Алан Уоллес - Пробуждённые сновидения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пробуждённые сновидения"
Описание и краткое содержание "Пробуждённые сновидения" читать бесплатно онлайн.
В этой книге содержатся необходимые инструкции, которые могут понадобиться, чтобы приступить к практике осознанных сновидений. В дополнение к этому автор показывает, как вывести опыт осознанных сновидений за рамки простого развлечения и начать использовать его для творчества, решения жизненных проблем и глубинного самопознания. В книге также содержатся описания методов классической йоги сновидений тибетского буддизма, которые позволяют использовать осознанные сновидения для получения глубочайшего прозрения в природу реальности.
То же самое можно сказать и о другой технике, которую мы рассмотрим позже. Она заключается в использовании типичных событий сновидения (известных как «признаки сновидения») для того, чтобы напоминать нам о том, что мы спим и видим сон. С течением времени у нас сложится целый список событий, которые регулярно случаются в наших снах. К примеру, мы можем снова и снова оказываться в особом месте, сталкиваться с одной и той же ситуацией, взаимодействовать с одними и теми же предметами или встречать одних и тех же людей. Если ясность нашего ума достаточно развита, чтобы помнить важность подобных признаков, когда они появляются в сновидении, то это может помочь нам осознать, что мы видим сон. Освоение практики шаматхи значительно увеличивает наши шансы, в то время как без её применения наше обычное сознание во время сновидения либо вообще пропустит эти признаки, либо в нём появится лишь смутное представление о том, что это, возможно, нечто важное — что в них есть некий смысл и это можно как-то использовать.
Шаматха не является исключительно буддийской практикой. Она используется в качестве техники созерцания в христианстве, индуизме, суфизме, даосизме, а также во многих других духовных традициях. Но, на мой взгляд, именно в буддизме была разработана тщательно выверенная, многофункциональная система этой практики, и именно она наиболее полезна для работы со сновидениями. Та система, которую я опишу в этой книге, использует традицию, объединяющую три особые техники в систему из десяти последовательных этапов. Сначала я кратко расскажу о теоретической основе этой буддийской системы практики шаматхи, а затем остановлюсь на прикладном её аспекте, который можно использовать для того, чтобы развить навыки, необходимые в практике осознанного сновидения и йоги сна.
Теория шаматхиОбщая система практики шаматхи, изложенная в этой книге, представлена в соответствии с трактатом «Этапы медитации», который был составлен индийским буддийским мыслителем Камалашилой. Согласно этому тексту, существует десять этапов развития шаматхи — начиная с наименьшей сосредоточенности внимания и заканчивая идеальной, которая, собственно, и называется «шаматха». По достижении шаматхи практикующий способен без усилий концентрироваться на выбранном объекте как минимум четыре часа. Достижение шаматхи в наши дни случается нечасто даже среди серьёзных практикующих. Этому есть два объяснения. Во-первых: несмотря на то что для выполнения «высших» практик и достижения реализации шаматха всегда считалась незаменимым предварительным этапом, многие современные традиции, связанные с медитацией, стали недооценивать её роль. Во-вторых: если практикующий не обладает расслабленным и сбалансированным умом, то для полноценного достижения шаматхи могут потребоваться месяцы, а то и годы интенсивной уединённой практики. Раньше в таких странах, как, например, Тибет, жизнь была спокойной и размеренной, поэтому уравновешенных людей было довольно много и им не требовалось длительного времени для достижения шаматхи. Но в современном обществе — в нашей стремительной, перевозбуждённой цивилизации — людей с таким складом ума почти не осталось.
Нельзя сказать, что без шаматхи вообще невозможно успешно работать со сновидениями, но я тем не менее настоятельно рекомендую вам овладеть этой техникой. Если вы овладеете хотя бы первыми двумя ступенями (из перечисленных ниже), то существенно стабилизируете свою внимательность, что поможет вам не только в работе со сновидениями, но также и во многих других видах деятельности. Освоение более высоких ступеней, не говоря уже о достижении последней ступени — собственно шаматхи, послужит гарантией того, что результаты работы со сновидениями не заставят себя долго ждать.
Десять ступеней развития шаматхи (с кратким описанием каждой ступени):
1. Направленное внимание — развитие способности фокусироваться на выбранном объекте.
2. Длительное внимание — способность удерживать внимание на выбранном объекте в течение минуты.
3. Восстановленное внимание — способность мгновенно восстанавливать внимание на объекте, когда имело место отвлечение.
4. Усидчивое внимание — объект внимания никогда не стирается из памяти полностью.
5. Освоенное внимание — практика однонаправленной концентрации, самадхи, начинает приносить удовлетворение.
6. Смиренное внимание — ум перестаёт оказывать сопротивление тренировке внимания.
7. Полностью смиренное внимание — устраняются привязанность, меланхолия и апатия.
8. Однонаправленное внимание — возбуждённость или вялость больше не нарушают самадхи.
9. Сбалансированное внимание — самадхи поддерживается без усилий.
10. Шаматха — способность без усилий поддерживать концентрацию на выбранном объекте в течение как минимум четырёх часов. Сильно возрастает мыслительная и психологическая гибкость ума. Появляется множество сопутствующих эффектов[10].
Обычно, когда речь идёт о десяти ступенях развития шаматхи, используют метафору течения реки. Вначале мысли, эмоции, зрительные образы и другие ментальные события проносятся перед внутреннем взором со скоростью падающих струй водопада. На последних ступенях все перечисленные ментальные события теряют свою скорость и появляются гораздо реже. Тогда их можно сравнить с размеренным течением реки по равнине. В конечном итоге они полностью успокаиваются, и их можно сравнить с водой в океане.
Три последовательные практики развития шаматхиЯ пришёл к выводу, что эти три практики являются наиболее эффективными для современных людей, которые хотят овладеть техникой шаматхи. Первая из них — это осознанное дыхание. Эта практика заключается в том, что мы тренируем свою внимательность, наблюдая за вдохами и выдохами, отмечая про себя физические ощущения, которые появляются в теле благодаря естественному дыханию.
Опыт осознанного дыхания обеспечивает нам отличную подготовку, приводящую наши тело и ум к расслаблению, которое необходимо для того, чтобы начать практику.
Для тех, кто захочет пройти через все десять ступеней практики, я рекомендую на первых четырёх ступенях использовать именно осознанное дыхание. Для следующих трёх ступеней (с пятой по седьмую) я рекомендую использовать практику приведения ума к естественному состоянию. В этой практике внимание переключается с дыхания на ментальные события. Мы наблюдаем за всем, что появляется в уме, — за мыслями, зрительными образами и эмоциями. Мы наблюдаем за ними абсолютно беспристрастно, совершенно не вовлекаясь. Мы позволяем этим ментальным событиям, которые обычно увлекают наш ум за собой, показываться и исчезать в «окне ума» так, словно они облака, летящие по небу. Начиная с восьмой ступени мы практикуем так называемую безобъектную шаматху, или, другими словами, осознанность осознанности. До этой ступени мы фокусировали внимание на объекте. Здесь же внимание направлено на саму осознанность. В то время как дыхание и ментальные события являются объектами концептуального мышления (иными словами, осознанность сфокусирована на объекте, отличном от себя самой), в практике безобъектной шаматхи осознанность просто покоится сама в себе, проявляя такие качества, как ясность и понимание.
Приведение ума к естественному состоянию и осознанность осознанности наряду с другими техниками шаматхи очень полезны для работы со сновидениями независимо от того, собирается ли практикующий довести свой прогресс до наиболее продвинутых ступеней развития. Я буду знакомить вас с этими техниками в самых подходящих местах соответствующих глав книги.
Те инструкции, которые будут даны в настоящей главе, если их тщательно выполнять, позволят вам пройти первые три ступени развития шаматхи. Если кто-то захочет продвинуться дальше, то для этого, скорее всего, придётся осуществить довольно долгое затворничество. Подробное объяснение полного пути шаматхи можно найти в моей книге «Революция внимательности»[11].
Практика шаматхи Сессия 1: расслаблениеНачнём мы с основной медитации, которая заключается в последовательности действий для поддержания внимательности, направленной на физические ощущения тела. Эта медитация приводит к расслаблению, являющемуся ключевым аспектом практики шаматхи, а также очень полезно как предварительное условие для здорового ночного сна, без которого успешная работа со сновидениями весьма затруднительна, если вообще возможна. Эту и все последующие сессии мы будем начинать с того, что приведём тело в естественное состояние. Затем, поддерживая спокойное, внимательное присутствие, мы дадим осознанности проникнуть в сферу наших физических ощущений, которые возникают как внутри тела, так и «снаружи» — на нашей коже.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пробуждённые сновидения"
Книги похожие на "Пробуждённые сновидения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алан Уоллес - Пробуждённые сновидения"
Отзывы читателей о книге "Пробуждённые сновидения", комментарии и мнения людей о произведении.