Георгий Ветров - Робер Эсно-Пельтри

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Робер Эсно-Пельтри"
Описание и краткое содержание "Робер Эсно-Пельтри" читать бесплатно онлайн.
Издание посвящено исследованию творчества одного из пионеров авиации и ракетно-космической техники, члена Французской академии наук Робера Эсно-Пельтри. В книге рассказывается о жизненном пути Эсно-Пельтри, о его научных поисках, разработках аэропланов, авиационных двигателей и работах в области космонавтики. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей космонавтики.
людей, каково будущее воздухоплавания? Кто будет господствовать в воздухе — дирижабли или
аэропланы? Если оба, то какова роль каждого? Каково влияние воздухоплавания на социальное
развитие общества и международные отношения?» [3, с. 30].
Свои ответы на анкету журнала прислали многие видные деятели воздухоплавания — Надар,
Вильбур Райт, Сантос-Дюмон, Делагранж, Блерио, Бреге, в том числе и
73
Эсно-Пельтри. В его выводах о ближайших перспективах воздухоплавания основная роль
отводилась дирижаблям. Было, конечно, немного необычно, как писал Эсно-Пельтри, что «авиатор
до мозга костей взял под свою защиту дирижабль» [3, с. 32], однако свои выводы он обосновал
перспективами развития моторов: «Я заявляю, что двигатели еще, и притом значительно, уменьшат
свой вес, хотя я больше, чем кто-либо другой, знаю, с какими трудностями это связано. Я верю в
будущее и твердо убежден, что скоро появится двигатель по крайней мере в пять раз легче, чем
самый легкий современный двигатель: я хочу сказать турбина». Отсюда, по мнению Эсно-Пельтри,
в частности, следовало, что «дирижабль с двигателем в 200 л. с., имеющий общий вес 50 кг, смог
бы взять с собой запас топлива больше чем на день, кроме того, остался бы еще достаточный запас
по весу, который позволил бы применить сверхпрочную оболочку для предотвращения утечки
газа» [3, с. 32]. Вместе с тем перспективы использования турбины, как считал Эсно-Пельтри,
расширяли и возможности аэропланов: «Я говорил, что дирижабль необычайно выиграет от
применения сверхлегких двигателей. Для аэропланов это утверждение имеет гораздо большую
силу ...
Как только мы будем располагать двигателями, о которых я уже говорил, для аэропланов станет
нормальным беспосадочный полет в 2000 км за 5—6 часов ... Если аэроплан правильно рассчитан
и хорошо сделан, если он способен выдержать множество перелетов, даже если он дорого стоит,
его амортизация не вызовет повышения стоимости перевозок настолько, что ненамного превысит
стоимость проезда по железной дороге» [3, с. 32].
Это мнение Эсно-Пельтри о будущем воздухоплавания в основном соответствовало содержанию
его статьи, опубликованной ранее — в 1908 г. в июньском номере журнала «Revue de l'Aviation».
На это обстоятельство стоит обратить внимание потому, что в июне 1908 г. одновременно с
опубликованием указанной статьи, предшествующей его ответам на анкету, была завершена книга
Фер-бера, где мнение Эсно-Пельтри о будущем воздухоплавания представлено значительно
объемнее. Фербер пишет: «Чтобы летать выше, а этого человек желает, необходимо пользоваться
разными способами. Наиболее применим принцип ракеты, летящей под влиянием реакции.
Человек, закрытый в ней герметически, будет дышать искус-
74
ственно вырабатываемым воздухом. По существу, это будет уже не летательная машина, а
управляемый снаряд. Осуществление этой идеи не представляется невероятным, пока Солнце
снабжает нашу планету запасами энергии. Уменьшение теплоты на земном шаре, может быть,
послужит новым толчком к новому прогрессу ...Перед человечеством встает грозная дилемма: или
вернуться к эпохе предков и идти по пути регресса, или идти к новым завоеваниям человеческого
гения.
Это предстоит сделать в будущем более могущественным и более развитым людям. Некоторые из
них покинут нашу негостеприимную планету, и тогда наступит торжество аппарата тяжелее
воздуха, который зародился на наших глазах» [5, с. 337, 338].
В подстрочном примечании к этому фрагменту Фербер отметил: «Мы упомянем о людях, которые
разделяют эту идею, именно об Уэльсе, Эсно-Пельтри, Арчдеаконе, Квин-тоне и о других
философах» [5, с. 339]. Именно это подстрочное примечание оказалось для Эсно-Пельтри очень
ценным и единственным документальным свидетельством, подтверждающим его взгляды на
будущее воздухоплавания, о которых он не захотел сообщить от своего имени, хотя имел повод. И
это сделал за него капитан Фербер. Секрет такой сдержанности Эсно-Пельтри в отношении
далеких перспектив воздухоплавания весьма прост. Следует лишь обратить внимание на то, что
подстрочное примечание в книге Фербера начинается словами: «Чтобы не прослыть мечтателем,
мы упомянем и т. д. ...» [38, с. 181], которые опущены переводчиком в цитируемой выше книге.
Все дело имено в этом — в нежелании Эсно-Пельтри прослыть мечтателем. Еще не раз в научной
биографии французского ученого придется сталкиваться с фактами, подтверждающими такую
точку зрения. Они представляют особый интерес, потому что имеют прямое отношение к его
историческим изысканиям и оценке собственной роли в зарождении теоретической космонавтики.
Глава 3 Дела земные
Большая золотая медаль Французского инженерного общества, полученная в 1908 г. Эсно-Пельтри
за разработку оригинального авиационного двигателя, сразу же принесла ему мировую
известность и признание соотечественников. Созданный им в 1908 г. моноплан, обещающий
высокие скоростные результаты, укрепил его репутацию талантливого конструктора и
эрудированного исследователя.
Когда в 1910 г. открывалась кафедра воздухоплавания в Сорбонне — по-видимому, первая в мире
— ассистентом профессора Марши был избран Эсно-Пельтри.
Программа лекций кафедры была весьма разнообразной. Она охватывала практически все
основные проблемы воздухоплавания: 1) сопротивление воздуха, 2) статика воздушных шаров, 3)
аэропланы (динамика и планирование), 4) динамика воздушных шаров, 5) управление
аэростатами, 6) устойчивость и повороты аэроплана, 7) общие положения о моторах и воздушных
винтах.
Лекции мог посещать каждый желающий.
Эсно-Пельтри избирают в техническую комиссию вновь организованной в 1908 г.
Воздухоплавательной лиги Франции.
В январе 1908 г. он основывает ассоциацию по производству моторов, которая 22 мая 1910 г.
объединилась с синдикальной палатой авиационной промышленности. Эсно-Пельтри был избран
президентом объединенной палаты, сохранившей прежнее название.
Этот административный орган имел разнообразные функции, требующие от президента широкой
эрудиции и незаурядных организаторских способностей. Вот некоторые пункты устава этого
органа:
1. Поддержание товарищеских отношений между всеми авиаторами.
2. Защита экономических, торговых и промышленных интересов.
3. Поддержание отношений с аэроклубами и прочими французскими и заграничными группами в
организации съездов, выставок и т. п.
П
Рекламное объявление компании РЭП
4. Всевозможная помощь членам союза для облегчения их профессиональной, промышленной и
торговой деятельности.
5. Уменьшение судебных издержек образованием особых юридических комиссий для разрешения
спорных вопросов и принятия необходимых мер защиты.
6. Разработка всевозможных экономических мер и законодательных реформ, могущих быть
полезными для членов, проведение их в жизнь и разработка спортивных правил.
7. Деятельная поддержка всех течений, направленных к поднятию морального, духовного и
профессионального уровня членов при помощи курсов, устройства библиотек, организации выставок,
раздачи премий и вознаграждений и т. д.
8. Организация кассы взаимопомощи, которая поддерживала бы членов при болезни, в несчастных
случаях, при потере трудоспособности [45, с. 74].
Эсно-Пельтри считал своим кровным делом все, что касалось функций синдикальной палаты. Когда
нужно было оказать помощь французским авиаторам во время судебного процесса по иску братьев
Райт, обвинивших Блерио, Фармана и других в незаконном использовании запатентованного
американцами метода управления путем искривления крыльев аэроплана, Эсно-Пельтри взял на себя
издержки по этому процессу.
Деятельность Эсно-Пельтри на посту президента синдикальной палаты продолжалась до 1919 г. Ни
один из его преемников не удостаивался чести быть в этой должности столь длительный срок.
Созданный Эсно-Пельтри образцовый завод по производству аэропланов и моторов позволял ему
полностью осуществлять все его творческие планы. Казалось, что не будет конца блистательной
авиационной карьере талантливого инженера. Однако его стремление добиться самых совершенных
характеристик, его максимализм в технических решениях, который толкал его на поиски еще не
проверенных решений, приносили ему не одну только славу смелого и самобытного конструктора, но и
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Робер Эсно-Пельтри"
Книги похожие на "Робер Эсно-Пельтри" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Ветров - Робер Эсно-Пельтри"
Отзывы читателей о книге "Робер Эсно-Пельтри", комментарии и мнения людей о произведении.