А. Липин - Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений"
Описание и краткое содержание "Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений" читать бесплатно онлайн.
Издание предназначено для работодателей, руководителей и работников организаций различных видов экономической деятельности, специалистов, проводящих специальную оценку условий труда, профсоюзных органов, слушателей системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Одновременно с развитием института аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ Правительством России было принято постановление от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», согласно которому назначение указанных в нем гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда должны назначаться в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако предусмотренные данным постановлением приказы Минздравсоцразвития России, устанавливающие конкретные размеры гарантий (компенсаций), приняты не были в связи с несогласием социальных партнеров с предложенной редакцией данных приказов. Более подробно об этом будет рассказано в пятой главе пособия.
И все же, несмотря на свою очевидную прогрессивность, институт аттестации рабочих мест по условиям труда не смог решить следующих ключевых и актуальных задач:
– аттестация рабочих мест по условиям труда так и не была распространена на систему льготного (досрочного) пенсионного обеспечения;
– несмотря на достаточное время своего существования, система аттестации рабочих мест по условиям труда так и не смогла охватить собой всех работодателей, особенно малый и средний бизнес;
– отсутствие экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах.
Необходимость ускоренного решения указанных задач предопределило необходимость реформирования существующей системы оценки условий труда, что было осуществлено в 2013 году в результате подготовки и принятия Федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ) и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ).
Глава 2. Подготовка и проведение СОУТ
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявить и оценить вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах, которая включает следующие основные процессы:
• выявление вредных и опасных производственных факторов;
• проведение измерений уровней указанных факторов;
• распределение условий труда на рабочих местах по четырем классам (оптимальные, допустимые, вредные, опасные).
Основными этапами проведения определены:
• подготовка к проведению;
• идентификация вредностей (опасностей);
• декларирование соответствия условий труда;
• измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
• оформление результатов.
Что касается сроков проведения СОУТ, то в соответствии со ст. 212 ТК РФ ее проведение является обязанностью работодателя. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, если до дня вступления его в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, требующих проведения внеплановой оценки условий труда, порядок проведения которой установлен ст. 17 Федерального закона.
Таким образом, если на рабочих местах до 31 декабря 2013 г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, ее результаты действительны в течение пяти лет с момента завершения указанной аттестации. При этом СОУТ на данных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Федерального закона, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
Поэтапное проведение СОУТ осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых выявлены потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы.
При этом ч. 6 ст. 10 Федерального закона установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении следующих рабочих мест:
• рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости
• рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В случае поэтапного проведения СОУТ не устанавливается количество этапов ее проведения и количество рабочих мест, на которых будет проведена оценка в ходе каждого этапа. В этой связи указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ, заключение которого предусмотрено частью 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона.
2.1. Права и обязанности работодателя и работников в связи с проведением СОУТ
Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. Эта оценка проводится совместно работодателем и организацией или организациями, оказывающими услуги в области проведения СОУТ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Оценка проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России 24.01.2014 № 33н..
2.1.1. Права и обязанности работодателя
Работодатель вправе:
– требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;
– проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом «О специальной оценке условий труда»;
– требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
– обжаловать в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.
Работодатель обязан:
– обеспечить проведение СОУТ (в том числе внеплановой), в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
– предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения этой оценки;
– не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
– ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте;
– давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
– реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.
2.1.2. Права и обязанности работника
Работник вправе:
– присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
– обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей оценку (далее – эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения этой оценки на его рабочем месте;
– обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ.
2.2. Права и обязанности организации, проводящей СОУТ
Организация, проводящая СОУТ вправе:
– отказаться в порядке, от проведения СОУТ, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
– обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений"
Книги похожие на "Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Липин - Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений"
Отзывы читателей о книге "Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений", комментарии и мнения людей о произведении.