Коллектив авторов - История философии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История философии"
Описание и краткое содержание "История философии" читать бесплатно онлайн.
Дается систематическое изложение развития мировой философской мысли. Включает разделы: «Философия Древнего мира и Средневековья», «Западноевропейская философия Нового и Новейшего времени», «История русской философской мысли», «Философская мысль Беларуси». Раскрывает сложные коллизии становления и развития теоретического мировоззрения, знакомит с основными философскими направлениями, течениями и школами. Учтены новейшие подходы к объяснению сущности и характера историко-философского процесса.
Для студентов, магистрантов, аспирантов социально-гуманитарных специальностей, всех, кого интересует философия.
По-видимому, европейская культура, по преимуществу оставаясь еще феодальной, была в тот период не готова к встрече с неожиданно вырвавшимся наружу стихийным индивидуализмом, оказалась не в состоянии безболезненно ассимилировать все последствия произошедшей тогда в интеллектуальных кругах мировоззренческой, ценностной революции. Последняя, упразднив Бога как основной регулятивный принцип и возложив многие его традиционные функции на отдельного, изолированного индивида, не смогла на первых порах выработать сдерживающие человеческий эгоцентризм нормативные рамки и регулирующие механизмы, упорядочить на основе новых ценностей общественную и частную жизнь людей. Для того чтобы это произошло, потребовался длинный ряд десятилетий борьбы и смуты. В реальности теоретически оформившиеся в период раннего и среднего Возрождения новые мировоззренческие ценности и ориентиры получили свое идеологическое закрепление на уровне массового сознания и стали в той или иной мере устойчивыми регуляторами человеческого поведения только после целой серии религиозных войн и Реформации. Если точнее, это произошло лишь с утверждением протестантизма, протестантской этики, сориентировавшей население ряда западноевропейских стран на новое, характерное уже для буржуазного общества отношение к природе, труду, собственности, богатству, на новое понимание обязанностей человека по отношению к другим людям, общине и т. д. На практике, для того чтобы все это стало возможным, чтобы, наконец, сформировался некий прообраз того, что сейчас принято называть «правовым государством», потребовалось пролить реки крови (в Германии, по некоторым данным, за весь период религиозной Реформации – этой «буржуазной революции № 1» – погибло около двух третей населения). Впрочем, вопрос о религиозной Реформации и протестантизме как новой религии – религии капиталистической общественной формации – мы еще специально рассмотрим в соответствующем разделе.
В целом эпоха Возрождения представляет собой весьма сложное и противоречивое явление. Ее нужно рассматривать во всех ее проявлениях, избегая однозначных, односторонне-позитивных или односторонне-негативных оценок.
Основные черты ренессансной философии
Пришедшая на смену многовековому господству схоластики философия эпохи Возрождения явилась своеобразным этапом в зарождении и развитии новой европейской философии – наиболее богатым и идейно насыщенным периодом в истории мирового философского развития. Новая философия давно занимает важнейшее место в программах историко-философского образования во многих странах, в том числе и у нас.
Новая философия в своем развитии прошла три этапа:
♦ этап зарождения – этап, хронологически совпадающий с эпохой Возрождения (заложены важнейшие предпосылки формирования новой антропоцентрической философской парадигмы. Новая философия в это время развивается еще не вполне самостоятельно, поскольку, несмотря на все свои серьезные достижения и оригинальные идеи, имеет много общего с античной и средневековой философской традицией);
♦ этап расцвета (XVII в.) – период, когда создаются основные системы философии Нового времени, собственный стиль философского мышления, отличный не только от средневекового, но и от античного;
♦ этап Просвещения (XVIII в.) – этап основных идей философии Нового времени (идеи выходят за пределы круга профессионалов, получают широкое распространение, ложатся в основу политических программ, приобретая определенное практическое значение. Вместе с тем этот этап в своем завершении характеризуется и критицизмом в отношении ранее разработанных доктрин, причем этот критицизм возникает как из теоретического осмысления, так и из попыток практического применения доктрин новой философии).
В настоящем разделе мы кратко коснемся лишь философской мысли эпохи Возрождения. Назовем некоторые наиболее характерные особенности философии Возрождения.
1. В эпоху Ренессанса философия вновь сосредоточивает свое внимание на изучении окружающей природы, реального мира, в котором живет и действует человек. Однако в понимании природы, так же, как и в трактовке человека, возрожденческая философия имеет свою специфику, которой не знала античная мысль. Эта специфика выражается прежде всего в том, что природа начинает трактоваться пантеистически. Суть пантеистической интерпретации окружающей действительности состоит в отождествлении Бога с его творениями. Христианский Бог при таком подходе сливается с природой, как бы растворяется в ней и тем самым утрачивает свой внеприродный, трансцендентный характер, практически перестает быть какой-то отдельной, высшей инстанцией. Бог философии Возрождения – уже не Бог ортодоксальной религии, не Бог средневековой теологии. Он сам по себе не имеет свободы, не творит мир «из ничего», а является «со-вечным» миру, сливается с законами естественной необходимости. А природа из творения Бога, его служанки превращается в самостоятельное начало, как бы приравнивается к Богу. Объективно пантеизм был направлен против религиозного мировоззрения и поэтому вызывал гнев у католических иерархов и неоднократно осуждался церковью.
2. Возрожденческая философия базировалась на неоплатонизме, на неоплатонической методологии и схематике. У неоплатоников натурфилософия Возрождения заимствовала понятие мировой души, которое настойчиво отвергалось ортодоксально настроенными религиозными авторитетами как языческое. Ренессансные философы все чаще ставят это понятие на место трансцендентного христианского Бога. С его помощью натурфилософы эпохи Возрождения стремились устранить идею творения: мировая душа представала как органически присущая (имманентная) самой природе внутренняя сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале. При таком подходе понятие Бога сохранялось лишь формально, но не содержательно.
3. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, великими географическими открытиями, с достижениями естественных наук, особенно с выдвинутой Коперником новой космологией.
4. Мыслители эпохи Возрождения характеризуются стремлением к практической науке, способной улучшить жизнь, а знание понимают как силу, с помощью которой человек может подчинить себе природу. Отсюда – две интенции (от лат. intentio – стремление) в развитии натурфилософии эпохи Возрождения: стремление к теоретическому познанию природы и к практическому овладению ею. На деле стремление к быстрому и полному господству над природой порождает наряду с естествознанием расцвет многочисленных «тайных» наук и учений. Магия, алхимия, астрология характерны для Возрождения так же, как математика, механика и астрономия. Соответственно этому можно выделить два основных направления во взглядах на природу – теоретическое и магическое. Так, например, наиболее видный представитель магического направления Парацельс (1493–1541) полагал, что природа представляет собой живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в живых организмах, но и в неодушевленных стихиях. По его мнению, в каждой части природы, в основе всех вещей и существ находится некое одушевленное начало – архей. Архей этот – своего рода ключ к природе, отыскавший его получает неограниченную власть над природой, возможность трансформировать вещи и т. д. Магико алхимическое понимание природы Парацельсом отличается активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Магическая линия особенно характерна для возрожденческой культуры Северной Европы.
5. Философия Ренессанса на место прежнего убеждения о надындивидуальном характере истины выдвигает мысль о том, что каждый человек, опираясь на естественные способности, может и имеет право утверждать истину. Авторитеты утрачивают свое прежнее значение, вырабатывается индивидуалистический стиль изложения научных знаний, и это вполне согласуется с основным лозунгом Ренессанса о свободе и автономии личности. В этом, как и во всем остальном, находил свое выражение главный принцип философии эпохи Возрождения – принцип радикального антропоцентризма.
6. Философию эпохи Возрождения отличают простота мысли, полемический тон и направленность. Мыслители этой эпохи стремятся противопоставить отвлеченным, умозрительным построениям схоластов «естественную логику», опирающуюся на здравый смысл, радикально порвать с книжной ученостью прошлого. При этом они не отдают себе отчета в том, что проблематика, которая находилась в центре их внимания, все еще в значительной мере сходна с той, которую пытались решать схоласты позднего Средневековья.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История философии"
Книги похожие на "История философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - История философии"
Отзывы читателей о книге "История философии", комментарии и мнения людей о произведении.