» » » М. Коломиец - Советские супертанки


Авторские права

М. Коломиец - Советские супертанки

Здесь можно скачать бесплатно "М. Коломиец - Советские супертанки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Коломиец - Советские супертанки
Рейтинг:
Название:
Советские супертанки
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советские супертанки"

Описание и краткое содержание "Советские супертанки" читать бесплатно онлайн.



Развитие конструкций танков на рубеже 20-х —30-х годов, при фактически полном отсутствии эффективных средств противотанковой обороны, привело к созданию супертанков — тяжелых многобашенных боевых машин. Действительно, при почти одинаковой толщине брони тяжелый танк логично должен был отличаться от легкого более мощным вооружением. Поэтому английский (а англичане тогда были законодателями моды в танкостроении) тяжелый танк «Индепендент», послуживший прототипом для советского тяжелого танка Т-35, в качестве основного вооружения нес 47-мм пушку, такую же, как и легкий «Виккерс 6-тонный», но вооружался еще четырьмя пулеметами во вращающихся башнях.

Советские конструкторы пошли дальше: в главной башне танка Т-35 устанавливалась 76-мм пушка, предназначенная для действий по полевым укреплениям в основном фугасными снарядами. Борьба с танками возлагалась на две средние башни с 45-мм пушками, по пехоте должны были «работать» пулеметы в двух малых башнях. В те годы супертанк виделся именно таким — ощетинившимся стволами пушек и пулеметов «сухопутным броненосцем». Однако, в отличие от корабля-броненосца, командир такой боевой машины просто физически не мог справиться с его управлением. Находясь в главной башне, имея ограниченный сектор обзора, командир должен был держать в уме сектора обстрела средних башен, которых он не видел, да еще и давать команды механику-водителю на остановку для выстрела, не зная, можно ли в данный момент вести огонь из нужной башни, и если можно, то куда.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»






Такая компоновка позволила сократить объем корпуса и соответственно снизить массу. Подвеска предполагалась по типу Т-35 или опытная торсионная, над которой на Кировском заводе уже работали.

Башни танка задумывались коническими. Причем главная очень напоминала главную башню Т-28, с размещением пулеметных установок в нише и у места командира. Но несмотря на все принятые меры, полностью защитить весь танк 60-мм броней не удалось. Чтобы вписаться в требуемые 55 т, кое- где пришлось поставить броню 50 мм.

Завод № 185 пошел другим путем. Рассудив, что если ширины корпуса не хватает для установки двух малых башен рядом, то ширина танка сделать это вполне позволяет. Поэтому они применили компоновку, обратную Т-28. Главную башню разместили в передней части корпуса, а за ней возвышенно, на подбашенной коробке — две 45-мм башни. Правда, ни одна из башен не имела кругового обстрела, но в широком носовом секторе, в отличие от СМК, могли стрелять все три.

Деревянные макеты в натуральную величину и чертежи боевых машин рассматривались специальной макетной комиссией под председательством помощника начальника АБТУ КА военинженера 1-го ранга Коробкова 10 и 11 октября 1938 года.

Трехбашенные варианты танка СМК: вверху — с торсионной подвеской, внизу — с балансирной подвеской по типу Т-35


Оба проекта произвели на членов комиссии неоднозначное впечатление. С одной стороны, и по массе, и по броне, и по вооружению все требования были выполнены. Но какой ценой?

У СМК боевое отделение задней малой башни постоянно бы нагревалось от расположенного рядом двигателя, а в случае плохой герметизации его экипаж мог еще и угореть. Так же и у Т-100: боевое отделение главной башни нагревалось бы от радиаторов.

Смущало также, что 76-мм пушка имела ограниченный сектор обстрела, а командир танка, находящийся в главной башне, — ограниченный обзор. Но при этом стало ясно, что конструкторы сделали все возможное в пределах предложенного техзадания, поэтому последнее необходимо было менять, уменьшив количество башен с трех до двух.

Уже позже, с легкой руки Котина, родилась легенда о том, как на заседании Комитета обороны, состоявшемся в Кремле 9 декабря 1938 года, Сталин экспромтом снял одну башню с макета СМК, а затем — и с Т-100, и оба танка превратились в двухбашенные. На самом же деле все экспромты вождя были почти всегда очень хорошо подготовлены и основывались на заблаговременных консультациях с признанными специалистами.

На том же заседании представители Кировского завода получили разрешение изготовить и однобашенный вариант танка прорыва, "аналогичный по своим характеристикам танку СМК". Чуть позже он получил обозначение КВ.

Естественно, что простым снятием одной башни дело не обошлось, и обоим заводам пришлось в корне переработать свои проекты, мало что оставив от прежних вариантов.

В январе 1939 года чертежи всех танков были переданы в производство. К первомайским праздникам Кировский завод сумел "выкатить" СМК. Изготовление Т-100 и КВ затянулось примерно на два месяца. 25 июля, после обкатки и устранения мелких недостатков, СМК и Т-100 передали на полигонные испытания.

Компоновочные схемы танков отличались от классической размещением вооружения в двух диаметрально-возвышенных башнях. При этом у Т-100 обе башни были установлены строго по продольной оси танка, а у СМК малая башня — немного смещена влево. Большие башни на обоих танках устанавливались на высоких подбашенных коробках. Одинаковым было и размещение членов экипажа: в отделении управления по оси машины располагался механик- водитель, справа от него — радист (в СМК — стрелок-радист); в малой башне — наводчик (командир башни) и заряжающий, в большой — командир танка, наводчик и заряжающий. Кроме того, в каждой машине было предусмотрено место для техника.

В большой башне танка Т-100 устанавливались 76-мм пушка Л-10 и спаренный с нею пулемет ДТ. Углы наведения пушки находились в пределах от — 5,5° до +26° в вертикальной плоскости.


Танк СМК на полигонных испытаниях. Август 1939 года. Хорошо видны форма траков, установка курсового пулемета, антенный ввод, фара и звуковой сигнал.


На крыше главной башни размещалось то, что иногда называют пулеметной, а иногда командирской башенкой. На самом же деле это была закрытая зенитная турель.

Командир танка на Т-100 сидел так же, как на СМК и Т-35, то есть справа от пушки, и вел наблюдение за полем боя в перископ. А стрелял из зенитного пулемета заряжающий, стоя на своем сиденье и пользуясь специальным перископическим прицелом. Пулемет занимал все пространство башенки, и всунуть туда голову можно было, только задрав его ствол вверх на 90°. В таком положении можно было воспользоваться смотровыми щелями, прорезанными по периметру башенки уже после изготовления танка, поскольку поле зрения перископического прицела было мало и стрелок мог потерять ориентировку. Теоретически из башенки можно было стрелять и по наземным целям, правда, очень удаленным, так как пулемет не имел угла снижения.

Вооружение большой башни танка СМК было несколько иным. В ней устанавливалась 76-мм пушка Л-11. Орудие и спаренный пулемет ДТ имели углы вертикального наведения от — 2° до +33°. Зенитный пулемет размещался открыто на турели башенного люка. В кормовом листе большой башни СМК был смонтирован еще один ДТ.

Вооружение малых башен обоих танков было идентичным — 45-мм пушка 20К и спаренный пулемет ДТ. Угол горизонтального наведения 45-мм пушки танка Т-100 составлял 256°, танка СМК- 270°.

СМК


На танке СМК, кроме того, имелся курсовой пулемет ДТ в шаровой установке. Огонь из него вел стрелок-радист. Механизмы поворота башен оснащались ручными и электромеханическими приводами.

Для ведения огня и наблюдения за полем боя использовались панорамные и телескопические прицелы ПТК, ПТКУ, ТОП, ПТ-1, ТОД и ТЗП (последние два только на Т-100).

В кормовой части корпуса обоих танков размещался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный V-образный авиационный (точнее, морской глиссерный) двигатель жидкостного охлаждения ГАМ-34-ВТ мощностью 850 л.с. при 1850 об/мин. На Т-100 двигатель располагался по оси машины, а у СМК он был смещен к правому борту (наследие трехбашенной схемы).

Механическая силовая передача танков СМК состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, многодисковых бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами и двухступенчатых бортовых передач.

В трансмиссию танка Т-100 входили трехдисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, многодисковые бортовые фрикционы сухого трения с ленточными тормозами и простые однорядные бортовые редукторы. Бортовые фрикционы и тормоза имели пневматические сервоприводы управления и дублирующий механический привод.

Радиатор системы охлаждения емкостью 70 л у танка СМК продувался воздухом с помощью вентилятора, посаженного на носок коленчатого вала.


Танк СМК на полигонных испытаниях. Вверху —вид с правого борта, внизу — вид сзади. Обратите внимание на 12,7-мм пулемет ДК в нише большой башни.


На Т-100 имелось два радиатора общей емкостью 100 л. Они продувались с помощью вентилятора, установленного горизонтально на тумбе на коробке передач.

В конструкции моторно-трансмиссионного отделения Т-100 была сделана попытка защитить танк от нового противотанкового средства, широко применявшегося в Испании, — бутылок с горючей смесью. Крыша МТО не имела отверстий для забора и выброса охлаждающего воздуха и была наклонной — чтобы горючая смесь быстрее стекала с корпуса. Забор и выброс воздуха осуществлялись сбоку, над крыльями, через специальные броневые карманы.

На чертежах это решение выглядело неплохо, но испытания танка и его боевое применение внесли свои коррективы. Первые же выезды шасси Т-100 (еще без башен) показали, что мотор сильно перегревается. Охлаждающий воздух, проходя через броневые карманы, и так испытывал большое сопротивление на входе и выходе, а поскольку карманы находились рядом, то система охлаждения засасывала горячий воздух, едва выброшенный из танка. Пришлось заделать отверстия для выброса воздуха в борту корпуса и прорезать их в крыльях. Теперь отработанный воздух выбрасывался на верхние ветви гусениц. Это частично решило проблему охлаждения, и на втором шасси (будущий T-100Y) МТО перепроектировали так, что выброс воздуха вниз на гусеницы стал штатным, а заодно туда же вывели и выхлопные трубы.

При дальнейших испытаниях Т-100 появились новые проблемы с системой охлаждения. Вентилятор с такой силой засасывал воздух, что при езде по лесу сетки воздухозаборника быстро забивались сорванными с деревьев листьями!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советские супертанки"

Книги похожие на "Советские супертанки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Коломиец

М. Коломиец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Коломиец - Советские супертанки"

Отзывы читателей о книге "Советские супертанки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.