» » » Виктор Кузнецов - Цена свободы – атомная бомба


Авторские права

Виктор Кузнецов - Цена свободы – атомная бомба

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Кузнецов - Цена свободы – атомная бомба" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство Полиграфист, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Кузнецов - Цена свободы – атомная бомба
Рейтинг:
Название:
Цена свободы – атомная бомба
Издательство:
Полиграфист
Год:
2005
ISBN:
5884251998, 9785884251991
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цена свободы – атомная бомба"

Описание и краткое содержание "Цена свободы – атомная бомба" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассмотрена история участия заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях закрытых городов Урала. На обширном материале и по воспоминаниям очевидцев описываемых событий показана реальная картина трудового использования заключенных, материально-бытовые условия их содержания. Эта книга, по сути, является вторым, дополненным и переработанным вариантом книги «Атомный проект за колючей проволокой». Её название связано с тем, что автор расширил территориальные рамки исследования. Автором дополнительно были исследованы архивные документы по Кузнецкому (Челябинск-40), Сосновскому (Златоуст-20[36]) исправительно-трудовым лагерям и ИТЛ № 100 МВД СССР (Свердловск 44). Приведенный автором материал подробно и убедительно показывает специфику работы ИТЛ атомной промышленности.Книга позволяет объективно оценить вклад первых строителей, в т.ч. и заключенных, в строительство уникальных секретных объектов Урала. Монография предназначена для научных работников, а также всем, кто интересуется историей атомной промышленности.






В следующем, 1957 г., в лагерях МВД вновь был проведен смотр художественной самодеятельности, в котором Кузнецкий ИТЛ занял второе место. В этом году в смотре было задействовано уже значительно больше заключенных – 850 человек. Министром было вручено три баяна, благодарности и денежные премии большому количеству участников.

Особенно большим успехом пользовались концерты художественной самодеятельности, посвященные годовщине Великого Октября и встрече Нового года. Участники самодеятельности тщательно готовились к этим концертам, проводили репетиции, в том числе в присутствии работников политотделов, которые давали практические рекомендации по улучшению качества исполнения, оказывали помощь в подготовке костюмов и декораций. Программы праздничных концертов утверждались политотделами.

Политотделы организовывали выступления артистов областных и местных театров перед заключенными, которые приобретали билеты за наличный расчет. В 1955 и 1956 гг. перед заключенными Кузнецкого ИТЛ было дано по 11 платных концертов и спектаклей городским драматическим театром им. М. Горького[132].

По нормативам политотделов в каждом лагерном отделении инвентарного имущества положено было иметь: киноаппаратов-передвижек – 3; радиоузел – 1; духовых оркестров – 3; баянов – 9; патефонов – 18; культимущество: настольные игры, волейбольные сетки и мячи и т.д. На закупку этого инвентаря выделялись соответствующие денежные средства по утвержденной смете расходов. Все жилые и производственные помещения лагерных подразделений были радиофицированы. По состоянию на 31.12.1958 г. в Кузнецком ИТЛ на 9 лагерных отделений имелось 3 клуба с наличием зрительных залов на 450 посадочных мест, 3 клуба размещенных в помещениях барачного типа, 12 радиоузлов и 23 киноаппарата[133]. Просмотр кинофильмов организовывался бесплатно по 4-5 раз в месяц, по выходным дням.

Для проведения спортивно-массовой работы имелись стадионы, спортивные площадки, но при этом остро ощущалась нехватка спортивного инвентаря. Летом самыми популярными видами соревнований были турниры по футболу, баскетболу, волейболу, городкам, легкой атлетике. С наступлением зимнего периода в большинстве лагерных подразделений оборудовались катки, создавались хоккейные команды и проводились соревнования по хоккею. В Кузнецком ИТЛ имелось 460 пар коньков для конькобежцев, которые имели возможность кататься на специально залитых ледовых площадках[134]. Для любителей шахмат проводились шахматно-шашечные турниры на первенство ИТЛ, сеансы одновременной игры. В честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции проводились общелагерные спартакиады.

Распорядок дня жизни заключенных лагерных отделений предполагал и наличие свободного времени. Как правило, такое время предусматривалось после ужина. В отведенные часы заключенные могли посещать библиотеку, написать письмо на родину, и посетить культурно-массовые мероприятия: лекции, беседы, просмотр кинофильмов.

В целях реализации государственной программы по ликвидации малограмотности, а также сочетания трудового перевоспитания и воздействия на заключенных через систему получения знаний, с помощью которых они могли найти свое место в социалистическом обществе, во всех ИТЛ Главпромстроя в 1954-1956 гг. были созданы вечерние общеобразовательные школы, в которых проводились уроки по всем предметам школьной программы. Занятия проводили учителя городских средних школ и расконвоированные заключенные. Например, в Кузнецком ИТЛ в 1955-1956 учебном году было 24 преподавателя из числа вольнонаемных и 27 из числа заключенных[135]. В 1958-1959 учебном году преподавателей из числа вольнонаемных уже было 60 человек и 3 человека из числа заключенных. Из них 31 преподаватель был с высшим педагогическим образованием, 21 с незаконченным высшим и 11 со средним образованием. Оплата труда учителей производилась из государственных средств, выделенных в смете расходов ИТЛ. Условия их работы с заключенными были очень сложными. Не всем удавалось наладить контакт с заключенными, иметь терпение и такт, многие не выдерживали, поэтому текучесть кадров из числа вольнонаемных была довольно большая.

За организацию общеобразовательного обучения в школах отвечали политотделы ИТЛ, в штатах которых была должность инструктора по общеобразовательному обучению. Вопросы общеобразовательной подготовки периодически обсуждались на совещаниях начальствующего состава, на заседаниях политотделов, партийных бюро на советах коллективов и секциях общеобразовательного и профтехнического обучения. Организация занятий в школах, успеваемость обучающихся освещалась в стенгазетах, светогазетах и радиопередачах, ежедневно подводились итоги посещаемости. В школах регулярно проводились классные и общешкольные собрания, еженедельно проводились политбеседы, ежемесячно читательские конференции, читались лекции, активно работал старостат. Учеба в школах была составной частью воспитательного процесса и оказывала положительное влияние на укрепление дисциплины и лагерного режима.

Качество проводимых занятий и их организацию контролировали городские отделы народного образования. Особое внимание обращалось на обучение в школе всех неграмотных и малограмотных заключенных. С ними проводились индивидуальные беседы, совещания и собрания с лагадминистрацией и учителями. Обучение в школах для заключенных было добровольным, и в первый учебный год большинство из малограмотных отказывались ее посещать, немало было отказчиков и из числа неграмотных. В 1954 г. в Кузнецком ИТЛ в школах лагерных отделений обучалось 200 заключенных из 484 человек неграмотных. В первый год помещений для школ выделено не было, и занятия проводились в жилых секциях. Итоги первого учебного года оказались неудовлетворительными, что стало предметом жесткого разбирательства причин этого со стороны политического отдела.

После проведения комплекса организационных и политических мероприятий работу школ удалось поставить на относительно нормальный уровень. В 1955 г. перед администрациями лагерных отделений была поставлена задача организовать обучение для грамотных по программе общеобразовательной школы. Донесения об организации обучения заключенных и итогах учебного года подписывали начальники управления ИТЛ, а это говорит о том, что именно на них лежала общая ответственность за деятельность не только всего ИТЛ, но и за работу по реализации государственной программы повышения общеобразовательного уровня населения страны.

В конце 1955 – 1956 учебного года в Кузнецком ИТЛ уже функционировало семь школ, одна из которых была начальной, три школы неполных средних и три школы средние. Общее число классов было пятьдесят, из них первых – 7, вторых – 7, третьих – 6, четвертых – 7, пятых – 6, шестых – 4, седьмых– 5, восьмых – 2, девятых – 3 и десятых – 3. В течение 1955-1956 учебного года из 327 обучающихся по различным причинам(отсев, освобождение, этапирование в другие ИТЛ) выбыл 161 человек. В общеобразовательных школах с 5 по 10 классы занималось 287 заключенных, 229 из которых сдали экзамены за соответствующий класс, 20 были оставлены на второй год и 7 человек оставлены для переэкзаменовки на осень. Из 46 выпускников 10 класса заключенному Е.Г.Колесникову, осужденному по Указу от 4.06.1947 г. к 10 годам лишения свободы присуждена золотая медаль, а заключенному А.М.Матвееву, осужденному также по Указу от 4.06.1947 г. к 10 годам лишения свободы присуждена серебренная медаль. Восемь учащихся получили похвальные грамоты[136]. Один заключенный даже продолжал заочное обучение в ВУЗе[137]. За время функционирования школ в лагерях отношение к ним со стороны заключенных изменилось. Некоторые из неграмотных приходили в школу в течение учебного года. В 1958-1959 учебном году в Кузнецком ИТЛ уже обучалось в школах 747 учащихся, а не охваченных неграмотных и малограмотных осталось только 21 человек[138].

В начале 1958-1959 учебного года в Красногорском ИТЛ школу посещали 329 заключенных. Из 350 принятых в школу, закончило и перешло в следующий класс только 166 человек. Многие заключенные ушли из школы по неуважительным причинам. На следующий учебный год для проведения занятий школам были выделены помещения, оборудованы классы, закупались наглядные учебные пособия, в библиотеке находилось достаточное количество учебников. Учащиеся были обеспечены письменными принадлежностями. В 1957-1958 учебном году было подано уже более 500 заявлений заключенных. В результате проведенных вступительных экзаменов было зачислено 432 человека, из них в начальные классы 153 человека, в 5-10 классы 289 человек[139]. Заключенных, посещавших школу, расселяли в специальных жилых секциях, отделенных от остальной части заключенных. Для них были определены дни посещения магазина, прохождения санобработки, отдельно было организовано питание в столовой, проводилась работа по трудоустройству в первую смену и по специальности, предоставлялись и другие льготы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цена свободы – атомная бомба"

Книги похожие на "Цена свободы – атомная бомба" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Кузнецов

Виктор Кузнецов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Кузнецов - Цена свободы – атомная бомба"

Отзывы читателей о книге "Цена свободы – атомная бомба", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.