Иван Майский - Перед бурей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Перед бурей"
Описание и краткое содержание "Перед бурей" читать бесплатно онлайн.
О с н о в н ы м мотивом, побудившим меня написать эти воспо минания, было желание на собственном примере показать, как люди старого поколения, выраставшие в условиях цар ской России, приходили к революции
рах. Никто у него ничего не делает и, конечно, ничего
не знает. Изредка Гален вызывает кого-нибудь и спраши
вает урок. Результат обычно оказывается плачевный. Тогда
Гален сердится и скороговоркой кричит:
— Скверно, скверно! Сесть на место! Надо получиться.
Затем делает очередную рожу и переходит к очередно
му сообщению о французском театре...
Учитель немецкого языка — Берг. Он оправдывает свою
фамилию (по-немецки «Berg» означает «гора»). Это не че
ловек, а какая-то огромная мясная туша, три аршина в об
хвате. Весит Берг десять пудов, съедает за обедом пять
тарелок супу и десяток котлет. Рассказывает всем и
каждому, что он «кончил на Дерптский университет» и яв
ляется «спесиалист» по немецкой литературе. Может быть,
это и так, но за тяжеловесностью особы Берга ничего та
кого не заметно. Берг, конечно, больной человек, и ему
следовало бы заняться своим здоровьем. Вместо этого, он
занимается с нами немецким языком, или, точнее, тихо
похрапывает на уроках. Придет, сядет на кафедру, кото
рая начинает трещать под его могучей фигурой, вызовет
одного-двух учеников и вдруг... голова Берга уютно скло
нилась на подставленную правую руку, глаза закрылись, и
из громадного мясистого носа торопливо понеслись легкие
подозрительные звуки. Проходит несколько минут. Кто-
нибудь из учеников из озорства громко хлопнет верхней
крышкой парты. Берг внезапно дернется, вздрогнет, от
кроет глаза и, как будто ни в чем не бывало, спросит:
— Николаев, ты почему замолчал?
147
— Да вы меня не вызывали,—с удивлением отвечает
Николаев.
— Как не вызывал?—начинает кипятиться Берг.—Что
ты выдумываешь? Отвечай, отвечай!
И когда ошеломленный Николаев встает, для того что
бы отвечать сегодняшний урок, голова Берга вдруг опять
уютно склоняется на руку, и по классу начинает разно
ситься его сладкий храп.
В одном из классов был такой случай: когда Берг, то
обычаю, задремал, все ученики, один за другим, потихонь
ку вышли. Случайно забежавший Чиж был потрясен от
крывшейся его взору картиной: пустой класс, а на кафед
ре громко храпящая гигантская груда костей, жира и мя
са, именуемая учителем немецкого языка Бергом...
Надо ли продолжать зарисовку портретов этой педаго
гической галлереи? Не думаю. Сказанного выше совершен
но достаточно.
Таков был наш омский «гимназический Олимп» времен
моего детства и отрочества. Правда, позднее, к концу
моего пребывания в гимназии, когда из отрока я стал пре
вращаться в юношу, картина начала несколько меняться.
Среди Чижей, Борткевичей и Михновских появилась новая
учительская поросль, более свежая и прогрессивная. Об
этом я расскажу в свое время. Однако вплоть до шестого
класса мне все время приходилось иметь дело с теми
«олимпийцами», которых я только что изобразил, и пото
му именно против них я направил нож моего критического
анализа по возвращении из Кирилловки. Особенно резко
при этом мне бросались в глаза два момента.
Во-первых, мертвенно-бездушный формализм, проникав
ший нашу учебную систему и определявший собой отноше
ние учительского персонала к учащимся. Все преподавание
было построено на бессмысленной зубрежке, а все воспи
тание состояло в последовательном проведении принципа
«тащи и не пущай». Гимназист был связан по рукам и но
гам десятками нелепых, стеснительных правил: он должен
был обязательно посещать церковь, он должен был обяза
тельно носить ранец, он не должен был ходить в театр, он
не должен был позже восьми часов вечера появляться на
улице и т. д. Все внимание гимназической администрации
было обращено на то, чтобы непременно уложить моло-
148
дежь в эти тугие рамки. Я уже говорил, что латинист Мих
новский ловил по вечерам запоздавших учеников. Но он
был не один. Директор Мудрох систематически посылал
классных наставников и их помощников на розыски «непо
добных поступков» (как он выражался) со стороны гимна
зистов и требовал от них обязательного представления
компрометирующего материала. Кто подобного материала
не приносил, получал реприманд в таком виде:
— Дурак! Деньги получаешь, ходишь, ничего не ви
дишь! Дурак!
А инспектор Соловьев нередко прятался у подъезда и
записывал учеников, которые не носили ранца за плечами.
Да, наши учителя были настоящие «человеки в футляре»,
которые прекрасно выполняли задание царского режима —
душить мысль и парализовать волю подрастающего поко
ления.
Во-вторых, меня глубоко возмущало бесстыдное подха
лимство, которое стало второй натурой педагогического
персонала. Была целая лестница: инспектор ходил на зад
них лапках пред директором, преподаватель —пред инспек
тором, классный наставник—пред преподавателем и т. д.
Начальству кланялись, пред начальством лебезили, у на
чальства лизали пятки. Я помню один замечательный слу
чай. Приехавший из Томска попечитель учебного округа
Флоринский посетил нашу гимназию. Еще за два дня до
его визита все классы и коридоры мыли, скребли, начи
щали, приостановив обычные занятия. Накануне дня посе
щения Михновский, придя в класс, весь свой час убил на
«подготовку» учеников к «счастливому событию». Куда
девалось его олимпийское величие! На глазах у всех гим
назистов он показывал в лицах, что надо делать, если по
печитель зайдет к нам в класс, как выходить из-за парты,
как кланяться, как улыбаться, как выражать восторг пред
мудростью начальства. На следующий день попечитель,
как на грех, миновал наш класс, и Михновский был страш
но разочарован. Зато в коридоре гимназии разыгралась
изумительная сцена: когда в нем появился попечитель в
сопровождении директора Мудроха, Чиж побежал петуш
ком впереди и полушопотом, в котором слышались злость
и раздражение, зашипел, обращаясь к толпившимся уче
никам:
— Кланяйтесь! Кланяйтесь! Что же это вы, батеньки,
стоите, как чурбаны?
149
А в это же время сзади попечителя и директора семе
нил высокий учитель гимнастики и, жестикулируя и сви
репо вращая глазами, из-за спины «олимпийцев» сигнали
зировал гимназистам:
— Руки по швам! Кланяться!
Глядя на эту картину, мне было тошно и противно.
14. ГИМНАЗИЧЕСКИЙ БУНТ
Вскоре я сделал дальнейший шаг вперед в моем крити
ческом походе против гимназии. Подражая Писареву, я
начал писать большую статью под заглавием «Наша гим
назическая наука». Я не знаю, почему я собственно стал
писать. Опубликовать подобного рода работу в то время
нельзя было по цензурным условиям, да к тому же у меня
не было еще никаких связей и знакомств в литературных
кругах. Тем не менее я стал писать... просто потому, что
хотелось писать, потому, что наполнявшие голову новые
мысли и запросы властно искали выхода наружу. Возмож
но также, в этом сказывались заложенные во мне литера
турные склонности. Работа моя была написана горячо, но
наивно, сумбурно и свыше меры цветисто. Она имела,
однако, один полезный для меня результат: в процессе
писания я поневоле должен был привести свои мысли
в известный порядок, суммировать свои наблюдения, точ
нее формулировать свои выводы и заключения.
Этот опыт не прошел для меня даром. В последующей
жизни всякий раз, когда мне приходилось разбираться и
находить путеводную линию в хаосе внезапно нахлынув
ших новых мыслей, чувств, фактов, соображений, я брался
за перо. Часто я писал при этом только для самого себя,
но игра, несомненно, стоила свечей. Такая работа всегда
сильно просветляла голову и помогала найти точку опоры
в пестрых и противоречивых явлениях действительности.
Когда я закончил свою статью о гимназической науке,
то выводы, к которым я пришел, четко формулировались
в двух лозунгах:
Д о л о й к л а с с и ц и з м !
Д а з д р а в с т в у ю т е с т е с т в е н н ы е н а у к и !
Конечно, в моих выводах не было ничего оригинально
го. Они носились тогда в воздухе, их делали тысячи людей
во всех концах России, о них кое-что писалось в журналах
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Перед бурей"
Книги похожие на "Перед бурей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Майский - Перед бурей"
Отзывы читателей о книге "Перед бурей", комментарии и мнения людей о произведении.