Бенгт Даниельссон - Гоген в Полинезии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гоген в Полинезии"
Описание и краткое содержание "Гоген в Полинезии" читать бесплатно онлайн.
Автор книги ГОГЕН В ПОЛИНЕЗИИ, Бенгт Э́ммерик Дание́льссон (швед. Bengt Danielsson; 6 июля 1921, Крукек, Швеция - 4 июля 1997, Стокгольм) - шведский этнограф, директор Шведского национального музея этнографии (1967-1971). Родился 6 июля 1921 года в городке Крукек, в коммуне Норрчёпинг, Швеция. Обучался в Уппсальском университете, потом уехал в США. В 1947 году принял участие в экспедиции Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» из Южной Америки в Полинезию. В 1948 году женился в Лиме на француженке Марии-Терезе, и после свадьбы они поселились сначала на Рароиа (1949-1952), а затем, в 1953 году, на Таити. Даниельссон является автором множества работ о Полинезии, включая шеститомное издание по истории островов, и популярных книг, многие из которых переведены на различные языки.
если мы и ошибаемся, то от силы на две-три картины.) Даже если отбирать не слишком
строго, получалось маловато для персональной выставки, а он к тому же был недоволен
многими произведениями. Правда, у Гогена были полные альбомы набросков, и при его
методе он без труда мог бы продолжать в Париже свой цикл таитянских картин. Больше
того, там дело несомненно пошло бы и быстрее и лучше, чем на Таити, где ему без конца
приходилось ездить из Матаиеа в Папеэте. О том, как трудно было Гогену сосредоточиться
на работе, говорит такой факт: из тридцати пяти картин, которые он все же создал,
большинство приходится на 1891 год и только пять или шесть написаны в первое
полугодие 1892-го. Гоген взвесил все и в конце концов с величайшей неохотой решил
просить, чтобы его отправили домой за государственный счет.
Кроме картин, которые он написал, чтобы выставить и продать по возвращении в
Париж, Гоген создал одно произведение, так сказать, для себя. Оно и по другой причине
стоит особняком: речь идет о витраже. Возможно, мне следовало бы выбрать другое слово,
не вызывающее у читателя представления о красочном, скрепленном свинцовыми
обрамлениями церковном окне, потому что Гоген попросту написал масляными красками
картину на стеклах в верхней половине одной из дверей парадного дома Анани.
Это не совсем обычная мысль пришла ему в голову случайно, скорее всего, в конце
первого года его пребывания на Таити, когда он опять заболел и радушный хозяин уложил
его в постель в своей утепленной вилле, где не было таких сквозняков, как в бамбуковой
хижине. (Хотя на побережье Таити температура никогда не опускается ниже семнадцати
градусов тепла, дующий ночью с гор сырой и прохладный ветер вполне может вызвать
простуду, даже воспаление легких, так что Анани поступил очень мудро.) Анани считал,
что Гогену надо отлежаться, но тот не мог долго оставаться без дела и через несколько
дней придумал оригинальный способ удовлетворить свою неизлечимую страсть к
творчеству, чем привел в полное замешательство своего хозяина.
На первый взгляд витраж на двери Анани (в 1916 году Сомерсет Моэм купил его у
сына Анани83) ничего особенного не выражает: таитянская девушка с обнаженным бюстом
стоит перед кустом (илл. 27). Но он тотчас обретает смысл, если сравнить его с
изображением Евы, срывающей красный плод с древа познания, - картиной, которую
Гоген написал осенью 1890 года в Бретани (илл. 7). Витраж повторяет это полотно, разница лишь в том, что Ева номер два несколько тучнее и у нее таитянское лицо. Не боясь
обвинения в ложной психологизации, можно сказать, что витраж, как и бретонская
картина, рассказывает нам, о чем Гоген по-прежнему больше всего тосковал: о женщине.
И еще одно обстоятельство делает особенно волнующим это творение больного. Если
разобраться, это был всего-навсего суррогат произведений, которые давно занимали
Гогена. Он и сам это хорошо понимал, это видно из его ответа Даниелю, который в одном
из своих последних писем рассказывал, что сам чисто случайно заинтересовался
французским церковным искусством.
«Нет ничего прекраснее на свете, чем простое церковное окно, очаровывающее
своими четко разграниченными красками и фигурами. Оно по-своему напоминает
музыкальное творение. Не горько ли сознавать, что я родился прикладным художником, но
не могу осуществить свое призвание. Ведь у меня гораздо больше данных для росписи
стекла, конструирования мебели и керамики, чем для живописи в строгом смысле этого
слова».
Лишь после того как Гоген, к своему великому огорчению, убедился, что и следующая
почтовая шхуна, которая пришла 1 июня, не привезла ему ни денег, ни письма от Мориса,
он наконец отправился в город просить губернатора, чтобы ему предоставили бесплатный
билет. Немалую роль сыграло то, что к этому времени все его состояние измерялось
сорока пятью франкам.
С тяжелым сердцем пересек Гоген танцевальную площадку перед дворцом
губернатора, на которой в первые месяцы провел столько счастливых часов, и вошел в
широкие ворота. Только он стал подниматься по лестнице, как увидел спускающуюся ему
навстречу знакомую коренастую фигуру. Капитан Арно84! Удивление было взаимным.
- Кой черт тебя привел на эту посудину? - спросил капитан; он вернулся всего два дня
назад, причем явно опять проштрафился.
Гоген отвечал ему в тон:
- Такое паршивое дело, что хуже не придумаешь. Пришел просить губернатора, чтобы
меня отправили домой. Я сел на мель и потерял все паруса.
Испытывая угрызения совести, Арно вытащил четыреста франков и сунул их Гогену
со словами:
- Дай мне любую картину, и мы в расчете.
Уж не собирается ли он увильнуть от скороспелого обещания, данного двумя
месяцами раньше?.. Но капитан тут же заверил, что заказ остается в силе, а заодно
беспардонно сбавил цену наполовину. Потом сказал Гогену по секрету, что жена почему-то
упрямится, он до сих пор не уговорил ее позировать. Тем не менее четыреста франков и
новое туманное обещание настолько ободрили Гогена, что он решил отказаться от
унизительного визита к губернатору Лакаскаду и пока никуда не уезжать.
Чтобы показать капитану Арно, что сам он вполне серьезно относится к их уговору,
Гоген вскоре подарил ему картину, выполненную в реалистичной манере и вполне
понятную любому человеку: две таитянки плетут шляпы на берегу лагуны85. (Она
экспонируется в одном из отделов Лувра.) А еще через несколько дней, как следует
обдумав свое положение, он принял весьма разумную меру предосторожности. Чтобы не
ходить больше к ненавистному губернатору, Гоген написал письмо своему патрону,
директору Академии искусств в Париже:
«Таити, 12 июня 1892 года. Господин Директор!
По моей просьбе Вы оказали мне честь, послав меня с официальной миссией на Таити,
чтобы я изучал нравы и природу этого края. Я надеюсь, что Вы оцените мой труд, когда я
вернусь. Но даже при самой большой бережливости стоимость жизни на Таити высока и
поездки обходятся дорого. Вот почему я позволяю себе просить Вас, господин Директор,
об отправке меня домой, во Францию, за государственный счет, и надеюсь, что Вы
любезно согласитесь предоставить мне эту льготу.
Ваш почтенный слуга Поль Гоген»86.
Правда, ответ придет не раньше, чем через четыре месяца. Но если и впрямь быть таким
бережливым, каким он рисовал себя в письме, четырехсот франков, полученных от капитана Арно,
должно хватить на этот срок. И Гоген впервые за много недель был в хорошем настроении, когда
сел писать о своих последних злоключениях Даниелю де Монфреду, который показал себя его
самым верным другом. «Я до сих пор громко смеюсь всякий раз, как подумаю об этом, - уверял он
и с беспечной прямотой продолжал: - Так у меня всю жизнь: я подхожу к краю бездны, но никогда
не падаю в нее. Когда (Тео) Ван Гог из галереи Гупиля потерял рассудок, я уже думал, что все
пропало. Ничего, обошлось. Я только еще больше старался. Ну да ладно. Странные шутки играет со
мной судьба. Пока что я получил новую отсрочку до следующей катастрофы и опять начинаю
работать».
19.
Большинство туземцев жило в старинных овальных хижинах: глухие стены из бамбука, крыша из
сплетенных листьев пандануса или кокосовой пальмы.
12.
Ле парау парау. Беседа. 1891 (Беседа. Эрмитаж, инв. № 8980). Типичная сцена из жизни
островитян. Под вечер, когда становится прохладнее и кончается рабочий день, таитяне
собираются вместе - часто мужчины отдельно, женщины отдельно, - чтобы побеседовать и
покурить, пока не зайдет солнце. Обратите внимание, как строго одеты женщины - в длинные, у
многих черные платья. Это плоды проповедей миссионеров.
III.
Карта Таити 1. Папеэте, столица Французской Полинезии 2. Школа и дом учителя в Паеа 3. Хижина
Гогенам Матаиеа, 1891-1893 4. Таравао, конечная станция папеэтского дилижанса 5. Дома
родителей Теха'аманы в Фааоне 6. Пунаауиа, где Гоген жил в 1895-1901 гг.
67. В лучшем выходном
платье таитянская семья идет в кальвинистскую церковь в Паофаи (Папеэте). Впрочем, женщина
посредине так часто натирала ноги, что на этот раз оставила туфли дома. Зато исполненные
покаянного духа мужчины честно шагают в жарких шерстяных пиджаках, несмотря на тропический
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гоген в Полинезии"
Книги похожие на "Гоген в Полинезии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Даниельссон - Гоген в Полинезии"
Отзывы читателей о книге "Гоген в Полинезии", комментарии и мнения людей о произведении.