» » » » Ромуальд Чикалов - Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)


Авторские права

Ромуальд Чикалов - Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)

Здесь можно купить и скачать "Ромуальд Чикалов - Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ромуальд Чикалов - Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)
Рейтинг:
Название:
Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-06-2284-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)"

Описание и краткое содержание "Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)" читать бесплатно онлайн.



Освещаются основные вопросы истории Нового времени Европы и Северной Америки. Рассматриваются проблемы политического, социального, культурного и экономического развития указанных регионов в целом и специфика названных процессов в Великобритании, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии, США. Раскрываются проблемы формирования территорий европейских стран и США, демографических процессов, политических идеологий и общественных движений, социальной политики, культуры и быта. Дана характеристика международных отношений, военных действий на Западном фронте Первой мировой войны.

Для студентов исторических факультетов учреждений высшего образования, преподавателей истории общеобразовательных учебных заведений, а также всех интересующихся всемирной историей.






• ликвидация власти монархии над церковью;

• гарантия гражданских и политических прав личности.

Ценностями либерального мировоззрения пронизана американская Декларация независимости 1776 г. В ней подчеркивалось: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем очевидными правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью»[39]. Годы Французской революции конца XVIII в. составили новый этап в формировании либерализма как общественно-политического течения. «Декларация прав человека и гражданина» в редакции, приведенной в Конституции 1793 г., указала на естественные и неотъемлемые права человека: «Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность»[40]. Названные документы важны не только в связи с провозглашением основополагающих постулатов либерализма, но в еще большей степени в связи с приданием последним качества государственной идеологии. Из признания естественного характера человеческих прав вытекало требование равенства всех людей в правовом отношении. Таким образом, можно сказать, что в форме социально-политического течения либерализм проявил себя в связи с кризисом феодального строя и получил интенсивное развитие, когда буржуазия непосредственно вышла на историческую арену и заявила о своих правах.

Последовательно концентрируясь в творчестве многих мыслителей XVIII–XIX вв.: Дж. Локка, А. Смита, Дж. Милля, И. Бентама – в Англии; Ш.Л. Монтескье, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Б. Констана, А. де Токвиля – во Франции; Б. Франклина, Т. Джефферсона, Дж. Медисона – в США; В. Гумбольдта – в Германии (этот ряд выдающихся имен можно продолжить), – идеология восходившей буржуазии выкристаллизовалась в цельную концепцию. Со времени утверждения испанской конституции 1812 г., близкой по духу той, что была принята во Франции в 1791 г., она получила обозначение – либерализм. Его теория и практика представляют собой комплекс мировоззренческих принципов, программных установок в политической, экономической и социальной сферах, гибкую и динамичную систему, чутко реагирующую на социально-экономические и общественно-политические реалии своего времени и модифицирующуюся в связи с ними. Для него характерны различные течения, в том числе так называемый классический либерализм и новый, или социальный, либерализм.

Классический либерализм

В концепции либерализма в качестве одного из основополагающих выступает постулат о решающей роли частной собственности на средства производства. Либералы наделяют систему, где она господствует, способностью в наибольшей степени обеспечить интенсивный рост экономики, насыщение рынка материальными ресурсами, товарами и услугами. Эффективность хозяйствования они связывают с двумя обстоятельствами. Первое — рыночная экономика. Именно рыночные отношения позволяют их участникам создавать оптимальные для производства и потребления условия, самостоятельно решать хозяйственные вопросы и вести свои дела, побуждают каждого работника трудиться с максимальной отдачей, поскольку от этого зависит размер его дохода. Второе – предприниматели в условиях постоянной и острой конкуренции должны улучшать и совершенствовать производственный процесс, производить наиболее прибыльным способом, с меньшими, чем у конкурентов, затратами труда и капитала. Из этого вытекает одно из наиболее существенных программных положений либерализма – laissez-faire (позволяйте делать), т. е. создание неограниченных возможностей для развития рынка и свободной конкуренции; невмешательство государства в рыночные отношения и организацию хозяйства. Приверженцы классического либерализма исходили из того, что индивидуальные интересы должны превалировать над общественными, поскольку при рыночных отношениях субъекты хозяйствования наилучшим образом добьются собственной выгоды, а взаимодействие на рыночной основе производителей наиболее результативно обеспечит общее благо, позволит решить любые экономические проблемы. Поэтому государство не должно управлять экономикой, а его экономическая функция должна ограничиться созданием эффективной финансовой системы, обеспечением рыночных отношений денежными знаками и ценными бумагами, поддержкой свободного рынка товаров и труда. Тем более государству не следует заниматься повышением благосостояния бедных.

Значение частной собственности, согласно либеральной доктрине, состоит и в том, что она создает сферу, где человек освобождается от насильственного вмешательства государства и в силу этого может наиболее полно реализовать свою инициативу, предпринимательский дух и способности. В этом смысле частная собственность является гарантом и основой личной свободы. Сторонники либерализма понимают последнюю как отсутствие принуждения, высвобождение от политических, церковных и социальных ограничений, неприкосновенность сферы частной жизни. Именно личная и гражданская свобода открывает путь к вершинам социальной иерархии, завоеванию достойного места в обществе, достижению успеха в предпринимательстве.

Принцип свободы у либералов базируется на постулате, согласно которому индивид уже в дообщественном, догосударственном так называемом естественном состоянии был наделен неотчуждаемыми правами (важнейшие из них перечислены в упомянутых выше американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина), а потому он должен сохранить их и в последующие эпохи. Свобода независима от происхождения, цвета кожи, пола и возраста, способностей и знаний, характера и убеждений, а потому все люди равны перед законом. Гражданские права человека не должны зависеть от сословной или классовой принадлежности, должностного или имущественного положения. Исходя из этого, либерализм определил требования к государству как инструменту обеспечения прав и свобод человека. Оно, во-первых, должно выступать в роли «государства – ночного сторожа» (этот термин ввел Фердинанд Лассаль, критикуя либеральную концепцию государства) и, во-вторых, быть демократическим, правовым, парламентарным.

Суть идеи «государства – ночного сторожа» состоит в обосновании достаточности минимального государства, т. е. государства, наделенного минимальным, ограниченным комплексом самых необходимых функций по защите страны от внешней опасности, обеспечению ее суверенитета и территориальной целостности, а во внутренней жизни – сохранению общественного порядка. Указанные направления деятельности государства обусловлены заинтересованностью общества в мирном сотрудничестве и стабильном порядке. Признание принципа свободы не означает предоставления каждому индивиду возможности поступать вопреки общепринятым обычаям или требованиям законов. Должно господствовать правовое сознание, основу которого составляет сочетание прав с обязательствами и ответственностью людей перед обществом и в отношениях между собой. Поэтому государство обязано силовыми методами, если другие средства недостаточны, принуждать к выполнению установленных норм и правил всех тех, кто не считается с интересами окружающих, подвергает опасности жизнь, здоровье, личную свободу и частную собственность людей.

В политической сфере государство должно быть демократическим, правовым, парламентарным, чтобы гарантировать ровный и мирный ход развития общества без революций и гражданских войн. Это возможно при условии, что деятельность правительств будет соответствовать желаниям граждан, а если баланс государственных и общественных интересов нарушается, выборы в парламент призваны его восстановить. Но для этого государство следует наделить указанными выше качествами, наличие которых обеспечит конституционный строй, предусматривающий разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, ответственное перед парламентом правительство, свободное функционирование политических партий. Такая политическая система должна исключить возможность чьей-либо (класса, партии, церкви, государя) монополии на власть. Демократическое, правовое государство необходимо, чтобы возобладало господство законов, а не людей, было воспитано уважение к праву, создан общественный порядок, главной задачей которого становится сохранение прав человека как естественных. С этих позиций либерализм добивался:

• всеобщего избирательного права и через него участия народа в управлении государством;

• автономии местного управления;

• суда присяжных;

• свободы слова, собраний, совести.

Положения эти на протяжении XIX в., а затем в XX в. получили в той или иной степени юридическое закрепление в конституциях европейских государств и многих стран других континентов.

Для либералов XIX в. борьба за свободу личности сливалась с выступлениями за объединение разобщенных территорий в единые государства, равно как и с национальными движениями тех европейских народов, которые не имели, но стремились обрести государственный суверенитет. Это вытекало из того, что в концепции либерализма не только отдельная личность должна обладать правовыми гарантиями, но и население определенной территориальной единицы не может быть лишено права решить вопрос о государственной принадлежности. В одних случаях, как в Германии и Италии, проблема состояла в объединении страны на национальной основе. В других, наоборот, – в образовании независимых государств, чему Европа XIX в. была неоднократным свидетелем. Бельгия вышла из состава Нидерландского королевства, Норвегия отделилась от Швеции, государства Балканского полуострова сбросили иго Османской империи. В этих и подобных случаях либералы поддерживали указанные процессы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)"

Книги похожие на "Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ромуальд Чикалов

Ромуальд Чикалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ромуальд Чикалов - Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)"

Отзывы читателей о книге "Новая история стран Европы и Северной Америки (1815-1918)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.