Татьяна Кочурова - Стратегия управления инновационными процессами
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Стратегия управления инновационными процессами"
Описание и краткое содержание "Стратегия управления инновационными процессами" читать бесплатно онлайн.
В пособии исследуется один из самых актуальных вопросов современного хозяйствования – неразрывная связь стратегического управления и инноваций. Алгоритм разработки стратегии рассмотрен на примере инновационного процесса, подкреплен большим фактическим материалом практики российских компаний. Рассчитано на бакалавров, магистров, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный менеджмент», слушателей программ МВА, преподавателей и практиков в области бизнеса.
Лариса Александровна Бирман, Татьяна Борисовна Кочурова
Стратегия управления инновационными процессами
Введение
Появление спецкурса «Стратегия управления инновационными процессами» совершенно закономерно в современных условиях хозяйствования.
Инновация является главным направлением достижения конкурентных преимуществ, поскольку экстенсивные факторы их обретения (дешевое сырье и рабочая сила) практически исчерпаны. В то же время развитие информационных технологий делает любое изобретение доступным в любом конце Земли и в кратчайшее время, а ускорение НТП требует постоянного обновления орудий, предметов труда и продукции, производимой с их помощью.
При очевидности этого обстоятельства проводимые обследования российской экономики показывают, что расходы на инновацию составляют незначительную долю инвестиций, а инновационные технологии слабо внедряются в практику.
Эти отрицательные явления усилились в кризисном состоянии, характерном для сегодняшнего дня, а ведь инновация – важнейшее средство преодоления кризиса.
Данное учебное пособие призвано соединить в сознании менеджеров два основополагающих понятия экономической теории и практики – «стратегия» и «инновации».
Хотя в реальной жизни эти понятия неразрывны, в учебной литературе они рассматриваются раздельно и лишь упоминаются кратко как одно из условий реализации каждого из процессов.
При подготовке данного учебного пособия авторы исходили из того, что базовые знания, необходимые для его освоения, студенты получили при изучении таких дисциплин, как «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», поэтому основное внимание обращено на неразрывность стратегии и инноваций.
Теоретический материал сопровождается практическими кейсами, взятыми из специальных журналов, перечнем вопросов, которые должны быть уяснены в процессе изучения темы, и литературой, рекомендованной по данной теме.
Кейсы могут быть использованы для проведения семинарских занятий или закрепления теоретического материала при самостоятельном обучении.
Глава 1
Стратегическое управление инновационными процессами – главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ
1.1. Возрастание роли стратегического управления в XXI в.
Стратегический менеджмент как отдельная дисциплина приобрел огромное значение в последнем десятилетии XX – начале XXI в., что связано с особенностями развития мирового хозяйства и теми изменениями, которые в нем произошли.
Стратегический менеджмент – это построение долгосрочной комплексной программы постоянного достижения компанией конкурентных преимуществ в условиях неопределенности. Его содержанием является удовлетворение закона, сформулированного Р. Эшби: каждая организация должна иметь в своем арсенале такое количество ответов на вызовы внешней среды, какое количество вызовов эта среда предъявит организации.
Конкретизируя это положение, можно сказать, что организация должна постоянно обладать конкурентными преимуществами, которые обеспечат ей эффективное функционирование на рынке. Под конкурентными преимуществами подразумеваются те особенности продукции или деятельности данной организации, которые отличают ее от всех остальных, обеспечивают им устойчивый спрос со стороны потребителей.
Конкурентные преимущества применимы прежде всего к продукции организации и могут быть в соответствии с теорией М. Портера о пяти конкурентных силах сведены либо к минимизации издержек на единицу потребительной стоимости, либо к максимизации качества за данную цену. Иначе говоря, конкурентные преимущества направлены либо на достижение более низкого уровня издержек, и тем самым более низкого уровня цен, либо на максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей в той ценовой нише, в которой функционирует организация. При этом конкурентные преимущества могут касаться не только собственно данного продукта, т. е. его качества, но и условий приобретения и использования товаpa – либо это более низкие издержки потребления и приобретения, либо комфорт при приобретении и эксплуатации данного товара.
Отмечая возросшую роль стратегического менеджмента, необходимо остановиться на тех особенностях современного экономического развития мирового хозяйства, которые влияют на усиление роли стратегического подхода к управлению организацией. Это в первую очередь глобализация производства, капитала, рынков и потребления. Процессы глобализации являются тенденцией второй половины XX в. Они особенно усилились в 1990-е гг., когда исчезло разделение мирового хозяйства на два лагеря и бывшие социалистические страны стали постепенно втягиваться в орбиту мирового хозяйства. Еще не в полной мере ему соответствуя, они, тем не менее, все больше подчиняются законам рынка, хотя эти законы имеют в них (и прежде всего в России) определенное своеобразие.
Глобализация производства выражается в создании и повышении удельного веса транснациональных корпораций, на долю которых в настоящее время приходится свыше 30 % мирового валового продукта. Транснациональные корпорации обеспечивают использование наиболее эффективных ресурсов всех видов в любом месте земного шара. Тем самым наличие более дешевого сырья или дешевой рабочей силы становится все меньшим преимуществом, поскольку они уже доступны всем крупным производителям.
Глобализация капитала проявляется в огромных количествах международного капитала, обращающегося на мировых финансовых рынках. На Нью-Йоркской бирже оборачиваются сотни миллиардов долларов. Интернационализация капитала усиливает взаимосвязь стран не только в позитивных, но и в негативных явлениях, возникающих в одной из стран, являющихся участниками международного рынка ценных бумаг. Достаточно сослаться на современное положение на рынке ипотечного кредита в США и Западной Европе.
Интернационализация потребления характеризуется тем, что сейчас практически стерты границы рынков товаров народного потребления. В большинстве стран помимо собственных товаров продаются товары, произведенные во всех странах мира.
Совершенно очевидно, что если рынок данной страны открыт для товаров из других стран, то последние, обладая определенными конкурентными преимуществами, создают неблагоприятные условия для развития отдельных отраслей данной страны, если государство при этом не предпринимает каких-то специальных мер по его охране.
Проникновение иностранной продукции создает для производителя в данной стране гораздо более серьезные конкурентные условия, нежели при закрытом рынке.
Если посмотреть на рынок товаров народного потребления в России, можно убедиться, что довольно значительный круг товаров полностью производится иностранными компаниями. Позиции России на потребительском рынке относительно успешны на рынке пищевых товаров, таких как колбаса, мясо, овощи. И значительно слабее – если не сказать, почти незаметны – на таких рынках, как компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны, автомобили.
В связи с развитием аутсорсинга все большую роль на рынках потребления играют товары, произведенные в Юго-Восточной Азии, где в силу сохранившихся низких издержек на рабочую силу пока удается добиться более низких издержек производства и тем самым получить дополнительные конкурентные преимущества.
И наконец, интернационализация рынка рабочей силы привела к значительному сближению стоимости рабочей силы в различных странах, а массовая миграция рабочей силы после распада социалистической системы в западные страны оказала значительное влияние как на креативные ресурсы стран Запада и Америки, так и на стоимость рабочей силы.
Еще одним очень важным обстоятельством, влияющим на современное хозяйственное развитие, является ускорение научно-технического прогресса. Если в середине XX в. срок функционирования станков, оборудования, приборов составлял 7—10 лет, то в настоящее время они морально устаревают за значительно более короткий срок. Более того, постоянно происходит обновление товаров народного потребления и технических средств, таких как компьютеры, программное обеспечение, телевизоры, мобильные телефоны. Фирма Nokia, начавшая с простейшего аппарата с экраном 98x68, который кроме звонков позволял играть, за очень короткий срок освоила производство Nokia 2760 (камера 0,3 Мпикс, экран 128x160 пике, GPRS, FM-радиоприемник, JAVAMP-3-звонок, игры). А сегодня Nokia 6110 оборудована смартфон-камерой 2 Мпикс, экраном 240x320 пике., GPRS, стереодинамиками, FM-радиоприемником, MP3-проигрывателем, поддержкой WNA JAYAMP-3-звонком. Это создает основу для обновления и других товаров, поскольку спрос формируется у значительной части населения не изолированно на отдельные виды товаров, а совокупно. Если человек ездит на автомобиле «Форд», то у него иной круг потребительских товаров, чем у человека, который ездит на автомобиле «Запорожец».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стратегия управления инновационными процессами"
Книги похожие на "Стратегия управления инновационными процессами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Кочурова - Стратегия управления инновационными процессами"
Отзывы читателей о книге "Стратегия управления инновационными процессами", комментарии и мнения людей о произведении.