Владимир Некрасов - На крыльях победы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На крыльях победы"
Описание и краткое содержание "На крыльях победы" читать бесплатно онлайн.
В 1938 году в Хабаровский аэроклуб поступили ученики четвертой школы братья Некрасовы — Александр и Владимир. Вскоре, продолжая учиться в клубе, они начали работать на заводе «Энергомаш».
В 1940 году братья расстались с родным заводом и городом и выехали в школу летчиков-истребителей. А еще через два года на фронтах Великой Отечественной войны они вели ожесточенные бои с гитлеровскими воздушными пиратами.
В одной из схваток, когда на стороне врага был значительный перевес — десять фашистских истребителей напали на двух советских, младший брат, Александр, сбив немецкого аса, сам погиб смертью храбрых. Владимир Некрасов мстил ненавистному врагу и за смерть брата, и за то горе, что принесли гитлеровцы на советскую землю.
В годы войны Владимир Некрасов выполнил более двухсот пятидесяти боевых заданий, участвовал в семидесяти шести воздушных боях, в которых лично сбил двадцать один фашистский самолет и тринадцать — в группе с товарищами. Партия и правительство высоко оценили мужество и героизм братьев: Александр был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, который сейчас хранится у родителей, Владимиру Петровичу шесть раз вручались ордена и три раза — медали, а затем было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сейчас В. П. Некрасов живет и работает в Хабаровске. О своем участии в войне, о многочисленных сражениях, о боевых товарищах он рассказывает в этой книге.
Впервые книга вышла в Хабаровском издательстве в I960 году. Она была хорошо встречена: автор и издательство получили много благодарных отзывов. Настоящее издание (несколько исправленное и дополненное) осуществляется по просьбе читателей.
Литературная запись писателя А. А. ВАХОВА
Бродинский что-то говорил ему по радио, но Олейник не мог разобрать. Почувствовав, что до аэродрома он не дотянет, Миша чуть высунулся из кабины и стал присматривать площадку для посадки. Увидев неровный круг озера, начал заходить на него.
— Что ты делаешь?! — крикнул ему Бродинский. — До аэродрома уже близко. Протяни немного.
Но Миша плохо соображал. Голова болела, в ушах стоял звон. Он выпустил шасси, щитки и стал планировать на озере, на обнаженную ветрами полосу льда. И вот колеса коснулись ледяной поверхности. Олейник резко затормозил. Самолет встал у самого берега перед зарослями кустарника, занесенного снегом.
Миша с трудом выбрался из машины и смог осмотреть кабину. Несколько фашистских снарядов разбили бронестекло, прикрывающее голову летчика сзади. Крепление было сорвано. Бронестекло-то и ударило летчика по голове, а затем навалилось ему на шею. Миша выругался. Нелепая причина вынужденной посадки! Его самолет стоял на малой ледяной площадке, взлететь было невозможно.
Миша снял радиостанцию и часы, положил в парашютный чехол, сличил свой ручной компас с самолетным, закрыл кабину и побрел на юг. После нескольких десятков шагов остановился. Где же он? Может, на территории, занятой врагом?
На лбу его выступил пот. Вокруг лежала безмолвная белая пустыня, и среди нее — человек, он, Олейник, экономя силы, делал шаг за шагом в надежде, что выйдет к своим...
Бродинский, видя, что Миша пошел на посадку, взглянул на свои приборы и обнаружил, что стрелка бензомера стояла на красной черте. Горючее кончилось. Бродинский знал, что в пяти километрах от озера есть станция и около нее — посадочная площадка. Он направился к ней и благополучно приземлился. Здесь его заправили горючим, но взлететь не разрешили, так как наступал ранний зимний вечер.
А на нашем аэродроме происходило следующее. Когда над ним прошли вернувшиеся с задания штурмовики, которых мы прикрывали, летчики и механики, собравшиеся на летной полосе, ждали и нашего появления. Мой механик говорил:
— Сейчас и наши будут. Сейчас...
Проходили секунды, минуты, а никто из истребителей не появлялся. Лица товарищей мрачнели. «Батя» связался с аэродромом штурмовиков, спросил о нас. Оттуда ответили, что видели наш бой с «фоккерами», а что дальше было — никому неизвестно. Армашов опустил трубку. Лицо его в этот момент, как рассказывали мне потом товарищи, заметно постарело. Он приказал непрерывно вызывать нас. В эфир полетели его позывные:
— Я — «Изумруд-один». Я — «Изумруд-один»...
Никто не откликался. Прошло полчаса. Армашов позвонил в дивизию, но там ничего о нас не знали.
На аэродроме стояла гнетущая тишина. Все ходили сумрачные. Личный состав волновался за нас, за нашу судьбу. Так прошел остаток дня, ночь, а ничего по-прежнему не было известно...
...Я тянул, как мог, дальше, но вдруг мотор неожиданно заглох — «обрезал», как говорят летчики. Почему же я раньше не присмотрел себе площадки для неожиданной вынужденной посадки? Взглянул на землю. Садиться некуда — везде кочки, кусты и только очень узкая извилистая полоска дороги. Винт перестал вращаться. Положение было трудное. Я опустил нос самолета, выпустил щитки и тут подумал, что с остановленным винтом еще ни разу не садился. Но даже в этом неприятном положении нашел для себя некоторое утешение — винт замер одной лопастью кверху.
Под самолетом пробегает серпантин дороги. Буду садиться на нее. Вот и довольно прямой отрезок. Приземляюсь. Кажется, все в порядке. Но тут же раздается треск, хруст. Самолет останавливается как вкопанный. Меня бросает на ручку управления, а затем откидывает на спинку сиденья и прижимает к ней. Вокруг самолета поднимается вихрь снега. Я теряю сознание.
Оно возвращается медленно. Первое, что я увидел, было пламя, которое показалось из-за приборной доски. Я смотрел на него и почему-то спокойно думал: «Горю»...
Но уже в следующее мгновение апатия исчезла, и я рванулся с сиденья: надо скорее выбираться из самолета! Это не так легко сделать: ручка прижала меня к сиденью. Наконец я вырвался из этих железных объятий, вывалился из кабины и что было силы бросился от самолета. Едва я пробежал метров тридцать, как за спиной раздался взрыв, меня швырнуло в снег. Я поднялся, сел. На месте самолета бушевало пламя. По звуку определил, что это взорвались баки с горючим.
Неожиданно я увидел четырех человек, которые бежали ко мне с автоматами наперевес. Я сбросил лямки парашюта, вытащил пистолет и поднял его, целясь в ближнего. Нет, сволочи, так я не сдамся! На каждого найдется пуля. Последнюю оставлю для себя. Чувствовал я себя спокойно, как будто речь шла не обо мне, не о моей жизни. В полусотне метров от меня люди остановились и стали кричать:
— Чей ты — наш или немец?
Теперь я рассмотрел, что это были советские солдаты в полушубках, со звездочками на шапках, и от радости заорал:
— Я вам дам, черти окаянные, немец! — и спрятал пистолет.
Солдаты подходили ко мне осторожно, держа автоматы на изготовку. Я снова крикнул:
— Да свой, свой! Подходите!
Бойцы с интересом меня рассматривали. Один из них, старшина, сказал:
— Хорошо отделался. А что если бы он раньше бухнул?
Все смотрели на горящие остатки самолета. Неожиданно раздался выстрел, за ним второй, третий. Я понял, что происходит, и приказал:
— Ложись!
Мы упали в снег, стараясь втиснуться в него. Рвались патроны в самолете, и над нашими головами злыми осами пролетали пули. За ними начали рваться снаряды. Но канонада продолжалась недолго, вскоре наступила тишина. Мы поднялись. От самолета осталась бесформенная груда искореженного, изорванного металла.
— Тут недалеко за поворотом стоит машина, на которой мы ехали, — сказал старшина. — Можем подвезти.
Поднявшись на ноги, я почувствовал сильную боль в пояснице, но, не придав ей значения, дошел до грузовой машины. А боль усиливалась.
В этот момент к нам подъехал «виллис». Это была машина командира гвардейского истребительного корпуса, базирующегося в городе Илакяй. Шофер узнал меня и предложил:
— Садитесь, я подвезу.
Распростившись с солдатами, я погрузил в «виллис» парашют и сел рядом с шофером. Но как только машина понеслась вперед, боль в пояснице усилилась. Она росла при каждом толчке, и я едва сдерживал стоны. Шофер начал расспрашивать о моей вынужденной посадке, но, увидев гримасы на моем лице, замолк и стал осторожнее вести машину.
Что же, все-таки, со мной случилось? Неужели вся эта боль от удара при посадке, когда самолет наскочил на занесенный снегом валун?
Мы приехали в дивизию. Я хотел выйти из машины, но только охнул от боли, которая, казалось, вот-вот лишит меня сознания. Спина не разгибалась, ноги отказывались слушаться.
Подбежавшие летчики на руках перенесли меня в общежитие, раздели. Пришел полковой врач. После осмотра он сделал мне массаж. Стало как будто легче. А утром я не мог повернуться без чужой помощи с боку на бок. Опять массаж, опять временное полегчание, но... По заключению врачей, я временно отстранен от полетов, так как у меня «сильный ушиб», и помещен в дом отдыха вблизи нашего аэродрома в Эзерах.
Тоска по боевой летной работе выматывала все нервы, ну просто места себе я не мог найти. Когда чувствовал хоть некоторое облегчение, направлялся к товарищам на аэродром, конечно стараясь не попасть на глаза «бате», потому что он немедленно отправлял меня в дом отдыха и давал там приказ строже следить за мной.
Чтобы как-то убить время, я чаще посещал кино и различные вечера отдыха и концерты «авиационного джаза», состоявшего из четырех человек. Несмотря на свою маломощность, джаз бойко исполнял все, начиная от Чайковского и кончая «Синим платочком». Этот джаз давно был знаком летчикам и пользовался у них большой любовью. Он играл на танцах сколько угодно, исполнял все заказы. Да и сам руководитель джаза, игравший на любом инструменте, — старший сержант, молодой, веселый, как говорят, рубаха-парень, нравился нам. К тому же его трофейная «лейка» всегда была к услугам каждого. И будь то фотография на документ или снимок для любимой — он выполнял все одинаково охотно, быстро и хорошо.
Наступил День Советской Армии — 23 февраля 1945 года. Этот весельчак и фотомастер был приглашен со своим джазом в наш полк. После торжественной части и небольшого концерта начался праздничный ужин. Руководителя джаза приглашали от одного стола к другому, угощали, и скоро он был в таком состоянии, что двум летчикам из первой эскадрильи было приказано доставить его в общежитие и уложить в постель.
Летчики отнесли музыканта к себе и, раздевая, неловко стащили гимнастерку. Из ее кармана выпало несколько фотографий наших летчиков, документы. Среди них оказалось удостоверение на орден Славы первой степени на имя младшего лейтенанта Сигайло.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На крыльях победы"
Книги похожие на "На крыльях победы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Некрасов - На крыльях победы"
Отзывы читателей о книге "На крыльях победы", комментарии и мнения людей о произведении.