Максим Шапиро - Гуманитарная помощь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гуманитарная помощь"
Описание и краткое содержание "Гуманитарная помощь" читать бесплатно онлайн.
- Люди, однако, не живут в открытом космосе, - заметил Поллит, - Если конечно не брать в расчет «Свободное пиратское галактическое братство» и прочие исключения относительно недавнего времени.
- То есть им есть куда бежать? – спросил генетик.
- Теоретически есть, - ответил Поллит, - И, тем не менее, люди при определенных условиях весьма альтруистичны. Уже сами масштабы благотворительности свойственной роду человеческому должны заставить задуматься. Зачем мы помогаем тем, кто вряд ли когда-нибудь ответит нам услугой за услугу? С точки зрения логики быть эгоистом в достаточно большой группе альтруистов настолько выгодная и успешная стратегия, что непонятно, почему этот вариант выбирают так мало людей.
- Может быть эти эгоисты боятся, что эти альтруисты могут собраться вместе и переломать им ноги? – ехидно заметил Семченко.
- Но дело в том, - снова вступил в разговор Граф, - Что наказывать эгоиста, который тебя лично не обманул, а нанес вред кому-то еще - это тоже альтруизм143. Наказание обманщика требует затрат времени и ресурсов144. А в достаточно большом сообществе эгоист может просто раствориться в толпе и найти его, чтобы наказать потребует несоразмерных нанесенному вреду усилий. И, тем не менее, люди как правило этих усилий не жалеют145.
- Ладно, - вздохнул Семченко, - Сдаюсь. Давайте выкладывайте в чем же дело.
- Ответ на самом деле очевиден. Если эгоизм торжествует в условиях, когда покинуть группу легко, а сама группа достаточно велика, то наша склонность к альтруизму рождалась в маленьких обособленных группах, находящихся в состоянии настолько жестокой конфронтации146, что покинуть такую группу означало бы верную смерть. Межгрупповая конкуренция способствует групповой кооперации147.
- И тут самое время вспомнить с каким энтузиазмом резали друг друга наши предки из каменного века148и продолжают резать аборигены Сараста, - добавил Граф.
- Понятно, - кивнул Семченко, - Из-за того, что племена Сараста непрестанно воюют между собой, каждый отдельный член племени образец самопожертвования.
- По отношению к своим, разумеется, - уточнил советник.
- Даже гормон этим заведующий известен, - добавил Поллит, - Это окситоцин149. Он, что характерно, усиливает альтруизм к своим и одновременно агрессию к чужакам. Ну и то, что склонность к самопожертвованию150 определяется не только культурой, но и наследственностью151 уже давно не новость.
- Итак, фактически мы имеем кровожадные банды внутренне альтруистичных охотников-собирателей, которые к тому же и врожденные конформисты152, - подытожил генетик, - Но что-то мне все же не верится, что в таких тепличных условиях не возникает эгоистов. Альтруизм одних – идеальная питательная среда для эгоизма других. Ведь гораздо лучше, пользуясь альтруизмом соплеменников, отвертеться от войны, где могут убить, и остаться дома с кучей женщин, за которыми некому присматривать, пока остальные кладут свои жизни на алтарь победы над нехорошим врагом.
- Лучше, - подтвердил Поллит, - Но вот вы, генетик, скажите мне, что происходит, когда некий фермент, ген или целая клетка вырывается из-под контроля организма?
- Ничего хорошего. Все это, начиная от бунта B-хромосом153, мятежа фактора расхождения сегрегации154, коварства гена Медеи155, восстания транспозонов156, буйства эндонуклеазы генной конверсии157, заговора генов цитоплазмы158 и заканчивая банальным раком159 и прочим160, ведет к ослаблению этого самого организма, ухудшению приспособленности, а зачастую и к его смерти.
- Но, судя по тому, что организмы все еще существуют, они как-то научились с этим справляться, - заключил Поллит.
- Научились. И принцип тот же, что у разделения властей. Одиночка эгоист обычно не может выстоять против всех остальных членов сообщества, если они на него ополчатся.
- Ну вот и у людей также161. Более того, мы наказываем эгоистов не совсем бескорыстно. Сканирование мозга показывает, что мы при этом испытываем сильнейшее удовольствие162. Оно и неудивительно. Наши предки были высокосоциальные коллективисты эволюционно163 заточенные164 на выявление165 эгоистов и обманщиков. Это кстати одна из причин популярности мыльных опер. Мы инстинктивно любим сплетни.
Нашим предкам они среди прочего служили для все той же цели – выявления и запоминания людей с подмоченной репутацией166. А уж если наши пращуры выявляли какого эгоиста, то жизнь его становилась очень неприятной167 и, как правило, недолгой. Времена тогда были суровые. А на Сарасте они продолжают оставаться таковыми.
- Если аборигены Сараста не перестанут заниматься ерундой и не возьмутся за сельское хозяйство, то скоро времена там станут еще более суровыми. Если конечно жители планеты не освоят фотосинтез, как растения, которые они так упорно отказываются сажать, - ехидно вставил Семченко, - Или же они могут перейти на каннибализм. Тоже в принципе решение демографической и продовольственной проблемы. Темтболее, что я слышал, что там поеданием ближнего своего и сейчас не брезгуют. И если уж они там такие любители альтруизма, то могут честно делить мясо убитых врагов на все племя, включая стар и млад.
- Самое забавное, - улыбнулся Поллит, - Вы только что случайно сформулировали самую суть проблемы. Я, разумеется, не о каннибализме, а о склонности аборигенов Сараста делиться мясом дичи, добытой на охоте, с менее везучими членами племени.
- Потому, что они там все поголовно альтруисты, а те, кто не альтруист рискует получить копьем в бок или дубиной по голове?
- Верно, - согласился Поллит, - Но почему они такие альтруисты только в том, что касается охотничьей добычи? Альтруизм мгновенно испаряется, если дело идет не о мясе, а о плодах собирательства168. Которым занимаются именно женщины. Они собирают те продукты, добыча которых стабильна и прямо пропорциональна вложенному труду, а вот мужчины предпочитают добывать то, что встречается относительно редко и потому является деликатесом169. Это разделение труда по полу встречается почти во всех примитивных обществах.
- Крайним феминисткам эта идея про женскую работу не понравится, - мрачно заметил Семченко, которому уже приходилось иметь с ними дело.
- Это их проблемы, - пожал плечами Поллит и продолжил, - Важно понимать, что такое для первобытных мужчин охота и как это работает. Охота это зачастую групповое мероприятие. Так или иначе участвуют почти все мужчины племени. А еще охота похожа на войну именно того типа, которую ведут между собой племена охотников-собирателей. Засады, набеги, скоординированные действия и способность выследить жертву – все это используется как во время охоты, так и во время войны. Фактически охоту можно приравнять к военным учениям. И соответственно уклоняющихся от нее будут считать дезертирами. Стереотип, что охота это мужское занятие, а ковыряться в земле в поисках съедобных корешков – женское, будет поэтому очень силен. И никакой мужчина не захочет, чтобы остальные члены племени звали его бабой. Более того, такого мужчину не захочет и ни одна женщина племени. Охота это не только хороший способ добыть мяса, но и оценить гены добытчика170. Так что неудивительно, что хорошие охотники более популярны у женщин и соответственно имеют больше детей171.
- Так значит аборигены Сараста не хотят заниматься земледелием, так как это в их понимании унизительная бабская работа? – уточнил генетик.
- Мир охотников-собирателей — это мужской мир и женщины имеют в нем подчиненный статус172, но это только часть проблемы, - вздохнул Поллит, - Причем не самая значительная. Еще одно препятствие состоит в том, что аборигенам просто невыгодно было заниматься земледелием173. Иначе бы они им уже занялись. Вопреки шаблонным представлениям, охотник-собиратель первобытного времени имел более сбалансированный рацион и должен был работать для пропитания меньше часов чем земледелец174. Охотиться для представителей нашего вида при прочих равных вообще-то куда как приятнее и легче, чем не разгибаясь пропадать в поле.
- Может оно конечно и так, - пожал плечами Семченко, - Но сдается мне, что умирать от голода еще неприятнее чем ковыряться в земле. А учитывая темпы прироста населения у племен не знающих, что такое контрацептивы и аборты…
- Не стоит путать нынешнее состояние дел с прошлым, - перебил его Поллит, - Первобытные люди может и не знали презервативов, но рождаемость вполне себе контролировали175. Именно для того, чтобы избежать демографического кризиса и последующего голода.
- Это как же они ее контролировали?
- Да элементарно – убивали лишних новорожденных176. Ну и стариков заодно. Вполне обычная практика.
Плюс излишки народонаселения сжигались в постоянной войне с соседями.
- Но теперь-то они этого не делают! И население там растет бешеными темпами, за которыми поставки гуманитарной помощи никак не поспевают. Там уже сейчас недоедание стало обыденностью. А скоро наступит тотальный голод с миллионами смертей!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гуманитарная помощь"
Книги похожие на "Гуманитарная помощь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Максим Шапиро - Гуманитарная помощь"
Отзывы читателей о книге "Гуманитарная помощь", комментарии и мнения людей о произведении.