» » » » Николай Басовитый - Море и берег


Авторские права

Николай Басовитый - Море и берег

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Басовитый - Море и берег" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Воениздат, год 1970. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Басовитый - Море и берег
Рейтинг:
Название:
Море и берег
Издательство:
Воениздат
Год:
1970
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Море и берег"

Описание и краткое содержание "Море и берег" читать бесплатно онлайн.



В годы Великой Отечественной войны адмирал Н. Е. Басистый командовал крейсером, отрядом легких сил, а затем эскадрой Черноморского флота. Под его руководством осуществлялись многие морские операции, в том числе десантные. В своих мемуарах автор пишет о людях флота и их боевых делах, о том, как совершенствовалось искусство командиров. Особенно подробно в книге освещены Керченско-Феодосийская десантная операция и операция под Озерейкой — Станичкой






Более всего меня тревожила организация высадки передового отряда десанта непосредственно в порт. Это узловой момент всей операции. Как достичь здесь наибольшей внезапности и быстроты? Как преодолеть возможное противодействие врага?

Попытался припомнить какие-нибудь схожие десантные операции. Однако ничего подобного не приходило на память. Просмотрел некоторые труды военных теоретиков, обратился к опыту учений флотов и армий, проводимых в мирное время. Но, увы, никаких поучительных примеров не обнаружил.

Правда, в свое время нашумела так называемая Зеебрюггская операция, относящаяся к 1918 году. Англичанам удалось тогда ворваться в базу Зеебрюгге, высадить с одного корабля на причал диверсионную партию, которая затопила в канале брандеры, воспрепятствовавшие проходу немецких подводных лодок. Но разве это шло в какое-нибудь сравнение с тем, что намечалось у нас. Не те цели, не те масштабы и сложности.

Десантная операция, предусматривающая высадку крупного соединения непосредственно в порт, занятый противником, - такого в мировой практике ведения войн еще не бывало. Нам предстоит обогатить эту практику новым опытом. Честь немалая, но и ответственность огромная.

Снова и снова собираю офицеров штаба на совет, выслушиваю мнения командиров различных подразделений десанта. Многое проясняется. В то же время не дает покоя мысль о том, что для успеха операции необходимы прежде всего сведения о противодесантной обороне Феодосии.

Обычно вход в порт перекрывается боносетевым заграждением. Как оно расположено, какова ширина боновых ворот и возможно ли быстро открыть их? Есть ли проход между молом и крайней бочкой бонового заграждения, который обычно предусматривается для пропуска катеров, рыбачьих судов и других мелких плаведениц, чтобы реже открывать боновые ворота? Насколько велика [73] минная опасность на подходах к порту и в самой гавани? Следовало также внести полную ясность в навигационно-гидрографическую обстановку. Далеко не второстепенным делом был и прогноз погоды.

С этими и другими вопросами я пошел к контр-адмиралу Елисееву. Внимательно выслушав меня, Иван Дмитриевич сказал:

- Соображения правильные. Сейчас дам приказание разведотделу. А что касается минной и навигационной обстановки, тут вам поможет Александр Викторович Солодунов.

Решение зреет



Разведка штаба флота разными силами нацелилась на Феодосию. В просторный Феодосийский залив ушли две подводные лодки: «М-51» под командованием капитан-лейтенанта В. М. Прокофьева и «Щ-201» под командованием капитана 3 ранга А. И. Стрижака. Соблюдая скрытность, они маневрировали то у одного, то у другого участка побережья, изучали обстановку, периодически на короткое время выдвигая перископы над поверхностью воды.

Подходы к Феодосии с юга прикрывают два мыса: Киик-Атлама и мыс Ильи. На первом «М-51» обнаружила прожекторную установку. На втором оказался вражеский наблюдательный пост. Сведения важные, поскольку фарватер пролегает вблизи этих мысов. Наша «малютка» пробралась и ко входу в гавань. Ей удалось установить, что вход закрыт боносетевым заграждением.

В разведывательном плавании на борту «Щ-201» находился капитан 1 ранга Бурмистров - мой старый знакомый, с которым приходилось встречаться еще в Испании. Он был старшим морским начальником в Феодосии до захвата ее фашистами. Его наблюдения имели особую ценность. Он тоже убедился в наличии боносетевого заграждения и установил, что боновые ворота противник держит закрытыми.

О том, какова обстановка в самом городе, нам донесла разведгруппа, высаженная ночью со сторожевого катера. Судя по этому донесению, в городе враг чувствовал себя спокойно. В порту кораблей не было. Не заметили разведчики и зенитных батарей.

Последнее обстоятельство облегчало действия воздушных разведчиков. Они обнаружили артиллерийские батареи [74] на мысе Ильи, а также на прилегающих к Феодосии высотах Лысая и Безымянная.

Мы внимательно рассматривали фотоснимки порта, сделанные с самолетов. На снимках была четко видна линия бонового заграждения, идущая от оконечности Широкого мола до бочки. Сама бочка находилась метрах в десяти от Защитного мола. Значит, все-таки есть незакрытый десятиметровый проход, которым могут воспользоваться наши катера. Это подтвердил и Бурмистров. Что ж, такую возможность мы обязательно учтем. С боновыми воротами пока не ясно. Их, вероятно, придется подрывать, чтобы в гавань смогли пройти и крупные корабли.

Поскольку операция будет происходить ночью, удар бомбардировочной авиации по этим кораблям маловероятен. Наибольшей опасностью остается артиллерия вместе с минометами. Огневым средствам противника мы сможем противопоставить 35 орудий калибром от 100 до 180 миллиметров, не считая значительного количества более мелких орудий и автоматов. Вроде бы немало.

Однако враг будет иметь серьезное преимущество в ночном бою. Он осветит акваторию порта ракетами и поведет управляемый огонь по хорошо видимым и лишенным свободного маневрирования целям - нашим эсминцам и крейсерам. А у них цели будут скрыты за городскими строениями и складками местности. Тут и корабельные прожекторы не помогут. В такой обстановке самое лучшее - засекать по вспышкам огневые точки неприятеля и давать возможность командирам орудий и автоматов самостоятельно уничтожать их. На это и должен быть сделан крен в подготовке артиллеристов. Очевидно также, что прорвавшимся в гавань кораблям необходимо будет возможно быстрее высадить десант и, не мешкая, покинуть гавань.

В разведывательных данных оставался очень серьезный пробел - отсутствовали сведения о минной обстановке в районе Феодосии. Мы знали границы своих оборонительных минных заграждений, выставленных здесь в начале войны. Но на подходах к порту еще в сентябре противник сбрасывал мины с самолетов. Куда именно, где границы опасной зоны? Невозможно обойтись без ответа на этот вопрос. О заблаговременном тралении на виду у гитлеровцев не могло быть и речи.

Как и было условлено с контр-адмиралом Елисеевым, [75] я обратился за разъяснениями к начальнику гидрографического отдела флота капитану 1 ранга Александру Викторовичу Солодунову. Вообще-то, заниматься минной обстановкой не входило в функции гидроотдела. Но я знал, что лучше Солодунова нам в данном вопросе никто не поможет.

С Александром Викторовичем мы были хорошо знакомы - работали вместе в предвоенные годы в штабе флота. Он оставался таким же деятельным и энергичным, боевые испытания еще больше закалили его упорный характер.

Поначалу Солодунов ничего утешительного сказать нам не мог. Никакими данными о постановке неприятельских мин на внешнем рейде Феодосии гидроотдел не располагал.

Что и говорить, Солодунов оказался в большом затруднении. Я предложил ему просмотреть относящиеся к сентябрю записи в журналах боевых действий, опросить маячников, служивших на Феодосийском маяке, сигнальщиков с постов службы наблюдения и связи, офицеров с кораблей, которые в то время стояли в базе.

- Конечно, делать это надо осторожно, - предостерег я Александра Викторовича, - чтобы не разглашать секрета задуманной операции.

Солодунов согласился с моими соображениями. И уже на следующий день сообщил, что первые предпринятые им усилия дали обнадеживающие результаты, но нужны еще дополнительные проверки. Да, он таков, Александр Викторович, не любит ничего приблизительного.

Точно в назначенный срок Солодунов положил передо мной карту, на которой были аккуратно обведены границы миноопасного района в Феодосийском заливе.

Чтобы установить места падения мин, сброшенных самолетами противника, пришлось опросить пятьдесят человек и просмотреть немало бумаг, сопоставляя и анализируя различные сведения.

- Большое спасибо, Александр Викторович, - пожал я руку старому товарищу. - И помощникам вашим спасибо.

Забегая вперед, скажу, что во время десантной операции мы имели возможность убедиться в точности сведений, собранных Солодуновым. Сколько кораблей и транспортов побывало в порту, и ни один из них не подорвался [76] на минах. Лишь позднее транспорт «Жан Жорес», уклонившись от курса, зашел в тот район, который на карте был обозначен запретным для плавания. И тут же сработала немецкая магнитная мина.

Разработкой навигационно-гидрографической обстановки в нашем штабе занимался флагманский штурман капитан-лейтенант Петров. Дело это тоже было не из легких.

В порт, занятый врагом, пойдут десятки кораблей и транспортов. А ночи в декабре темные, море часто разражается штормами, парит, закрывается туманом. И плюс к тому миноопасные районы.

Необходимо было кораблям и судам обеспечить надежные ориентиры для определения своего места и выбора курсов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Море и берег"

Книги похожие на "Море и берег" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Басовитый

Николай Басовитый - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Басовитый - Море и берег"

Отзывы читателей о книге "Море и берег", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.