М. Барятинский - Штурмовое орудие Stug III
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Штурмовое орудие Stug III"
Описание и краткое содержание "Штурмовое орудие Stug III" читать бесплатно онлайн.
В период между двумя мировыми войнами создание новых образцов штурмовых орудий продолжилось в разных странах, в том числе и в Германии, где работа над ними особенно интенсифицировалась после прихода к власти нацистов, кроме того, именно здесь этот вид вооружения приобрел совершенно новое качество.
В 1935 году генерал-майор Эрих фон Манштейн опубликовал меморандум по принципам взаимодействия танков, пехоты и подвижных артиллерийских подразделений. Он предлагал придать пехотным соединениям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Планировалось, что к 1939 году такие дивизионы должны получить все пехотные дивизии первой линии, а в следующем году — резервные.
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
М. Барятинский
Бронеколлекция 2001 № 06(39) Штурмовое орудие Stug III
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Обложка: 1-я — рис. В.Лобачева, 2 — 4-я стр. — рис. М. Дмитриева, 3 стр. — фото М.Коломиица
Литература
1. Архипов В.С. Время танковых атак. — М., Воениздат, 1981.
2. Барятинский М.Б. Танки вермахта. — М., «Аскольдь», 1993.
3. Барятинский М.Б. Средний танк Panzer III. — М., «Моделист-конструктор», 2000.
4. Свирин М. Штурмовое орудие SturmGeschutz III. — М., ЭксПринт НВ, 1996.
5. Коломиец М.В., Мощанский И.Б. 1945, танковые войска Вермахта на советско- германском фронте, ч.1. — М., «Стратегия КМ», 2001.
6. Кузнецов П.Г. Самоходная артиллерия немецкой армии во Второй мировой войне (1939— 1945 гг.) —М., Воениздат, 1946.
7. F.Hahn. Waffen und Geheimwaffen des Deutschen Heeres 1933 — 1945. — Bonn, 1992.
8. P.Chamberlain, H.Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. — London, 1996.
9. Borawski Z., Ledwoch J. Sturmgeschuts III. — Warszawa, 1993.
10. B.Culver. Sturmgeschutz III in action. — Squadron/Signal Publications, Inc., 1976. Журналы: «Моделист-конструктор», «Бронеколлекция», «Танкомастер», НРМ, Military Modelling.
Информация общедоступной сети Internet.
Следующий номер «Бронеколлекции»: монография «Советские супертанки»
История создания
Штурмовое орудие StuG IIIAusf.A из состава 191-го дивизиона. Восточный фронт, 1941 год
Штурмовые орудия как вид артиллерии появились в годы Первой мировой войны. В ходе боевых действий выявилась острая потребность в орудиях, способных обеспечить огневую поддержку пехотных подразделений в момент их непосредственного соприкосновения с противником, например во время атаки. Орудия, стрелявшие с постоянных позиций, в этот момент переносили огонь в глубь обороны противника и ничем не могли помочь пехоте. В результате появились легкие орудия, которые могли поддержать «царицу полей», как говорится, «огнем и колесами», действуя в ее боевых порядках. Правда, опыт войны выявил высокую уязвимость как самих штурмовых орудий, так и обслуживавшей их прислуги от ружейно-пулеметного огня противника.
В период между двумя мировыми войнами создание новых образцов штурмовых орудий продолжилось в разных странах, в том числе и в Германии, где работа над ними особенно интенсифицировалась после прихода к власти нацистов, кроме того, именно здесь этот вид вооружения приобрел совершенно новое качество.
В 1935 году генерал-майор Эрих фон Манштейн опубликовал меморандум по принципам взаимодействия танков, пехоты и подвижных артиллерийских подразделений. Он предлагал придать пехотным соединениям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Планировалось, что к 1939 году такие дивизионы должны получить все пехотные дивизии первой линии, а в следующем году — резервные.
Против идей Манштейна выступили танкисты, считавшие, что это приведет к раздроблению и распылению танковых и механизированных войск. Тем не менее, в 1936 году фирма Daimler-Benz AG приступила к созданию прототипа самоходного штурмового орудия с использованием шасси новейшего среднего танка ZW (в последующем — Pz.Ill), разработка которого велась с 1934 года на конкурсной основе несколькими фирмами. Вполне естественно, что Daimler-Benz положила в основу проекта шасси своей конструкции. Принципиальными качествами, выгодно отличавшими эту САУ от всех, разрабатывавшихся ранее, стали полностью бронированная боевая рубка, низкий силуэт и мощное бронирование.
Кстати сказать, в 1927— 1928 годах несколькими немецкими фирмами были спроектированы, а в ряде случаев и построены опытные САУ с пушками калибра 37 и 77 мм. Все они имели частичное бронирование и открытое размещение артсистем и выполнялись на базе гусеничных тракторов или полугусеничных машин. А тут вдруг — полностью бронированная машина на шасси среднего танка!
Впрочем, последние находки в российских архивах, в частности РГВА, возможно, дают ответ на этот вопрос. Дело в том, что в конце 1931 — начале 1932 года начальник группы перспективного проектирования УММ РККА С.Гинзбург и председатель НТК УММ РККА И.Лебедев вели переговоры с фирмой Daimler-Benz об изготовлении для Красной Армии опытного образца самоходно-артиллерийской установки со следующими тактико-техническими характеристиками: боевая масса — 9...12 т; экипаж — 4 человека; вооружение—76-мм пушка образца 1927 года в неподвижной полностью бронированной рубке; толщина брони — 30... 17 мм; мощность двигателя — 100...150 л.с.; скорость движения — 30...35 км/ч; запас хода — 200 км.
Интересно то, что в соответствии с заключенным договором немецкой стороне были переданы два эскизных проекта самоходных установок (очень напоминавших СУ-1, которая была впоследствии построена в СССР на шасси танка Т-26), выполненных С.Гинзбургом и В.Симским. Но немецкая фирма после проведенных доработок предложила советской стороне вариант боевой машины, не удовлетворявшей требованиям технического задания по боевой массе, скорости движения и запасу хода. При этом была запрошена сумма, почти втрое превышавшая ту, что обсуждалась на предварительных переговорах. В итоге сделка не состоялась.
А в июне 1936 года, когда Управление вооружений вермахта приняло решение о начале производства штурмовых орудий, фирма Daimler-Benz выдвинула проект, удивительно напоминавший машину, которая четырьмя годами раньше разрабатывалась по советскому заказу.
StuG III (нулевая серия)
StuG III Ausf А
StuG III Ausf.B (первые 8 машин)
StuG III Ausf.B
StuG III Ausf.E
В 1937 году на шасси танков Pz.NI Ausf.B было изготовлено пять прототипов новой САУ. Их сборка велась на заводе фирмы Daimler-Benz AG в Берлин-Мариенфельде.
Ходовая часть базового танка была заимствована без изменений и включала в себя восемь обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на двух полуэллиптических листовых рессорах.
На каждой тележке устанавливались амортизаторы фирмы Fichtel & Sachs. Ведущие колеса располагались спереди, а направляющие — сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Ширина гусеницы составляла 360 мм, длина опорной поверхности — 3200 мм.
Шасси оснащалось 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. (184 кВт) при 3000 об/мин. Крутящий момент передавался с двигателя на пятискоростную механическую синхронизированную коробку передач Zahnradfabrik ZF SFG75 с помощью карданного вала, проходившего над полом боевого отделения и закрытого специальным кожухом.
Учитывая экспериментальный характер первых машин, их боевые рубки выполнялись не из броневой, а из обычной стали. Сварная рубка крепилась к корпусу шасси болтами. В ее крыше имелись два люка для посадки членов экипажа и два люка для установки панорамного прицела и стереотрубы. Особенностью новой САУ было то, что все четыре члена экипажа, включая механика-водителя, размещались в рубке.
Машина вооружалась 75-мм пушкой StuK 37 с длиной ствола 24 калибра. Угол горизонтального наведения составлял 24° (по 12° влево и вправо), вертикального — от — 10° до +20°. В боевом отделении дополнительно укладывались 7,92-мм ручной пулемет MG 34 и пистолет-пулемет МР 40. Пушки изготавливала фирма Friedrich Krupp und Sohn AG в Эссене.
В 1938 году прототипы проходили испытания на полигоне в Деберице, а затем — в Куммерсдорфе и вплоть до осени 1941 года в артиллерийской школе в Ютеборг-Дамме. В боевых действиях они не участвовали.
Результаты первых же испытаний новых САУ реанимировали споры в немецком военном руководстве. С одной стороны, пехота получала бронированные машины, которые могли послужить средством оперативной огневой поддержки; с другой — штурмовое орудие, казалось, не имело никаких преимуществ перед танком Pz.IV, вооруженным аналогичной пушкой. Однако танк, по мнению большинства германских генералов, в особенности Гейнца Гудериана, был много полезнее любой самоходки с ограниченными углами горизонтального наведения орудия. Мнения о целесообразности выпуска штурмовых орудий вновь разделились, и трудно сказать, как бы сложилась их судьба, если бы не настойчивость Эриха Манштейна и подоспевшая польская кампания, в ходе которой вермахт остро ощутил недостаток мобильной полевой артиллерии.
Первые серийные штурмовые орудия покинули цеха фирмы Daimler-Benz в феврале 1940 года. Машина получила официальное название Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschütz 7,5 cm kanone — бронированный самоходный лафет для штурмового орудия с 75-мм пушкой. 28 марта 1940 года САУ присвоили армейское обозначение Sturmgeschütz III (сокращенно StuG III). По сквозной системе обозначения подвижных средств вермахта StuG III получила индекс Sd.Kfz. 142.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Штурмовое орудие Stug III"
Книги похожие на "Штурмовое орудие Stug III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М. Барятинский - Штурмовое орудие Stug III"
Отзывы читателей о книге "Штурмовое орудие Stug III", комментарии и мнения людей о произведении.