Вячеслав Воробьев - 12 тверских математиков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "12 тверских математиков"
Описание и краткое содержание "12 тверских математиков" читать бесплатно онлайн.
С Тверской землёй связаны судьбы и деятельность видных российских учёных в разных отраслях науки. Вниманию читателей предлагается сборник биографических очерков о математиках, чьи труды стали достоянием фундаментальной науки, педагогики, нашли применение в технике и военном деле: Л.Ф. Магницком, С.Я. Румовском, Д.С. Чижове, Н.В. Маиевском, И.А. Вышнеградском, В.И. Смирнове, В.М. Брадисе, Г.М. Голузине, А.И. Маркушевиче, П.П. Коровкине, Н.М. Афанасьеве, Е.В. Золотове.
Эта интенсивная профессорская деятельность И.А. Вышнеградского была связана с научной разработкой ряда вопросов машиностроения. Ещё до заграничной командировки он отправил в «Артиллерийский журнал» две работы о пороховых прессах и в «Бюллетень Российской Академии наук» — работу о расчёте некоторых деталей водяных двигателей. В 1863 году он напечатал в «Артиллерийском журнале» работу «О прочности цепей». Ряд других научных результатов в области машиностроения И.А. Вышнеградский изложил в своих лекциях, но далеко не все из них были напечатаны. Работы по регулированию, которые прославили его имя, были опубликованы в 1877—1878 годах в «Известиях Технологического института» — издании, которое было основано самим И.А. Вышнеградским для печатания работ по различным приложениям науки к технике.
И.А. Вышнеградский не только сам вёл научную разработку вопросов прикладной механики, но и привлекал к этой работе талантливых молодых учёных, из которых некоторые впоследствии получили большую известность. Здесь следует указать, прежде всего, Н.П, Петрова — одного из наиболее выдающихся русских механиков, «отца гидродинамической теории трения», который получил математическую и механическую подготовку у М.В. Остроградского, но первыми шагами которого в области прикладных дисциплин руководил И.А. Вышнеградский; В.Л. Кирпичёва — впоследствии виднейшего учёного-инженера, автора замечательных руководств по механике и организатора высшего технического образования; А.П. Бородина — впоследствии видного железнодорожного инженера, автора ряда усовершенствований в конструкциях паровозов.
В 1871 году И.А. Вышнеградский организовал в Петербурге из своих сотрудников и учеников «пентагональное общество», душою которого был он сам. Это общество, целью которого была научная разработка вопросов прикладной механики и смежных дисциплин, получило своё название в связи с тем, что состояло из пяти членов, причём еженедельные заседания членов общества происходили поочерёдно у каждого из них. Этот небольшой кружок научных работников, распавшийся через несколько лет, сыграл определённую роль в развитии прикладной механики в России. Именно здесь И.А. Вышнеградский впервые изложил свои соображения о расчётах регуляторов, которые окончательно были оформлены им позднее.
Не менее интенсивной была деятельность И.А. Вышнеградского и в области практики машиностроения. С 1859 года он вместе со своими товарищами по Артиллерийской академии Н.В. Маиевским, работы которого по внешней баллистике впоследствии получили мировую известность, и А.В. Гадолиным, выдающимся кристаллографом и виднейшим специалистом по артиллерийской технологии, состоял членом Артиллерийского комитета, на который была возложена задача по перевооружению армии. С 1867 по 1878 год И.А. Вышнеградский непосредственно работал в Главном артиллерийском управлении в должности инженера-механика.
1860—1870-е годы — это время настоящей революции в артиллерийском и стрелковом деле. Тогда совершился массовый переход от бронзовых пушек к нарезным стальным орудиям, от сферического ядра — к продолговатому снаряду, от обычного пороха — к призматическому пироксилиновому пороху, от гладкоствольного ружья, заряжающегося с дула, — к скорострельной винтовке, имеющей патроны с металлическими гильзами.
Роль И.А. Вышнеградского в проводимых с 1863 года преобразованиях русской артиллерии и в реконструкции заводов артиллерийского ведомства весьма велика. Крупнейшие заводы артиллерийского ведомства реконструировались по его проектам, и внутреннее оборудование многих других заводов и мастерских было выполнено по его указаниям и чертежам. В своей речи о его деятельности В.Л. Кирпичёв говорил: «По чертежам покойного было исполнено много машин, преимущественно для артиллерийского ведомства, в котором он долгое время состоял главным механиком и для которого он устроил механическую часть многих технических заведений: орудийного, патронного, порохового заводов и др. Самой замечательной работой Ивана Алексеевича в области практического машиностроения была постройка Охтенского порохового завода, для которого покойный устроил двигатель (три турбины Жонваля по 140 сил каждая) и проволочную передачу работы от двигателя к отдельным пороховым фабрикам, выстроенным на протяжении нескольких вёрст, в расстоянии 25 сажен одна от другой, и многие исполнительные механизмы... Из числа исполнительных механизмов этого завода замечателен придуманный Иваном Алексеевичем пресс для изготовления призматического пороха — весьма остроумная автоматическая машина, которая была потом применена и на германских пороховых заводах».
Деятельность И.А. Вышнеградского в области практического машиностроения не ограничивалась артиллерийским ведомством. Им были выполнены многочисленные проектные работы для железных дорог (в том числе пристань в Рыбинске с механической перегрузкой грузов из барж в вагоны) и отдельных частных предприятий.
Начиная со второй половины 1870-х годов, И.А. Вышнеградский стал принимать участие в управлении железными дорогами и промышленными предприятиями (Юго-Западные железные дороги, Рыбинско-Бологовская дорога, Петербургское общество водопроводов и др.), занимаясь не только технической стороной их деятельности, но и их финансами, входя, как и всегда, во все детали административных, финансовых, в частности биржевых, операций. Постепенно он сокращал свои профессорские обязанности, передавая сотрудникам и ученикам свои курсы и руководство проектированием.
С начала 1880-х годов И.А. Вышнеградский начал выдвигаться как организатор технического образования в России и государственный деятель. В 1875 году он был назначен директором Петербургского технологического института, профессором которого состоял с 1862 года. В 1881 году этот институт был передан из Министерства финансов в Министерство народного просвещения, и И.А. Вышнеградский принял участие в делах этого министерства. После работ по пересмотру университетского устава, по пересмотру устава реальных училищ, по устройству Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве (1882) он организовал (1883) при Учёном комитете Министерства народного просвещения отделение по техническому и профессиональному образованию. В 1884 году в качестве члена Совета Министерства народного просвещения И.А. Вышнеградский составил проект развития профессионального образования в России. Этот проект, представляющий значительный интерес во многих отношениях, предусматривал как подготовку инженеров с высшим образованием и техников со средним образованием, так и широкую подготовку мастеров и квалифицированных рабочих различных специальностей.
С некоторыми изменениями он позднее был принят и коренным образом улучшил дело среднего и низшего профессионального образования в России. Особо следует отметить участие И.А. Вышнеградского в реорганизации Петербургского и в создании Харьковского технологических институтов.
В 1887 году И.А. Вышнеградский был назначен управляющим Министерства финансов, а через год — министром финансов. Ему удалось при помощи ряда жёстких мер добиться отсутствия дефицита в государственном бюджете России. Он организовал при Министерстве финансов Департамент железнодорожных дел, провёл ряд мероприятий по упорядочению в интересах государства железнодорожных тарифов и предпринял ряд существенных шагов, направленных к переходу частных железных дорог в руки государства.
И.А. Вышнеградский разделял точку зрения тех кругов, которые считали, что Россия может быть действительно самостоятельным и сильным государством лишь в том случае, если она будет страной не только земледельческой, но и промышленной, и при нём Россия круто повернула таможенную политику, перейдя к системе таможенных пошлин, охраняющих отечественную промышленность. Проведённый им тариф 1891 года необычайно затруднил распространение германских фабрикатов на русском рынке и вызвал таможенную войну с Германией. При И.А. Вышнеградском она не была закончена, но в итоге завершилась благоприятным для России торговым договором 1894 года.
В августе 1892 года И.А. Вышнеградский, сильно переутомлённый напряжённой работой в Министерстве финансов, где неурожайный год вызвал много неожиданных затруднений, перенёс инсульт. Ему пришлось оставить пост министра финансов и почти совершенно отказаться от какой бы то ни было деятельности. 6 апреля 1895 г. И.А. Вышнеградский умер.
Профессор В.Л. Кирпичёв на заседании Харьковского отделения Русского технического общества, посвященном памяти И.А. Вышнеградского, следующими словами охарактеризовал значение деятельности И.А. Вышнеградского для России: «...введение в России преподавания машиностроения, а следовательно, и подготовка к отечественному производству машин есть дело И.А. Вышнеградского, и в этом состоит главная заслуга и особое значение покойного... И.А. Вышнеградский образовал несколько поколений механиков и строителей машин; ученики его теперь рассеяны по всему лицу нашего обширного отечества и, пользуясь сообщёнными им знаниями, успешно работают практически и теоретически на поприще машиностроения; оно стало у нас туземным делом».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "12 тверских математиков"
Книги похожие на "12 тверских математиков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Воробьев - 12 тверских математиков"
Отзывы читателей о книге "12 тверских математиков", комментарии и мнения людей о произведении.