовили, - догадался Афанасий.
- Да, да, конечно, - согласилась Александра, - других здесь поблизости нет. Это его дом. Он там живет со своей семьей, с женой и шестью малыми детьми, - пояснила она.
Выслушав перевод, монгол опустил голову и печально сказал:
- В живых там после нашего приезда уже никого нет. Только трупы лежат на дворе на снегу. Нукеры поскакали вперед и быстро очистили избу для своего господина…
Услышав эту весть, Александра в ужасе перекрестилась, Устинья мелко затряслась и, опустившись рядом с Афанасием, стала молиться.
- Гонец Угэдэя велел нам пересесть на его заморенных лошадей, а сам взял наших. Поэтому вы меня так легко и захватили, - добавил пленный и невольно потер раненую щеку. - Ноян падал от усталости и решил сначала отдохнуть, а потом уже ехать дальше, - продолжал он. - Другие нояны сторожат его. Нас он отправил вперед, чтобы сообщить самому Бату об их приезде, но нам, как ты знаешь, не удалось выполнить его приказ: мой напарник погиб, а я в плену…
- Я не знаю, кто этот ноян, - взволнованно проговорил князь Андрей, - но кто бы он ни был, посланец великого хана везет повеление Угэдэя, и, может быть, в нем судьба Новгорода, да и самой Руси. Мы должны захватить их и добыть пайдзу. Надо с ее помощью попытаться перехитрить Субэдэя!
- А что такое пайдза, какой от нее прок? - поинтересовалась Александра.
- Пайдза - это золотая или серебряная дощечка, - ответил Андрей, - с изображением тигра или кречета. На пайдзе ханского гонца должна быть надпись: «Вечного неба силою, соизволением и могуществом великого хана Угэдэя. Кто не повинуется его повелению, тот преступник и умрет».
- Ты прав, князь. Надо торопиться! - поддержала его Александра.
Князь Андрей встал, коротко бросил Бирюку:
- Ты с одним охотником поедешь со мной. И ты тоже, - обратился он к Амбагаю.
- А мы двинемся прямо к Торжку, - сказала Александра, - попытаемся осуществить свой план.
- Хорошо, я найду твои следы по трупам врагов, - скривил губы в усмешке князь. Он низко поклонился Александре и добавил: - Береги себя, боярышня.
Голос у Андрея дрогнул, выдав было охватившее его волнение, которое он так хотел скрыть, но Андрей быстро вышел из подклети, по своему обыкновению ни с кем не попрощавшись, ни на кого не глядя, бросив только напоследок мимолетный, казалось бы ничего не выражающий, взгляд на Александру.
Уже в седле, когда они выехали из Игнатовки, Андрей спросил Амбагая:
- И много среди монголов таких, как ты, идущих за просветленным?
- Нет, пока немного. Но число их растет, и я забочусь об этом. С тех пор как Хай-юнь стал проповедовать это учение среди нас, не прошло еще двух циклов годов.
На берегу Мсты отряд остановился. Князь протянул Амбагаю саблю, лук и колчан и сказал:
- Возьми, если ты вернешься к своим без них, тебя казнят. Поезжай.
Молодой монгол изумленно посмотрел на него:
- Ты возвращаешь врагу оружие и свободу?
- Нет, - спокойно ответил князь, - я прощаюсь с другом. А хану Бату можешь сообщить, что гонец не замедлит прибыть по назначению. А теперь вперед, к Евстигнею! Указывай путь, - приказал он Бирюку.
И они крупной рысью двинулись по хорошо утоптанной тропе, вьющейся среди холмов.
Амбагай долго неподвижно сидел в седле, глядя на удаляющихся всадников. Потом пристегнул саблю, закинул за плечо лук и колчан и поскакал по льду реки в сторону Торжка.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Игнач Крест"
Книги похожие на "Игнач Крест" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марианна Федорова - Игнач Крест"
Отзывы читателей о книге "Игнач Крест", комментарии и мнения людей о произведении.